22 апреля 2021 г. |
А38-3584/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения Волжского городского комитета по управлению имуществом
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.01.2021
по делу N А38-3584/2020,
принятое по заявлению Муниципального учреждения Волжского городского комитета по управлению имуществом о признании незаконным бездействия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Марий Эл,
при участии в судебном заседании представителей:
Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Марий Эл -
Епанечниковой Н.А. по доверенности от 14.05.2020 N 12/2020-01 сроком действия три года, диплом о высшем юридическом образовании,
и установил:
Муниципальное учреждение Волжский городской комитет по управлению имуществом (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным бездействия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Марий Эл (далее - филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Марий Эл, уполномоченный орган), выразившегося в неопределении актуальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 12:16:0105005:204, 12:16:0104003:268, 12:16:0104003:503. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган определить актуальную кадастровую стоимость указанных земельных участков, применяемую с 1 января 2018 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее - Управление Росреестра), Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ РМЭ "Центр государственной кадастровой оценки").
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.01.2021 Учреждению отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы и в дополнении к ней заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что земельные участки входят в кадастровый квартал, в отношении которого постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20.06.2013 N 199 утвержден новый удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем у уполномоченного органа отсутствовали основания для неприменения этого показателя в целях определения актуальной кадастровой стоимости земельных участков. Незаконное бездействие уполномоченного органа нарушает имущественные права городской округ "Город Волжск".
ГБУ РМЭ "Центр государственной кадастровой оценки" в отзыве на апелляционную жалобу оставляет рассмотрение вопроса о законности обжалуемого судебного акта на усмотрение арбитражного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Марий Эл указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить решение суда без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Марий Эл.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Марий Эл поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
ГБУ РМЭ "Центр государственной кадастровой оценки" ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и исходил из того, что уполномоченный орган доказал отсутствие с его стороны незаконного бездействия.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Суд первой инстанции установил, что в ведении заявителя находится земельный участок площадью 1000 кв.м, кадастровый номер 12:16:0105005:204, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Кедровая, участок 1А (на государственный кадастровый учет поставлен 07.03.2012); земельный участок площадью 1000 кв.м, кадастровый номер 12:16:0104003:268, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Рябиновая, участок 12 (на государственный кадастровый учет поставлен 21.02.2012); земельный участок площадью 999 кв.м, кадастровый номер 12:16:0104003:503, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Березовая, участок 16 (на государственный кадастровый учет поставлен 22.05.2015).
Указанные земельные участки относятся к категории - земли населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Земельные участки с кадастровыми номерами 12:16:0105005:204, 12:16:0104003:268, 12:16:0104003:503 с учетом даты их образования не вошли в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл, в отношении которых определена новая кадастровая стоимость.
20.01.2020 заявитель обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Марий Эл с заявлением (вх. N 119) об актуализации информации о кадастровой стоимости этих участков применительно к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 20.06.2013 N 199.
Письмом от 29.01.2020 N 07-308/20 филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Марий Эл сообщил о невозможности актуализации сведений в связи с тем, что приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514, вступившим в силу 02.03.2019, признаны утратившими силу Методические указания от 12.08.2006 и утвержден новый Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Методические указания от 24.09.2018), который не предусматривает методику расчета кадастровой стоимости земельных участков, образованных после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки, и до даты утверждения ее результатов.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникавшие в связи с осуществлением государственной кадастровой оценки недвижимого имущества, регулировались Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
По общим правилам, закрепленным в статьях 24.12, 24.15, 24.17 Закона об оценочной деятельности, определение кадастровой стоимости осуществлялось оценщиками с составлением отчета в рамках проведения по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (заказчика работ) государственной кадастровой оценки, который впоследствии принимал акт об утверждении содержащихся в отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации.
С даты вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости такие результаты считались утвержденными.
В дальнейшем орган регистрации прав осуществлял внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Главой 3.1 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей до 22.07.2014, и в последующей редакции предусматривалось, что если государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости осуществлялся в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, то определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости производилось органом, осуществлявшим функциями по государственной кадастровой оценке, то есть Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (согласно постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 N 457), либо на основании решения данного органа подведомственным ему государственным бюджетным учреждением.
Приказом Росреестра от 26.12.2011 N П/531, а затем приказом Росреестра от 12.05.2015 N П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделялось федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Определение кадастровой стоимости в указанных случаях осуществлялось по утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания от 12.08.2006), согласно которым они применялись при образовании нового земельного участка; изменении площади земельного участка; изменении вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определялась путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (пункт 2.1.3).
По правилам статей 24.11 - 24.13 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей до 14.07.2016, в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, проводится очередная государственная кадастровая оценка.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20.06.2013 N 199 утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл, определенная по состоянию на 1 января 2012 года.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Республики Марий Эл от 20.06.2013 N 199 данное постановление вступает в силу со дня принятия Правительством Республики Марий Эл решения о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 26.05.2017 N 242 "О применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в Республике Марий Эл" Правительство Республики Марий Эл постановляет установить, что с 1 января 2018 г. подлежат применению результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл по состоянию на 1 января 2012 г., утвержденные постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 г. N 199 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл".
Пунктом 2.4 Методических указаний от 12.08.2006 предусматривалось, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке произошли после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В рассматриваемом случае с учетом Методических указаний от 12.08.2006 кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 12:16:0105005:204, 12:16:0104003:268, 12:16:0104003:503 определена уполномоченным органом путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14.01.2003 N 6 "Об утверждении материалов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл", на площадь участков, и внесена в государственный кадастр недвижимости в день их постановки на кадастровый учет.
Методические указания от 24.09.2018 устанавливают правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; внесения сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости; осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением в отношении земельных участков сведений о значении площади, о категории земель, о виде разрешенного использования. По общему правилу кадастровая стоимость земельного участка также определяется путем умножения площади земельного участка на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок (пункт 18).
Между тем возможность пересмотра кадастровой стоимости ранее образованных объектов недвижимости вне связи с их государственным кадастровым учетом или изменением сведений о них в ЕГРН Методические указания от 24.09.2018 не предусматривают.
Предельный срок актуализации сведений Методическими указаниями от 12.08.2006 также не устанавливался.
Таким образом, с 02.03.2019 в связи с утратой силы Методическими указаниями от 12.08.2006 и вступлением в силу Методических указаний от 24.09.2018 исключена обязанность как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, так и подведомственного ему бюджетного учреждения определять заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость земельных участков, образованных после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки, но до утверждения ее результатов.
Кроме того, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) согласно содержащейся в нем статье 24 установлен переходный период с 01.01.2017 до 01.01.2020, когда государственная кадастровая оценка могла проводиться как в соответствии с названным федеральным законом, так и в соответствии с Законом об оценочной деятельности.
Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27.06.2019 N 206 "О реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", вступившим в силу 27.06.2019, установлено, что на территории Республики Марий Эл государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке с 1 января 2020 года.
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл по проведению государственной кадастровой оценки на территории Республики Марий Эл определено Министерство государственного имущества Республики Марий Эл.
Во исполнение положения части 2 статьи 6 Закона о государственной кадастровой оценке распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 30.05.2019 N 232-р создано Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Центр государственной кадастровой оценки", которое наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости одновременно в отношении всех учтенных в ЕГРН на территории Республики Марий Эл зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и земельных участков.
Согласно статье 7 Закона о государственной кадастровой оценке к полномочиям созданного субъектом Российской Федерации бюджетного учреждения относится определение по правилам статей 11-14 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки, а также определение по правилам пункта 7 статьи 15 и статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения как в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости соответствующих видов (категорий земель) до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, так и с даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки до начала года проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В последнем случае определение кадастровой стоимости осуществляется в порядке, предусмотренном Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226, с формированием и предоставлением перечней объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости в порядке, утверждённом приказом Росреестра от 06.08.2020 N П/0283.
Таким образом, уже на момент обращения 20.01.2020 у Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Марий Эл отсутствовали полномочия по актуализации сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории Республики Марий Эл, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 12:16:0105005:204, 12:16:0104003:268, 12:16:0104003:503, с учетом результатов проведения последней государственной кадастровой оценки в Республике Марий Эл.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному итоговому выводу о том, что со стороны уполномоченного органа отсутствует незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы Учреждения, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно отказал Учреждению в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.01.2021 по делу N А38-3584/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.01.2021 по делу N А38-3584/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального учреждения Волжского городского комитета по управлению имуществом - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-3584/2020
Истец: МО ГО Город Волжск в лице Муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом
Ответчик: ФГБУ Филиал Федеральная кадастровая палата Федеральная кадастровая палата ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл
Третье лицо: ГБУ РМЭ "Центр государственной кадастровой оценки", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ, Арбитражный суд Республики Марий Эл