Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июля 2021 г. N Ф07-10125/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А05-9932/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 апреля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 января 2021 года по делу N А05-9932/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к публичному акционерному обществу "Газпром (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003; адрес: 117420, Москва, ул. Наметкина, д. 16; далее - Общество) о взыскании 18 115 руб. 89 коп. долга по внесению арендной платы за 2017 и 2018 годы по договору аренды лесного участка от 01.11.2013 N 1588, доначисленной на основании акта плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Архангельской области и должностных лиц органа государственной власти Архангельской области от 26.07.2019 N 20/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" (далее - ООО "Газпром инвест"), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство).
Решением суда от 28 января 2021 года в удовлетворении иска Министерству отказано.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что условие о применении коэффициента 0,75 при расчете арендной платы включено в спорный договор ошибочно, поскольку применение понижающего коэффициента возможно только к лесным землям, не покрытым лесной растительностью.
Агентство в отзыве поддержало позицию апеллянта.
Отзывы на жалобу от ответчика, ООО "Газпром инвест" не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); от Агентства поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, 01.11.2013 между Министерством (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 1588, по условиям которого Арендодатель на основании распоряжения Министерства от 04.10.2013 N 697р "О предоставлении лесного участка в аренду открытому акционерному обществу "Газпром" для строительства линейного объекта" предоставил Арендатору во временное пользование находящийся в федеральной собственности лесной участок площадью 187,71 га, местоположением: Архангельская обл., Яренское лесничество, Урдомское участковое лесничество (участок Шиесское), части кварталов N 27, 36, 48, 49, 62, 63, 64, 74, 75, 76, 77, 88, 89, 90, 100-103; (участок Урдомское), части кварталов N 4, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 29, 30, 44, 45, 60, 61, 78, 94, 109, 110, 111; Яренское сельское участковое лесничество (участок Совхоз Козьминский), часть квартала N 55; относящийся к категории земель - земли лесного фонда.
Данный участок передан Арендатору для строительства линейного объекта: "Участок км 1415,1 - км 1504,4" в составе стройки "Система магистральных газопроводов Ухта - Торжок. II нитка (Ямал)" в объемах согласно приложению 3 (пункт 1.4 договора).
На основании пункта 2.1 договора арендная плата устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Согласно пункту 2.3 договора годовая арендная плата на новый календарных год рассчитывается Арендодателем до 01 февраля текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктом 2.1, 2.2, 2.3 договора, фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения 4 и доводится до Арендатора.
Протоколом согласования размера и сроков внесения арендной платы за 2017 год размер арендной платы на 2017 год определен в размере 1 858 164 руб. 57 коп.
Протоколом согласования размера и сроков внесения арендной платы за 2018 год размер арендной платы на 2018 год установлен в размере 2 226 960 руб. 61 коп.
Срок действия договора согласован в пункте 7.1 договора: с 01.11.2013 до 31.10.2018.
Факт передачи спорного лесного участка подтверждается актом от 01.11.2013.
Впоследствии 31.10.2018 сторонами договора заключено соглашение о прекращении договора аренды лесного участка N 1588. Арендуемый лесной участок возвращен Обществом Арендодателю по акту от 31.10.2018.
В ходе проведения проверки исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (Архангельская область) Агентство пришло к выводу о наличии недополученного дохода по договору аренды лесного участка N 1588 (акт проверки от 26.07.2019 N 20/2019, таблица 12.14), поскольку при расчете арендной платы ошибочно применен коэффициент 0,75 (в отношении озера).
В направленной в адрес Общества претензии от 21.05.2020 N 204-11/5512 Министерство потребовало уплатить доначисленную сумму арендной платы в части минимального размера за 2017 и 2018 годы в размере 18 115 руб. 89 коп., в том числе 9 066 руб. 19 коп. - за 2017 год, 9 049 руб. 70 коп. - за 2018 год.
Поскольку в добровольном порядке указанное требование Обществом не исполнено, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 ЛК РФ). При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 статьи 73 ЛК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В таблице N 16 Постановления N 310 определены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Как указано в абзаце третьем пункта 8 примечаний к таблице 16 названного Постановления, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.
Согласно характеристикам переданного в аренду лесного участка, отраженным в приложении 3 к договору аренды N 1588, защитные леса (нерестоохраннные полосы лесов) разделены на лесные земли и нелесные земли, в том числе часть участка площадью 2,1 га (озеро) относится к нелесным землям.
Как следует из протоколов согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2017 и 2018 годы, по участку площадью 2,1 га (площадь нелесных земель, озеро) при расчете арендной платы за лесной участок применен поправочный коэффициент 0,75.
Министерство, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, исходило из того, что условие о применении коэффициента 0,75 при расчете арендной платы включено в договор ошибочно, поскольку применение понижающего коэффициента возможно только к лесным землям, не покрытым лесной растительностью.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 ЛК РФ, пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В пункте 2 статьи 6.1 ЛК РФ закреплено, что к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).
Согласно части 3 статьи 6.1 ЛК РФ к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ.
В соответствии с пунктами 63 и 64 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), к землям, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или рединам относятся лесные земли, которые заняты кустарниками или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства (прутяных и высокотаннидных ив, орехоплодных, технических культур), то есть лесные участки, на которых произрастают лесные насаждения с полнотой 0,1-0,2 (молодняки - с полнотой 0,1-0,3) и где формирование лесных насаждений с большей полнотой невозможно (естественные редины).
К нелесным землям относятся лесные участки, не предназначенные для лесовосстановления, занятые болотами, скалами, гольцами, каменистыми россыпями, песками, безлесными крутыми склонами и другими неудобными для использования лесными участками, пашнями, сенокосами, пастбищами, торфоразработкой, лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линий связи, трубопроводами и другими линейными объектами, водами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции, служебными и жилыми постройками, складами, населенными пунктами, оздоровительными учреждениями с элементами благоустройства (усадьбы) (пункт 65 Лесоустроительной инструкции).
В соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) относятся к поверхностным водным объектам.
Как верно указал суд, в силу положений части 2 статьи 5 ВК РФ и пункта 65 Лесоустроительной инструкции водный объект, в данном случае - озеро, относится к нелесным землям лесного участка, переданного в аренду ответчику.
Факт нахождения озера на лесном участке истец не оспаривает.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что из положений абзаца третьего пункта 8 примечаний к таблице 16 Постановления N 310 не следует, что он может применяться исключительно к лесным участкам лесных земель, на которых не могут произрастать древесные породы лесных насаждений.
Отсутствие растительности на спорном лесном участке является следствием естественно-географических причин, а не негативного воздействия определенных искусственных факторов. При таких обстоятельствах применение коэффициента 0,75, предусмотренного пункта 8 примечаний к таблице 16 Постановления N 310, при расчете арендной платы в отношении участка, занятого озером, является правомерным.
Оснований для доначисления арендной платы за спорный период в рассматриваемой ситуации не имеется. В удовлетворении иска отказано правомерно.
Доводы, изложенные истцом в жалобе, не опровергают законность и обоснованность обжалуемого судебного, основаны на ошибочном толковании и применении апеллянтом приведенных выше правовых норм.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, поскольку оснований для отмены или изменения решения суда не установлено, апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 января 2021 года по делу N А05-9932/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9932/2020
Истец: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Ответчик: ПАО "Газпром"
Третье лицо: ООО "Газпром инвест", Федеральное агентство лесного хозяйства