г. Москва |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А40-185871/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росреестра
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2021 по делу N А40-185871/2020
по заявлению Росреестра
к АСОО "СОЮЗ"
об исключении сведений
в присутствии:
от заявителя: |
Байбородина И.А. по дов. от 18.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Повелицин Е.Р. по дов. от 04.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2021, принятым по настоящему делу, заявление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (заявитель, Росреестр) об исключении сведений об Ассоциации Саморегулируемая организация оценщиков "СОЮЗ" (заинтересованное лицо, Общество) из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Росреестр обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить, требования удовлетворить. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что судом не дана оценка доказательствам, приложенным к заявлению, также судом не учтено, что предписание Росреестра не исполнено, реестр членов не приведен в соответствии с требованиями законодательства в области оценочной деятельности.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, поступившем через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщенном к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, Ассоциация Саморегулируемая организация оценщиков "СОЮЗ" (далее - Союз) включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков 08.08.2007 за N 0004.
На основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.06.2019 N П/0213 проведена плановая выездная проверка Саморегулируемой организации Союз оценщиков "СИБИРЬ" (после изменения наименования "СОЮЗ"), составлен акт от 21.06.2019.
В ходе проверки Союза было установлено следующее. По состоянию на 10.06.2019 "Список действительных и исключенных членов Союза СРО "СИБИРЬ" содержал сведения о 1027 оценщиках, однако последний присвоенный Союзом оценщику Осокиной Ю.В. регистрационный номер - 1345.
Таким образом, в ходе проверки информация о 318 оценщиках не была представлена.
Из пояснений, представленных Союзом в ходе проверки, данные о 318 оценщиках были удалены по разным причинам.
В ходе проверки комиссией был сделан вывод, в том числе, о нарушении Союзом требований пунктов 10 и 11 Порядка ведения реестра, поскольку реестр членов Союза не отражал достоверную информацию об оценщиках, являющихся членами саморегулируемой организации оценщиков и лицах, прекративших членство в Союзе.
По результатам проверки в Ассоциацию направлено предписание Росреестра от 13.08.2019 N 07-08045-МС/19 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации со сроком исполнения до 02.12.2019 (далее - Предписание).
По результатам рассмотрения представленного Союзом отчета об исполнении Предписания (ВХ/ОП/108850/19 от 02.12.2019) установлено, что Союзом не представлены документы, подтверждающие исполнение подпункта 3 пункта I Предписания в части устранения нарушения пунктов 10 и 11 Порядка ведения реестра.
В связи с неисполнением Предписания Росреестром в период с 27.02.2020 по 26.03.2020 проведена внеплановая документарная проверка Союза, в ходе которой были представлены заверенная копия реестра оценщиков - членов Союза с информацией о 1039 оценщиках (на бумажном носителе и в электронном виде на флеш-носителе), список лиц, исключенных из состава членов Союза в период с 29.05.2017 по 09.06.2019, а также пояснения относительно исполнения Предписания.
По результатам проверки установлено, что в реестре оценщиков - членов Союза отсутствует информация о 317 членах Союза, указанных в приложении к акту проверки.
Полагая, что предписание Росреестра от 13.08.2019 N 07-08045-МС/19 Союзом не исполнено, реестр членов не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства в области оценочной деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
Пункт 10 Порядка ведения реестра устанавливает, что "В случае изменения содержащихся в Реестре сведений ранее внесенные в Реестр сведения сохраняются". Следует отметить, что в акте плановой проверки (в разделе 2 "Ведение Союзом реестра оценщиков") отсутствуют указания на конкретные фактические обстоятельства, которые бы подтверждали нарушение Организацией требований пункта 10 Порядка.
Пункт 11 Порядка ведения реестра гласит: "В случае прекращения членства оценщика в саморегулируемой организации оценщиков в Реестр вносится запись о дате прекращения членства в саморегулируемой организации оценщиков и об основаниях такого прекращения. Ранее внесенные в Реестр сведения о лице, прекратившем свое членство в саморегулируемой организации оценщиков, сохраняются".
На странице 12 акта плановой проверки отмечено: "За проверяемый период количество оценщиков, исключенных из реестра Союза составило 509".
Данное положение акта является недостоверным - в проверяемом периоде Организация не исключала оценщиков из своего реестра.
Однако в течение периода времени, подлежащего проверке согласно приказу о ее назначении, состав членов Организации сократился на 509 человек; перечень этих лиц имеется в составе сведений, приложенных к акту внеплановой проверки (Приложение 3 к письму Организации, полученному Росреестром 12.03.2020).
Суд обоснованно отметил, что информация о всех указанных лицах в реестре Организации была сохранена; записи о датах прекращения их членства в Организации и об основаниях прекращения в реестре членов имеются, во время проведения проверки на эти факты Организация обращала внимание комиссии.
Таким образом, утверждение Росреестра о нарушении Организацией пункта 11 Порядка ведения реестра не соответствует действительности.
В проверяемый период во всех 509 случаях прекращения членства оценщиков в Организации записи о дате и основаниях прекращения членства в реестр были внесены, а ранее внесенные в реестр сведения об оценщиках, прекративших членство, были сохранены.
В соответствии с частью второй статьи 24.5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) плановая проверка деятельности саморегулируемой организации оценщиков (далее - "СРОО") проводится один раз в два года.
В соответствии с пунктом 1.6 Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 N 549, далее "Административный регламент") должностные лица Росреестра при осуществлении государственного контроля (надзора) имеют право запрашивать и получать от руководителя и работников саморегулируемой организации все необходимые для достижения целей проверки документы (информацию) за проверяемый период.
В пункте 5 приказа Росреестра от 03.06.2019 N П/0213 о проведении плановой проверки Организации говорится: "задачей проверки является осуществление надзора за соблюдением саморегулируемой организацией требований нормативных правовых актов Российской Федерации за период с 29 мая 2017 г. по 9 июня 2019 г.".
В соответствии с положениями указанных выше документов сотрудники Росреестра должны были проверить законность деятельности Организации за указанный период и в случае установления фактов нарушений отразить их в акте плановой проверки.
Однако данные требования в части соблюдения границ проверяемого периода должностными лицами Росреестра, проводившими плановую, а затем и внеплановую проверку Организации, не были соблюдены.
Обстоятельства, которые были обозначены Росреестром в качестве подтверждающих наличие нарушений, не могут свидетельствовать о совершении Организацией этих нарушений и не относятся к проверяемому периоду.
У Росреестра не было оснований для утверждения о нарушении Организацией требований пунктов 10 и 11 Порядка в проверяемый период - в акте плановой проверки отсутствуют указания на фактические обстоятельства, это подтверждающие.
Порядок ведения реестра, действующий с 03.11.2015, как и действовавшее до него "Положение о порядке ведения Реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, составе сведений, включаемых в Реестр членов саморегулируемой организации оценщиков, порядке предоставления информации, содержащейся в Реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, заинтересованным лицам и ее размещения в информационных системах общего пользования" (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 02.03.2007 N 69, далее "Положение") не содержат никаких указаний по поводу структуры регистрационного номера (вида и состава его значения), присваиваемого члену СРОО.
Также в правовых актах отсутствует нормативно установленное требование о том, чтобы регистрационные номера членов СРОО в реестре оценщиков образовывали непрерывно возрастающую сплошную числовую последовательность.
Если в Порядке ведения реестра принцип формирования регистрационного номера, присваиваемого оценщику, пусть отсылочно, но определен (согласно пункту 6 Порядка регистрационный номер члена СРОО - это регистрационный номер записи о внесении в реестр первичных сведений о члене СРОО), то в Положении, которое действовало более восьми лет, в период с 11.05.2007 по 02.11.2015, какие-либо нормативные установления в указанной части вообще отсутствовали, процедура присвоения регистрационного номера оценщику вообще никак не регламентировалась.
Таким образом, произведенная комиссией в акте плановой проверки арифметическая операция и ее результат не могут свидетельствовать о допущенных Союзом при ведений реестра Нарушениях пунктов 10 и 11 Порядка, и что выводы, сделанные проверяющими на основании данных вычислений, являются недостоверными.
В ходе плановой и внеплановой проверок Организация неоднократно доводила до сведения Росреестра информацию о фактических обстоятельствах, касающихся вопроса численности ее членов в реестре, однако в нарушение требований Административного регламента эти доводы не получили никакой оценки.
Данное исключение имело место в период 2007 - 2008 годов т.е. более 12 лет назад, и было следствием тех проблем, которые имели место в деятельности Организации в первоначальный период ее существования.
Начало деятельности Организации (в то время - НП СОО "СИБИРЬ") сопровождалось многочисленными конфликтными ситуациями между исполнительным органом и ее коллегиальным органом управления, повлекшими за собой целый ряд судебных процессов. Одной из причин данного конфликта было то, что коллегиальным органом Организации, функционировавшим в 2007 - 2008 годах, принимались необоснованные решения о включении в реестр лиц, которые не соответствовали требованиям законодательства о членстве в СРОО.
Данный факт нашел свое подтверждение еще в ходе первой плановой проверки деятельности НП СОО "СИБИРЬ", проведенной Росреестром в 2009 году.
В акте, составленном по итогам данной проверки, было отмечено наличие в реестре значительного количества лиц, которые, по мнению комиссии Росреестра, были включены в реестр необоснованно, в связи с этим Организацией в первые годы работы были предприняты меры по исключению из реестра оценщиков указанных лиц, которые не соответствовали статусу оценщика и, следовательно, оценщиками не являлись.
Так как регистрационные номера членов в Организации с момента первичного формирования ее реестра и до времени проведения плановой проверки не изменялись, все вышеизложенные процессы привели к тому, что регистрационные номера, присвоенные оценщикам (главным образом это касается лиц, принятых в состав членов в 2007 - 2008 годах), не образуют последовательный числовой ряд.
Таким образом, утверждения Росреестра о нарушении Организацией требований пунктов 10 и 11 Порядка ведения реестра, о несоответствии реестра членов Организации требованиям законодательства, о неисполнении Организацией предписания Росреестра является необоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2021 по делу N А40-185871/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-185871/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
Ответчик: АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОЦЕНЩИКОВ "СОЮЗ"