Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 июля 2021 г. N Ф05-15763/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
26 апреля 2021 г. |
дело N А40-257490/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С, Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2021
по делу N А40-257490/20,
по заявлению ОАО "Монтажспецтранс" (ИНН: 7729048405)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконными уведомлений;
при участии:
от заявителя - Никульникова Т.П. по доверенности от 18.06.2020;
от заинтересованного лица - Власов Д.Е. по доверенности от 11.01.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2021 признаны незаконными уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о приостановлении государственного кадастрового учета от 28.09.2020 N КУВД-001/2020-15517775/1, от 28.09.2020 N КУВД-001/2020-15522627/1; от 29.09.2020 N КУВД-001/2020-15551285 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем снятия с государственного кадастрового учета: здание с кадастровым номером 77:07:0012008:1197 площадью 37,5 кв.м., адрес местоположения: Москва, Очаковское шоссе, дом 32, стр. 6; здание с кадастровым номером 77:07:0012008:1198 площадью 37,5 кв.м., адрес местоположения: Москва, Очаковское шоссе, дом 32, стр. 7; здание с кадастровым номером 77:07:0012008:1200 площадью 18,4 кв.м., адрес местоположения: Москва, Очаковское шоссе, дом 32, стр. 9.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители регистрирующего органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что ОАО "Монтажспецтранс" на основании договора аренды от 15.07.1992 N М-07-006027 сроком действия 25 лет арендует земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012008:19, площадью 27.485 кв.м., расположенный по адресу: Москва, Очаковское шоссе, вл. 32, на котором расположены ряд объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности и используемых им в своей хозяйственной деятельности.
В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержится информация о том, что в границах вышеуказанного земельного участка расположены объекты недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на которые отсутствуют: с кадастровым номером 77:07:0012008:1197 площадью 37,5 кв.м., адрес местоположения: Москва, Очаковское шоссе, дом 32, стр. 6; с кадастровым номером 77:07:0012008:1198 площадью 37,5 кв.м., адрес местоположения: Москва, Очаковское шоссе, дом 32, стр. 7; с кадастровым номером 77:07:0012008:1200 площадью 18,4 кв.м., адрес местоположения: Москва, Очаковское шоссе, дом 32, стр. 9.
Данные объекты недвижимости много лет физически не существуют (снесены).
В отношении строения 6 и строения 7 имеются выданные Вторым территориальным управлением ГБУ "МосгорБТИ" справки от 04.04.04 N 9373300093 о
том, что по состоянию на 22.07.2013 указанные строения учтены снесёнными и по данным статистического учёта в БТИ не значатся.
По инициативе заявителя кадастровым инженером в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подготовлены акты обследования указанных объектов недвижимости, в которых содержались выводы о прекращении их существования в связи с уничтожением (сносом).
Заявителем в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве направлены соответствующие заявления о снятии указанных объектов недвижимости с государственного кадастрового учета с приложением актов обследования и справок ГБУ "МосгорБТИ".
Уведомлениями от 28.09.2020 N КУВД-001/2020-15517775/1; от 28.09.2020 N КУВД-001/2020-15522627/1 и от 29.09.2020 N КУВД-001/2020-15551285 Управление проинформировало заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с несоответствием представленных актов обследования требованиям приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования и требований к его подготовке" в части отсутствия в приложениях к актам обследования документов, подтверждающих согласование сноса спорных объектов недвижимости с уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о несоответствии оспариваемых актов закону.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в
установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ ведение ЕГРН осуществляется на основе принципов достоверности и доступности его сведений. ЕГРН
представляет собой свод достоверных систематизированных сведений.
Судом установлено, что для подтверждения прекращения существования здания и снятия его с кадастрового учёта заявителем представлен акт обследования.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место
было расположено.
Таким образом, акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания подтверждает прекращение существования здания в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости.
При этом требования к подготовке технического плана не распространяются на правила оформления акта обследования.
Довод регистрирующего органа о том, что заявителем не соблюдены требования к составу приложения акта обследования, отклоняется как необоснованный, поскольку требованиями не установлен конечный перечень строго определенных документов, следовательно, кадастровый инженер самостоятельно определяет перечень документов, подлежащих включению в состав приложения к акту обследования.
Таким образом, обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, заявителем устранены в установленном порядке.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом первой инстанции применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2021 по делу N А40-257490/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-257490/2020
Истец: ОАО "МОНТАЖСПЕЦТРАНС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ