г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А26-6994/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: Осипова О.С. (доверенность от 01.10.2019)
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6513/2021) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.01.2021 по делу N А26-6994/2019(судья Дементьева А.В.), принятое
по иску ООО "Складской логистический терминал N 1"
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия
3-е лицо: Министерство финансов Республики Карелия
о признании недействительным торгов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Складской логистический терминал N 1" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство) о признании недействительными торгов в форме аукциона (извещение N 071117/1013648/03) на право разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Лёюхемлампи, состоявшихся 27.12.2017, применении последствий недействительности торгов в форме возврата ООО "Складской логистический терминал N 1" денежных средств в размере 2 553 927 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Карелия.
Решением от 11.01.2021 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Министерство, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, указывая, что спорный участок недр был включен Министерством в перечень участков недр местного значения Республики Карелия на основании предложения Общества, которое предоставило его характеристику, в том числе координаты месторасположения, при подготовке аукционной документации Министерство обоснованно указало на отсутствие у выставляемого на торги месторождения участков ограниченного или запрещенного использования, сведения об охранных зонах озер Лёюхенлампи и Ретлампи в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, заключение судебной экспертизы не является документом, подтверждающим факт уменьшения запасов на участке недр. Кроме того, по мнению Министерства, Обществом пропущен установленный ст. 449 ГК РФ срок для оспаривания торгов, который начинает течь с 29.12.2017.
Истец возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.12.2017 в соответствии с извещением о проведении торгов N 071117/1013648/03 проведен аукцион на право разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Лёюхенлампи, по результатам которого ООО "Складской логистический терминал N 1" выдана лицензия серии ПТЗ N 80444 вид ТЭ с целевым назначением разведка и добыча ПГС на участке недр местного значения "Лёюхенлампи", дата окончания действия лицензии 30.12.2042.
Как указывает истец, при принятии решения об участии в аукционе Общество руководствовалось общими сведениями об участке недр, содержащимися в Порядке и условиях проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения "Лёюхенлампи", утвержденных Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия Приказом от 02.11.2017, согласно которым ресурсный потенциал лота составил 514 тыс куб.м.
Обществом заключен договор от 08.06.2018 с ООО "ПДО" на проведение комплекса работ, в том числе разведочных работ, составлению и согласованию геологической и проектной документации разработки месторождения.
Как указывает истец, в ходе проведения работ установлено наличие 200 метровой водоохранной зоны озера Ретлампи, а также прохождение через южную часть участка недр ЛЭП-110 кВ, что повлекло фактическое уменьшение площади месторождения на 71,2%.
Полагая, что Министерством при подготовке и проведении аукциона были допущены нарушения действующего законодательства, а именно не указано на наличие ограничений деятельности по недропользованию, информация о предмете торгов полностью не раскрыта, не содержит сведения о наличии особо охраняемых природных территорий, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что иск судом первой инстанции удовлетворен правомерно.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Торги могут быть признаны недействительными, в частности, в случаях, если были допущены существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи, или были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе результаты судебной экспертизы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Так, согласно заключению эксперта N Э-04/08/20 экспертная оценка запасов песчано-гравийной смеси на участке недр "Лёюхенлампи" без учета охранных зон озер и ЛЭП по категории изученности С2 составляет 304,8 тыс куб. м, с учетом водоохранных зон и прибрежно-защитных полос озер Лёюхенлмпи и Ретлами, а также охранной зоны ЛЭП - 135,8 тыс. куб. м, тогда как согласно аукционной документации ресурсный потенциал лота указан в размере 514 тыс. куб.м, что свидетельствует о существенных нарушениях Порядка проведения торгов, повлекших неправильное определение цены.
Вопреки доводу Министерства указанное заключение правомерно принято судом в качестве надлежащего доказательства.
Доводы ответчика не опровергают выводы эксперта и не свидетельствуют о недостоверности сделанных экспертом выводов по результатам исследования и подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные.
Ссылка подателя жалобы на то, что спорный участок недр был включен Министерством в перечень участков недр на основании заявки Общества, которое предоставило его характеристику, подлежит отклонению апелляционным судом как необоснованная, поскольку согласно пункту 10 Положения о подготовке и утверждении перечня участков недр местного значения на территории Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 04.09.2013 N 275-П, действующего на дату обращения Общества (далее - Положение N 275-П), при подготовке перечня уполномоченный орган запрашивает в соответствующем уполномоченном органе информацию о наличии в границах участка недр земельных участков и земель ограниченного землепользования, особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значений, в том числе планируемых; учитывает в порядке, установленном пунктом 11 настоящего Положения, мнение органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия, установленные статьей 5 Закона Российской Федерации "О недрах", на территории, в границах которой размещается участок недр. В соответствии с абзацем 4 п. 14 Положения N 275-П участок недр не включается в перечень в случае наличия ограничения (запрета) на использование земельного участка в границах участка недр для осуществления предлагаемых видов пользования недрами.
Отсутствие сведений об охранных зонах озер Лёюхенлампи и Ретлампи в государственном кадастре недвижимости не свидетельствует об отсутствии таких зон, учитывая, что такие водоохранные зоны установлены в силу закона (ст. 65 Водного кодекса РФ).
При этом, исходя из Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17, Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 367-П, установление границ водоохранных зон является обязанностью Министерства.
Судом первой инстанции также правомерно отклонен довод Министерства о пропуске истцом срока исковой давности, установленного ст. 181 ГК РФ, учитывая, что данный срок исчисляется со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной. В настоящем случае Общество узнало о несоответствии фактических сведений о выставляемом на торги участке недр в июне 2019, а с настоящим иском истец обратился 09.07.2019.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.01.2021 по делу N А26-6994/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6994/2019
Истец: ООО "Складской логистический терминал N1"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Третье лицо: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Министерство финансов Республики Карелия, Эксперту общества с ограниченной ответственностью ГК "Специалист" Попову Ивану Александровичу
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3291/2022
04.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10926/2021
27.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6513/2021
11.01.2021 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-6994/19