28 апреля 2021 г. |
Дело N А83-17406/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 апреля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Ольшанской Н.А. и Рыбиной С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Черноморского района Республики Крым и Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 ноября 2020 года по делу N А83-17406/2019 (судья - Лагутина Н.М.)
по иску Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым
к Администрации Черноморского района Республики Крым
Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Общество с ограниченной ответственностью "Д.В.Л.П.", Межрайонная ИФНС России N 6 по Республике Крым,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Управление Федерального казначейства по Республике Крым отдел N 18, Управление Федерального казначейства по республике Крым
о возмещении ущерба,
при участии в судебном заседании:
- от Администрации Черноморского района Республики Крым - Шумкова Екатерина Игоревна, представитель по доверенности от 11.01.2021 N 13/02-10, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым - Двинянинова Валентина Борисовна, представитель по доверенности от 17.12.2018 N 113, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Черноморского района Республики Крым о взыскании с муниципального образования Черноморский район Республики Крым в лице Администрации Черноморского района Республики Крым за счет средств казны муниципального образования сумму ущерба в размере 1 838 211,00 руб., а также взыскании с муниципального образования Черноморский район Республики Крым в лице Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым за счет средств казны муниципального образования сумму ущерба в размере 1 102 806,00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 ноября 2020 года по делу N А83-17406/2019 (судья - Лагутина Н.М.) исковые требования удовлетворены.
Взыскана с Муниципального образования Черноморский район Республики Крым в лице Администрации Черноморского района Республики Крым за счет средств казны муниципального образования сумма ущерба в размере 1 838 211,00 руб. на следующие банковские реквизиты: получатель платежа: УФК по Республике Крым (государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, л/с 0475П95020, ИНН 7706808265, КПП 910201001, р/с 40101810335100010001, БИК 043510001, ОКТМО 35701000, КБК 392 1 16 90060 06 6000 140.
Взыскана с Муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым в лице Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым за счет средств казны муниципального образования сумма ущерба в размере 1 102 806,00 руб. на банковские реквизиты: получатель платежа: УФК по Республике Крым (государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, л/с 0475П95020, ИНН 7706808265, КПП 910201001, р/с 40101810335100010001, БИК 043510001. ОКТМО 35701000, КБК 392 1 16 90060 06 6000 140.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация Черноморского района Республики Крым и Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Податели жалоб указывают, что судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства по делу, а также считают решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением суда апелляционной инстанции от 19.01.2021 апелляционные жалобы приняты к производству, назначено судебное заседание на 11.02.2021.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
08.02.2021 от Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором истец с их доводами не соглашается и возражает против удовлетворения.
В судебном заседании, назначенном на 11.02.2021, представитель Администрации Черноморского района Республики Крым поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении, представитель истца поддержал отзыв на апелляционные жалобы и возражал против их удовлетворения, настаивал на оставлении решения суда первой инстанции без изменений.
Иные лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ.
Определением (протокольным) арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021, в связи с необходимостью предоставления Администрацией Черноморского района Республики Крым дополнительных пояснений по делу, рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 26.02.2021.
20.02.2021 через систему "Мой арбитр" от Администрации Черноморского района Республики Крым поступили письменные пояснения.
Определением председателя третьего судебного состава арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 произведена замена судьи Зарубина А.В. на судью Горбунову Н.Ю.
26.02.2021 представители сторон в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ.
Определением (протокольным) арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021, в связи с необходимостью предоставления сторонам возможности урегулирования спора путем применения примирительных процедур, рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 24.03.2021.
Определением и.о. председателя арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 определен состав суда: председательствующий судья Горбунова Н.Ю., судьи Ольшанская Н.А., Рыбина С.А.
24.03.2021 от Администрации Черноморского района Республики Крым поступило ходатайство об истребовании у Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым: положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации по государственному контракту N 47 от 22.07.2016; заключения по проверке достоверности определения сметной стоимости по государственному контракту N 47 от 22.07.2016; готовую проектную и рабочую документацию по государственному контракту N 47 от 22.07.2016; материалы инженерно-геодезических изысканий по государственному контракту N 47 от 22.07.2016; результат выполненных работ (материалы дополнительных инженерных изысканий) по государственному контракту N 47 от 22.07.2016.
В судебном заседании, назначенном на 24.03.2021, представитель Администрации Черноморского района Республики Крым поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении, представитель истца поддержал отзыв на апелляционные жалобы и возражал против их удовлетворения, настаивал на оставлении решения суда первой инстанции без изменений.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 158, 262, 268 АПК РФ, ходатайство Администрации Черноморского района Республики Крым об истребовании у государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым удовлетворила частично, суд определил Государственному учреждению - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым представить в срок до 14.04.2021 копию положительного заключения государственной экспертизы по проверке результатов инженерных изысканий и проектной документации по государственному контракту от 22.07.2016 N 47; отчет (заключение) Управления Федерального Казначейства по Республике Крым о целевом использовании полученных средств государственным учреждением - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым.
Иные лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ.
Определением (протокольным) арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021, в связи с необходимостью предоставления истцом дополнительных документов по делу, рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 21.04.2021.
В судебном заседании, назначенном на 24.03.2021, представитель Администрации Черноморского района Республики Крым поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении, представитель истца поддержал отзыв на апелляционные жалобы и возражал против их удовлетворения, настаивал на оставлении решения суда первой инстанции без изменений.
14.04.2021 и 16.04.2021 через систему "Мой арбитр" от Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым и 19.04.2021 по почте поступили письменные пояснения с приложением копии представления Прокурора Республики Крым от 31.05.2019 N Прд-7/2-61-2019/, копии ответа на представление от 09.07.2019 N 9667/2019, копии отрицательного заключения экспертизы от 29.05.2017 N 91-1-3-3-3268-16, копий переписок.
В судебном заседании, назначенном на 21.04.2021, представители сторон поддержали доводы, заявленные ранее, и настаивали на их удовлетворении.
Иные лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, в соответствии со ст. 156 АПК РФ апелляционные жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Постановлением Администрации Черноморского района Республики Крым (далее - ответчик 1) от 27.10.2015 N 818 "О предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельного участка" государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее - ОПФР по Республике Крым, истец) в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок общей площадью 500 кв.м, кадастровый номер 90:14:010101:532, расположенный по адресу: 296400 Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, ул.60 лет Октября в районе дома N 26а.
На основании указанного выше постановления Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 23.11.2015 выдано свидетельство о государственной регистрации права, в котором субъектом права указано ОПФР по Республике Крым, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.11.2015 сделана запись регистрации N 90-90/016-90/020/948/2015-2592/1.
Кроме того, Постановлением Администрации Черноморского сельского поселения (далее - ответчик 2) от 17.02.2017 N 69 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, р-н Черноморский, п.г.т. Черноморское, в районе участка N 26-6 по ул.60 лет Октября, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым" предоставлен земельный участок площадью 300 кв.м, кадастровый номер 90:14:010101:2192.
Правообладателем земельного участка, на основании постановления от 17.02.2017 N 69, является ОПФР по Республике Крым, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, указанные выше земельные участки предоставлялись под строительство административного здания для обеспечения деятельности подведомственного ОПФР по Республике Крым государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) (далее - Управление ПФР в Черноморском районе РК).
ОПФР по Республике Крым 22.07.2016 был заключен государственный контракт N 47 на выполнение работ по разработке проектной и сметной документации "Строительство административного здания государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе (межрайонное) Республики Крым по адресу: пгт.Черноморское, ул.60 лет Октября, в районе д. N 26-а" (далее - государственный контракт) с Обществом с ограниченной ответственностью "Д.В.Л.П." (далее - Исполнитель, ООО "Д.В.Л.П., третье лицо).
По условиям контракта третье лицо обязуется выполнить комплекс работ по разработке проектной и сметной документации для строительства административного здания Управления ПФР в Черноморском районе РК, расположенного по адресу: Республика Крым, п.г.т. Черноморское, ул.60 лет Октября, в районе дома N 26-а, принимает на себя выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации в объеме, достаточном для строительства Объекта, с получением необходимых согласований (п. 1.1. и 1.2. государственного контракта, соответственно).
Цена настоящего государственного контракта составляет 2 850 000 (два миллиона восемьсот пятьдесят тысяч) рублей и должна быть оплачена в размере 60% в течение 10 рабочих дней со дня сдачи проектной и рабочей документации в экспертизу на основании предоставленного Акта сдачи документации в экспертизу и выставленного Исполнителем счета и 40% после предоставления согласованной с экспертным учреждением проектной и рабочей документации.
Условия государственного контракта сторонами были выполнены: ОПФР по Республике Крым платежным поручением от 29.12.2016 N 287689 от 29.12.2016 Исполнителю перечислено 1 710 000,00 руб.; платежным поручением от 29.12.2017 N 25987 - 1 140 000,00 руб.
Кроме того, ОПФР по Республике Крым по данному объекту был заключен государственный контракт на выполнение проектно-изыскательных работ от 12.12.2016 N 126 (дополнительные инженерные изыскания), за исполнение которых платежным поручением от 30.12.2016 N 295657 ОПФР по Республике Крым перечислило ООО "Д.В.Л.П." 90 000,00 руб.
Таким образом, общая сумма, перечисленная ОПФР по Республике Крым во исполнение государственных контрактов составляет 2 940 000,00 рублей.
Однако, решением Черноморского районного суда Республики Крым от 17.01.2018 по делу N 2-35/2018, оставленному в силе Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19.04.2018 по делу N 33-3442/2018, исковые требования Прокурора Черноморского района Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Черноморского района Республики Крым удовлетворены, Постановление Администрации Черноморского района Республики Крым от 27.10.2015 N 818 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым отменено, прекращено право бессрочного пользования ОПФР по Республике Крым на земельный участок площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, в районе дома N 26а, по ул.60 лет Октября, кадастровый номер 90:14:010101:532.
Кроме того, решением Черноморского районного суда Республики Крым от 17.05.2018 по делу N 2-36/2018, оставленному в силе Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 07.08.2018 по делу N 33-6819/2018, исковые требования Прокурора Черноморского района Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым удовлетворены, Постановление администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым от 17.02.2017 N 69 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым" признано незаконным и отменено, прекращено право бессрочного пользования ОПФР по Республике Крым на земельный участок площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, в районе дома N 266, по ул.60 лет Октября, кадастровый номер 90:14:010101:2192.
Как пояснил истец, вышеуказанными судебными актами установлены незаконные действия ответчиков, в результате которых истцу был причинен ущерб в общей сумме 2 940 000,00 руб., что включает в себя оплату по государственным контрактам от 22.07.2016 N 47 и от 12.12.2016 N 126.
В порядке досудебного урегулирования спора, ОПФР по Республике Крым были направлены претензии с предложением добровольно оплатить суммы причиненного ущерба, а именно в адрес Администрации Черноморского района Республики Крым от 23.05.2019 исх. N 7239/13-19 на сумму 1 838 211,00 руб. и в адрес Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - 13.05.2019 исх. N 7238/13-19 на сумму 1 102 806,00 руб.
Требования ОПФР по Республике Крым не признаны, денежные средства в добровольном порядке не оплачены, в связи с чем, ОПФР по Республике Крым вынуждено было обратиться в Арбитражный суд Республики Крым за защитой своих интересов с настоящим иском о взыскании ущерба.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей сторон в судебном заседании, изучив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменений, а апелляционные жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Судебная коллегия пересматривает решение суда первой инстанции только в части заявленных доводов, указанных ответчиками в апелляционных жалобах.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами, в том числе, путем возмещения убытков.
На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Из пункта 2 данной нормы следует, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу названной правовой нормы убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникшие у лица в связи с нарушением его личного неимущественного или имущественного права. Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях. Возмещение убытков является видом гражданско-правовой ответственности, и требование о возмещении убытков должно подтверждаться надлежащими доказательствами.
Как разъяснено в абзаце 1 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания статей 15, 393 ГК РФ следует, что при обращении в арбитражный суд с иском о взыскании убытков истцу необходимо доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, причинения убытков, их размер, причинную связь между нарушением обязательств и наступившими последствиями.
Предусмотренная приведенными нормами права ответственность носит гражданскоправовой характер, и ее применение возможно только при доказанности совокупности следующих условий: противоправности поведения ответчика как причинителя вреда, наличия и размера понесенных убытков, а также причинно-следственной связи между незаконными действиями ответчика и возникшими убытками.
Соответственно, заявитель в обоснование требования о возмещении убытков должен доказать наличие всех перечисленных элементов юридического состава ответственности. Недоказанность хотя бы одного из элементов состава данного гражданско-правового правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.
Часть 1 статьи 65 АПК РФ устанавливает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Как усматривается из материалов дела, решением Черноморского районного суда Республики Крым от 17.01.2018 по делу N 2-35/2018, оставленному в силе Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19.04.2018 по делу N 33 -3442/2018 и решением Черноморского районного суда Республики Крым от 17.05.2018 по делу N 2-36/2018, оставленному в силе Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 07.08.2018 по делу N 33-6819/201, установлены незаконные действия Администрации Черноморского района Республики Крым и Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района, что повлекло отмену постановлений о выделении земельных участков, принятых ответчиками.
В тоже время судами установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками приобретено ОПФР по Республике Крым с учетом принципа добросовестности и законности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта противоправности поведения ответчиков, наличия и размера понесенных убытков, а также причинно-следственной связи между незаконными действиями ответчиков и возникшими убытками, выразившихся в виде оплаты работ на выполнение работ по разработке проектной и сметной документации и изыскательных работ на выделенных участках.
Более того, судом проверен представленный расчет суммы заявленных убытков, который ответчиками в процессе рассмотрения дела не оспаривался.
Заявители апелляционных жалоб указывают, что государственные контракты N 47 от 22.07.2016 на выполнение работ по разработке проектной документации и сметной документации "Строительство административного здания государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе (межрайонное) Республики Крым", а так же контракт N 126 на выполнение проектноизыскательских работ от 12.12.2016 года были заключены до вынесения постановления N 69 от 17.02.2017 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым" Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, что исключает возможность несения каких- либо убытков истцом по вине ответчика 2.
Кроме того, заявители указали, что в вышеуказанных контрактах обозначен объект, расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Черноморское, ул. 60 лет Октября, 26-а, в то время, как Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым было вынесено постановление N 69 от 17.02.2017 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, р-н Черноморский, пгт. Черноморское, в районе участка N 26-б по ул. 60 лет Октября, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым", площадью 300 кв.м.
Доводы заявителей апелляционных жалоб в их совокупности сводятся к преждевременности заключения истцом каких-либо контрактов на выполнение на земельных участках работ, в том числе, до момента выделения участка, предоставленного истцу на основании Постановления N 69 от 17.02.2017 года.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы и соглашается с установленными судом первой инстанцией обстоятельства исходя из следующего.
Постановлениями Администрации Черноморского района Республики Крым от 27.10.2015 N 818 и Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым от 17.02.2017 N 69 ОПФР по Республике Крым в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки, соответственно 500 кв.м. и 300 кв.м., с видом разрешенного использования - социальное обслуживание.
Постановлением Администрации Черноморского района Республики Крым от 24.05.2017 N 679 утвержден градостроительный план смежных участков: площадью 0,0500га и 0,0300га категории земельных участков - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования социальное обслуживание.
В соответствии с кодом вида разрешенного использования земельного участка 3.2. Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, социальное обслуживание - как вид разрешенного использования земельного участка включает в себя: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам социальной помощи (службы занятости населения, дома престарелых, дома ребенка, детские дома, пункты питания малоимущих граждан, пункты ночлега для бездомных граждан, службы психологической и бесплатной юридической помощи, социальные, пенсионные и иные службы, в которых осуществляется прием граждан по вопросам оказания социальной помощи и назначения социальных или пенсионных выплат.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, деятельность в области обязательного социального обеспечения включает в себя - предоставление трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Код и наименование вида деятельности в разделе "Сведения об основном идее деятельности" в Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (прилагается) указано 84.30, что соответствует функциям Управления ПФР в Черноморском районе.
Таким образом, судом установлено, что Управление ПФР в Черноморском районе входит в систему органов Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляет социальное обслуживание граждан по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции, в том числе, по назначению пенсионных и социальных выплат.
Необходимость обеспечения административным зданием работников Управления ПФР в Черноморском районе, а также граждан, получающих законодательно отнесенные к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации, государственные услуги, обусловлены следующим.
Требования к зданиям территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации определены СП 242.1325800.2015 "Свод правил. Здания территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Правила проектирования", утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.11.2015 N 827/пр (далее - Свод правил).
Согласно Общим положениям Свода правил, здания территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации предназначены для размещения учреждений, осуществляющих, в числе прочих, функции по приему и обслуживанию граждан различных категорий: пенсионеров, инвалидов, страхователей (юридических и частных лиц), получателей социальных выплат, в том числе материнского капитала, других категорий застрахованных лиц (п.4.1).
Указанным выше Сводом правил определены нормы расчета площади территориального органа ПФР с учетом потребностей и особенностей органа, предоставляющего государственные услуги населению, исходя из штатной численности специалистов.
Расчет нормативной площади для размещения территориального органе ПФР - Управления ПФР в Черноморском районе (прилагается), с учетом штатной численности (прилагается) составляет потребность площади административного здания - 853,4 кв.м.
Однако, как пояснил истец, начиная с 2014 года Управление ПФР в Черноморском районе располагается в помещениях общей площадью 336,03 кв.м, на основании ежегодно заключаемых договоров безвозмездного пользования частью нежилого помещения, расположенного по ул. Кирова,6 пгт. Черноморское. Соответствующие договора от 2015 и 2016 года представлены истцом в материалы дела.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того, что для оказания государственных услуг, обеспечения социальных выплат, приема граждан и выполнение иных функций, Управление ПФР в Черноморском районе нуждалось в административном здании, отвечающим требованиям Свода правил, а ответчиками по делу были незаконно выделены не свободные земельные участки с видом разрешенного использования - социальное обслуживание, что усматривается из постановлений Администрации Черноморского района Республики Крым от 27.10.2015 N 818; от 24.05.2017 N 679 и Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым от 17.02.2017 N 69.
Более того, учитывая цели необходимого обязательного выделения Администрациями земельного участка под строительство административного здания ОПФ, суд пришел к обоснованному выводу, что в данном случае срок выделения таких земельных участков не имеет принципиального значения.
При этом, доказательств невозможности предоставления истцу надлежащего свободного земельного участка для строительства административного здания ОПФ в соответствии с действующими нормативами, ответчиками суду не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание пояснения истца в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которым изначально ОПФР по Республике Крым был заключен государственный контракт от 22.07.2016 N 47 на выполнение работ по разработке проектной и сметной документации на строительство административного здания на земельном участке площадью 500 кв.м., предоставленным в постоянное бессрочное пользование администрацией Черноморского района Республики Крым. В процессе разработки проектной и сметной документации подрядчик по контракту известил ОПФР по Республике Крым о недостаточности имеющейся площади земли для расположения административного здания и просил инициировать выделение дополнительного земельного участка.
В свою очередь, ОПФР по Республике Крым ходатайствовало перед администрацией Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым о выделении дополнительного, прилегающего земельного участка площадью 300 кв.м.
20.10.2016 постановлением администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым N 322 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, в районе участка N 26-6 по ул.60 лет Октября.
01.12.0216 ОПФР по Республике Крым обратилось в администрацию Черноморского сельского совета с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 300 кв.м.
Таким образом, ОПФР по Республике Крым были основания полагать о безусловном приобретении прав на земельный участок площадью 300 кв.м.
Иные доводы апелляционных жалоб, касающиеся невозможности получения истцом в дальнейшем разрешения на строительство на двух смежных участках являются исключительно предположениями.
В статье 16 ГК РФ определено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Заявители апелляционных жалоб также указывают, что расходы по контракту N 126 на выполнение проектно-изыскательских работ от 12.12.2016 не могут являться ущербом в результате каких-либо действий администрации Черноморского района Республики Крым, а ущерб Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, вызван ненадлежащим контролем за исполнением Государственного контракта N 47, в связи с чем, расходы в размере 2 850 000,00 рублей понесенные Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, не являются ущербом в результате действий ответчиков, а являются расходами, понесенными в результате приемки работ, в том числе результатов инженерных изысканий, не соответствующих п. 4.6. Государственного контракта N 47.
Согласно условиям Государственного контракта N 47 от 22.7.2016 на выполнение работ по разработке проектной и сметной документации "Строительство административного здания государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе (межрайонное) Республики Крым по адресу: пгт.Черноморское, ул.60 лет Октября, в районе д.N26-а" (далее - Государственный контракт N47), Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации в объеме, достаточном для строительства Объекта, с получением всех необходимых согласований, получением положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, заключения по проверке достоверности определения сметной стоимости по Объекту (пункт 1.2.).
Согласно заключению экспертизы Государственного автономного учреждения Республики Крым "Государственная строительная экспертиза" от 29.05.2017 (далее - Заключение экспертизы) (предоставлены в суд посредством "Арбитр" 14.04.2021), результаты инженерных изысканий для Объекта "Строительство административного здания Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым" по адресу: пгт. Черноморское, ул.60 лет Октября, в районе д. 26а" соответствует требованиям технического задания, программе изысканий и технических регламентов (пункт 4.1 раздела 4 "Выводы по результатам рассмотрения").
Разделы проектной документации по объекту "Строительства административного здания Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым" по адресу: пгт Черноморское, ул. 60 лет Октября, в районе д. 26а" соответствует требованиям действующих нормативно-технических документов и технических регламентов (пункт 4.2 раздела 4 Выводы по результатам рассмотрения).
Вместе с тем, экспертизой установлено, что документация не соответствует экологическим требованиям, поскольку отсутствует акт обследования зеленых насаждений (21 дерево) и расчет компенсационной стоимости за их снос от органов местного самоуправления документы разрешительного характера на их снос. В результате чего при получении положительной оценки основных разделов проектной документации в целом, экспертиза пройдена не была.
Как установлено коллегией судей, ОПФР по Республике Крым работы были приняты и произведена определенная Государственным контрактом N 47 оплата Исполнителю - Обществу с ограниченной ответственностью "Д.В.Л.П." (далее - ООО "Д.В.Л.П.).
С целью получения от органов местного самоуправления документов разрешительного характера и расчета компенсационной стоимости за их снос ОПОР по Республике Крым были направлены письма от 02.05.2017 N 4649/20-19, от 07.08.2017 N 6858/20-19, от 21.08.2017 N 9407/20-19 в адрес Председателя Черноморского сельского совета - главе администрации Черноморского сельского поселения об оформлении разрешения на снос зеленых насаждений, а также от 16.10.2017 N 1781/13-19 прокурору Черноморского района Республики Крым.
По результатам рассмотрения указанных выше обращений в адрес ОПФР по Республике Крым от Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым 11.05.2017 (исх.N 899/02-22) поступил Акт от 27 марта 2017 N 7 о сохранности зеленых насаждений количестве 20-23 ед. и 13.07.2017 (исх.N 1281/02-22) поступил Акт обследования зеленых насаждений от 11.07.2017 N21 с комиссионным заключением, что зеленые насаждения, расположенные по периметру земельных участков по ул.60 лет Октября 26-а и 60 лет Октября 26-6 пгт.Черноморское подлежат сохранению, и возможно удаление сухостоя в количестве 2 ед. по ул.60 лет Октября, 26-а и обрезку зеленых насаждений в количестве 2 шт. по ул.60 лет Октября, 26-6.
Таким образом, коллегия судей пришла к выводу, что получение отрицательного заключения экспертизы проектной документации произошло в том числе по вине Заказчика по договору, законные основания для удержания и не оплаты работ по договору отсутствовали.
В силу требований Государственного контракта Заказчик обязан оказывать содействие Исполнителю в выполнении проектных и изыскательных работ в объеме и на условиях, предусмотренных в настоящем Контракте (подпункт 3.2.3 пункта 3.2. раздела 3).
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами истца относительно того, что оплата подрядчику ООО "Д.В.Л.П." была осуществлена правомерно за фактически исполненный государственный контракт.
На основании изложенного, учитывая факт причинения вреда, противоправность действий и причинно-следственную связь между действиями ответчиков и причиненным ущербом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того, что у ответчиков имеется обязанность возместить истцу ущерб в заявленном размере.
Относительно доводов заявителей апелляционных жалоб о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, суд апелляционной инстанции считает их необоснованными на основании следующего.
Так, 17.02.2020 Администрация Черноморского района заявило в суде первой инстанции ходатайство N 02-10/366 об истребовании у истца актов приемки выполненных работ, проектной и рабочей документации, выполненной на основании государственного контракта N 47. Определением арбитражного суда первой инстанции от 25.02.2020 ходатайство удовлетворено частично. По мнению апеллянта, отказ в удовлетворении ходатайства в части истребования актов приемки выполненных работ, проектной и рабочей документации, выполненной на основании государственного контракта N 47, нарушил права ответчика на возможность заявления ходатайства о назначении экспертизы с целью определения размера ущерба.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно пункту 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
На основании статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Коллегия судей соглашается, что основания для истребования указанных документов у суда первой инстанции отсутствовали.
Оценивая иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податели апелляционных жалоб не ссылаются на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционным жалобам не прилагают. В целом, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Исходя из изложенного, поскольку ранее было установлено наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями ответчиков и убытками истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимым взыскания с Муниципального образования Черноморский район Республики Крым в лице Администрации Черноморского района Республики Крым за счет средств казны муниципального образования суммы ущерба в размере 1 838 211,00 руб., а так же взыскания с Муниципального образования Черноморский район Республики Крым в лице Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым за счет средств казны муниципального образования сумму ущерба в размере 1 102 806,00 руб.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушение норм процессуального законодательства, влекущее безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 ноября 2020 года по делу N А83-17406/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Черноморского района Республики Крым и Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-17406/2019
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Республике Крым, Управление Федерального казначейства по Республике Крым отдел N 18
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3002/2021
28.04.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1423/20
24.11.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17406/19
11.06.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1423/20