Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 июля 2021 г. N Ф10-2708/21 настоящее постановление изменено
город Воронеж |
|
23 апреля 2021 г. |
Дело N А08-3529/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Песниной Н.А., Ушаковой И.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от публичного акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра"-"Белгородэнерго" (ИНН 6901067107, ОГРН1046900099498, далее - ПАО "МРСК Центра", общество или заявитель):
от Управления лесами Белгородской области (ИНН 3123150996, ОГРН 1073123006197, далее - Управление):
от Бобок Зинаиды Максимовны: |
Лапина В.Г., представитель по доверенности от 30.04.2020,
Черняев А.В., представитель по доверенности от 11.01.2021
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.01.2021 по делу N А08-3529/2020,
третье лицо: Бобок Зинаида Максимовна,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Белгородэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления лесами Белгородской области в согласовании прохождения линии ВЛ 0,4кВ, выраженного в письме исх. исх. N 24-3/639 от 19.02.2020 и обязании управление в установленном действующим законодательством порядке устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов и выдать ПАО "МРСК Центра" разрешение о размещении объектов: ВЛ 0,4кВ с целью технологического присоединения электроустановок заявителя по адресу: Белгородская область, Яковлевский район, в границах СПК "Дружба" им. Васильева, кадастровый номер 31:10:1803006:211, имеющего координаты, перечисленные в Схеме границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, а также о взыскании с управления расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.01.2021 по делу N А08-3529/2020 заявленные требования удовлевторены.
Признан незаконным отказ Управления лесами Белгородской области в согласовании прохождения линии ВЛ 0,4кВ, выраженного в письме исх. N 24-3/639 от 19.02.2020.
На Управление возложена обязанность в установленном действующим законодательством порядке устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов и выдать ПАО "МРСК Центра" разрешение о размещении объектов: ВЛ 0,4 кВ с целью технологического присоединения электроустановок заявителя по адресу: Белгородская область, Яковлевский район, в границах СПК "Дружба" им. Васильева, кадастровый номер 31:10:1803006:211, имеющего координаты, перечисленные в Схеме границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление лесами Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для предоставления заявителю лесного участка без заключения договора аренды.
Кроме того, Управление ссылается на неисполнимость решения суда в связи с изданием Приказа Минприроды России от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута".
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ПАО "МРСК Центра"-"Белгородэнерго" возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 16.04.2021.
В продолженном судебном заседании представитель ПАО "МРСК Центра"-"Белгородэнерго" поддержал ранее высказанную правовую позицию.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
07.11.2018 между ПАО "МРСК Центра" (сетевая организация) и Бобок Зинаидой Михайловной (заявитель) заключен договор N 3100/260405/18/41729664 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор от 07.11.2018), по условиям которого сетевая организация приняла на себя обязательство по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя (далее - технологическое присоединение) бытовые электроприборы, освещение, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению электропринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 (кВт); категория надежности 3; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 (кВ).
Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения хозяйственной постройки, расположенной по адресу Белгородская область, Яковлевский район, в границах СПК "Дружба" им. Васильева, кадастровый номер 31:10:1803006:211 (п.п.1, 2 договора от 07.11.2018).
13.02.2020 в целях исполнения заключенного договора, в связи с прохождением проектируемой трассы ВЛ-0,4кВ по территории лесного массива, сетевая организация обратилась в Управление лесами Белгородской области с заявлением о выдаче разрешении и согласовании прохождения линии ВЛ-0,4 кВ.
Письмом от 19.02.2020 исх. N 24-3/639 управление отказало обществу в согласовании прохождении линии ВЛ-0,4кВ, указав на необходимость заключения договора аренды лесного участка.
Не согласившись с действиями Управлению по отказу в согласовании прохождении линии ВЛ-0,4кВ, ПАО "МРСК Центра" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что нормами действующего законодательства применительно к рассматриваемому случаю допускается предоставление лесного участка без заключения договора аренды или установления сервитута.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда в силу пункта 6 статьи 101 ЗК РФ регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (пункт 1 статьи 45 ЛК РФ).
Пунктом 5 статьи 45 ЛК РФ определено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, действующие в период возникновения спорных правоотношений.
Согласно пункту 2 данных Правил, под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области о том, нормы действующего законодательства предусматривают возможность предоставления лесного участка для строительства отдельных объектов без заключения договоров аренды или установления сервитута.
Доводы подателя жалобы о неисполнимости обжалуемого решения суда, поскольку с 01.01.2021 в силу вступили Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с Перечнем случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления земельных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, из пункта 2 которого следует, что использование лесов в случаях размещение линейных объектов осуществляется с установлением сервитута подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N1300) утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень, утвержденный постановлением N1300).
Согласно пункту 5 Перечня, утвержденного постановлением N 1300 без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется размещение объектов, в числе которых линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Согласно статье 2 закона Белгородской области от 22.12.2014 г. N 328 разрешение на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции кабельных, воздушных линий электропередачи, а также электроустановок до 10 кВ включительно.
Следовательно, нормы Лесного кодекса Российской Федерации в совокупности с нормами земельного и градостроительного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство.
Таким образом, в отношении рассматриваемого линейного объекта - ВЛ-0,4кВ применению подлежат специальные нормы, разрешающие размещение такого объекта на спорном участке.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается, что вступившие в законную силу Положения Приказа от 10.07.2020, которыми Управление обосновывает невозможность исполнения судебного акта, не предполагают обязанности сетевой организации заключать договор аренды такого земельного участка, в то время как из оспариваемого отказа следует, что отказ мотивирован именно необходимостью заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у Управления полномочий на распоряжение испрашиваемым участком было правомерно отклонено судом первой инстанции, поскольку, поскольку в силу Положения об Управлении лесами Белгородской области, согласно которому Управление является органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим функции в области лесных отношений
В пункте 3.2.10 данного Положения установлено, что Управление в области лесных отношений: осуществляет следующие полномочия, в том числе: принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков. 3.2.24 обеспечение выбора участка лесного фонда, проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных предварительном согласовании предоставления земельных участков, 3.2.24 обеспечение выбора участка лесного фонда, проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утверждение актов выбора участков земель лесного фонда, 3.2.34 распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Белгородской области.
Таким образом, поскольку из указанных нормативных актов следует, что управление уполномочено распоряжаться участками земель лесного фонда, следовательно, оно вправе выдавать разрешения на использование лесов для строительства линейных объектов без предоставления лесного участка.
Возможность выдачи разрешения на использование земельных участков лесного фонда без их предоставления или установления сервитута в законодательно установленных целях следует также из приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.12.2015 г. N 565, которым утверждены "Формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - Приказ от 28.12.2015 N565).
Приложением N 4 к Приказу от 28.12.2015 г. N565 утверждена специальная "Форма N4-ОИП полугодовая", по которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, отражают сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, предусмотренных статьями 39.33 - 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда, и предоставляют их в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области об отсутствии у Управления лесами Белгородской области оснований для отказа в согласовании прохождения линии ВЛ 0,4кВ и наличии оснований для удовлетворения требований заявителя в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.01.2021 по делу N А08-3529/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления лесами Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-3529/2020
Истец: ПАО "МРСК Центра" - "Белгородэнерго"
Ответчик: Управление лесами Белгородской области
Третье лицо: Бобок Зинаида Максимовна