г. Москва |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А41-76538/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Иевлева П.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "Текстиль М" на решение Арбитражного суда Московской области от 08.02.2021 по делу N А41-76538/20, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению ООО "Текстиль М" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Текстиль М" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованием о признании незаконным и отмены постановления от 30.10.2020 N 503 1202 8600 0164 000 04, о назначении административного наказания, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.02.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Текстиль М" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что обществом за пределами территории РФ открывался счет N 3751 1012 0000 1008 10 в банке "VTB BANKA A.D. BEOGRAD" (Республика Сербия).
24.04.2019 ООО "Текстиль М" представило в налоговый орган отчет о движении средств по счетам N 3751 1012 0000 1008 10 за 1 квартал 2019 года и подтверждающие банковские документы.
В ходе анализа представленных документов налоговым органом установлено, что ООО "Текстиль М" в нарушение п. 4 и п. 5 Правил представления резидентами налоговым органом отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 (далее - Правила) представило отчет, в котором не отражены сведения, предусмотренные Приложением к Правилам, а именно не отражена детализация по графе 2 "Код вида валютной операции", графе 3 "Наименование операции", с указанием кодов операций, наименование операций, сумм и цифрового кода. Отчет не соответствует форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819.
Кроме того, ООО "Текстиль М" не предоставило банковские документы, подтверждающие сведения, отраженные в предоставленном отчете за период с первого числа по последнее число отчетного квартала по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала, а именно копии банковских выписок представлены не за весь период, а только за один день отчетного периода (18.02.2019), не представлены документы, подтверждающие сведения об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода.
В связи с ненадлежащим оформлением подтверждающих банковских документов в адрес ООО "Текстиль М" направлено уведомление о необходимости представления в течение 10 рабочих дней исправленного отчета и надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.
Отчет о движении денежных средств и надлежащим образом оформленные подтверждающие банковские документы ООО "Текстиль М" представлены 17.09.2019, т.е. с нарушением установленного срока на 18 дней, поскольку Обществу надлежало представить указанный отчет в срок не позднее 30.08.2019.
В связи с выявленным нарушением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 12.10.2020 N 503 120 286 000 164 000 02, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок предусмотрена влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере валютного законодательства Российской Федерации.
В качестве объективной стороны правонарушения по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ Обществу вменяется нарушение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций для представления агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Согласно части 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 утверждены "Правила представления юридическими лицами-резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (далее - Правила предоставления отчетов).
Из пункта 1 Правил предоставления отчетов следует, что настоящие Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами-резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам по месту своего учета (далее - налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - отчеты).
На основании п. 3 Правил предоставления отчетов отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.
Исходя из п. 4 Правил предоставления отчетов юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Согласно п. 5 Правил предоставления отчетов подтверждающие документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.
В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала.
В случае закрытия юридическим лицом-резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).
Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 7 Правил предоставления отчетов).
Из материалов административного дела следует и обоснованно установлено судом, что Обществом нарушен порядок предоставления отчета, а именно не отражена детализация по графе 2 "Код вида валютной операции", графе 3 "Наименование операции" и графе 5 "Цифровой код используемой валюты", с указанием кодов операций, наименование операций, сумм и цифрового кода. Кроме того, ООО "Текстиль М" не предоставило банковские документы, подтверждающие сведения, отраженные в предоставленном отчете за период с первого числа по последнее число отчетного квартала по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала, а именно копии банковских выписок представлены не за весь период, а только за один день отчетного периода (18.02.2019), не представлены документы, подтверждающие сведения об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода.
Таким образом, Общество к первичному отчету о движении денежных средств за 1 квартал 2019 года представленному 17.09.2019 обязано было представить исправленный отчет и надлежащим образом оформленные подтверждающие банковские документы.
Уведомление налогового органа о необходимости представления в течение 10 рабочих дней исправленного (уточненного) отчета и надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов направлено по каналам ТКС, и получено Обществом - 16.08.2019.
Соответственно, Обществу в срок не позднее 30.08.2019 надлежало представить исправленный отчет и надлежащим образом оформленные подтверждающие банковские документы.
Таким образом, установление срока для представления запрашиваемых документов и информации не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Кроме того, увеличение срока представления исправленного отчета не освобождает заявителя, совершившего административное правонарушение от ответственности.
Обязанность резидентов вести учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям в установленном порядке прямо предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.
Согласно ст. 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку факт несоблюдения резидентом порядка представления отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, установлен по материалам рассматриваемого дела, арбитражный суд полагает о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Осуществляя внешнеторговую деятельность, Общество обязано знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения. Однако, доказательств принятия каких-либо действий по недопущению нарушения валютного законодательства, в материалах дела не имеется, Обществом не представлено.
Резидент является юридическим лицом и обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Оценив собранные административным органом доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности налоговым органом в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ за вменяемое правонарушение предусмотрено назначение административного штрафа в отношении юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно постановлению N 503 1202 8600 0164 000 04 от 30.10.2020 в ходе рассмотрения административного дела налоговым органом обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены, в связи с чем, административный штраф назначен в минимальном размере - 40 000 руб.
Назначение обществу наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, отвечает принципам справедливости и соразмерности.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 25.4, 28.2, 29.7 КоАП РФ заинтересованным лицом соблюдены.
Срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.
Таким образом, постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области от 30.10.2020 N 503 1202 8600 0164 000 04 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесено налоговым органом при наличии достаточных оснований с соблюдений процедуры привлечении к административной ответственности, следовательно, подлежит признанию законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах, оснований для отмены постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области от 30.10.2020 N 503 1202 8600 0164 000 04, также не имеется.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.02.2021 по делу N А41-76538/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76538/2020
Истец: ООО "Текстиль М"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ГОРОДУ НОГИНСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ГОРОДУ НОГИНСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ