город Томск |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А45-36018/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (N 07АП-2706/2021) на решение от 08.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу NА45-36018/2020 (судья Морозова Л.Н.), по заявлению Федерального казенного учреждения "Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 27, ОГРН: 1023801020187, ИНН: 3808016102) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, ОГРН: 1035401913568, ИНН: 5405116098), о признании недействительным решения от 13.11.2020 N 054/06/68-2165/2020 и предписания от 13.11.2020 N054/06/68-2165/2020,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью ПСК "Ремстрой" (ИНН 3812115723), г. Иркутск, ул. Лызина, дом 9Б, квартира 131, ОГРН: 1153850040123, ИНН: 3812115723).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Колбягин Н.С. - доверенность от 30.12.2020
от заинтересованного лица: Травкин С.С, - доверенность от 29.12.2020
от третьего лица: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - заявитель, ФКУ "ВСОУМТС МВД России", заказчик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Новосибирский УФАС России, антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным решения от 13.11.2020 N 054/06/68-2165/2020, согласно которому заказчик ФКУ "ВСОУМТС МВД России" признан нарушившим часть 6 статьи 31, часть 5 статьи 66 Федерального закона N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Определением арбитражного суда от 28.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью ПСК "Ремстрой" (далее - третье лицо, общество, ООО ПСК "Ремстрой").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08.02.2021 заявленные требования удовлетворены, решение от 13.11.2020 N 054/06/68-2165/2020 и предписание от 13.11.2020 N054/06/68-2165/2020, вынесенные Управлением признаны недействительными.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что в данном случае являются неправомерными требования заказчика о наличие у участника закупки или у субподрядчика действующей лицензии на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их представления в составе второй части заявки, поскольку заказчик, разместив информацию о месте дислокации объекта в открытом доступе в единой информационной системе, счел что такие сведения не относятся к государственной тайне.
ФКУ "ВСОУМТС МВД России" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить в силе, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв приобщен к материалам дела.
Третье лицо, участвующие в деле, надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания, представитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 23.10.2020 на сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведение электронного аукциона N 0334100000220000184 на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения в рамках государственного оборонного заказа.
Полагая, что требование заказчика к поставщику о наличии действующей лицензии на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является необоснованным, так как изготовление каркаса сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения и его монтаж не относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, так как адрес поставки и монтажа указан в широком доступе, а именно в аукционной документации, информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, ООО ПСК "РемСтрой" обратилось с жалобой в антимонопольный орган на действия ФКУ "ВСОУМТС МВД России" при проведении электронного аукциона N 0334100000220000184.
По итогам рассмотрения жалобы ООО ПСК "РемСтрой" антимонопольным органом принято решение от 13.11.2020 N 054/06/68-2165/2020 об удовлетворении жалобы и вынесено предписание N 054/06/68-2165/2020 об устранении выявленных нарушений.
Полагая, что указанные решение и предписание являются незаконными, ФКУ "ВСОУМТС МВД России" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые акты (решение и предписание) антимонопольного органа не соответствует нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 данного закона информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Закона, или копии этих документов.
Согласно пункту 3.2.1. документации об электронном аукционе, к участникам закупки, в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, установлены следующие требования:
- в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Указом Президента РФ от 11.02.2006 N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" и инструкцией по обеспечению режима секретности в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 N 3-1), Постановления Правительства РФ N 63 от 06.02.2010 "Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне", Приказом МВД России от 31.12.2014 N 1152 "Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств" к поставке и монтажу сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения в рамках государственного оборонного заказа для нужд ВСБХР ФКУ "ВСОУМТС МВД России", в связи с ознакомлением с документами, содержащими секретные сведения, режимом охраны и степенью уязвимости объекта МВД России от преступных посягательств, допускаются участники, допущенные к проведению секретных работ, т.е. имеющие лицензию, выданную ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
- в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. В силу с 13.08.2018) и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (ред. от 06.10.2017) "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" к монтажу пожарной сигнализации, систем оповещения, эвакуации при пожаре и её интегрированию с имеющейся у заказчика системой, допускаются участники, допущенные к проведению работ, т.е. имеющие лицензию, выданную МЧС России.
В соответствии с пунктом 4.5.2 Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- копию лицензии, выданную ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Указом Президента РФ от 11.02.2006 N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" и инструкцией по обеспечению режима секретности в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 N 3-1), Постановлением Правительства РФ N 63 от 06.02.2010 "Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", Приказом МВД России от 31.12.2014 N 1152 "Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств" (пункт 4.5.2.1 документации);
- копию лицензии, выданную МЧС России на осуществление следующих видов работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охраннопожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов (пункт 4.5.2.2 документации).
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежит лицензированию на основании пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу части 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответственной степени секретности.
В соответствии с Законом о государственной тайне государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности является Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации).
Статьей 9 Закона о государственной тайне предусмотрено, что отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, который утверждается Президентом Российской Федерации.
Требование о наличии у участников закупки (субподрядчика) действующей лицензии Федеральной службы безопасности установлено заказчиком на основании пункта 22 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении сведений, относящихся к государственной тайне", Инструкции по обеспечению секретности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 11.03.2012 N 015, пунктов 61 и 62 приказа МВД России от 10.09.2018 N 580ДСП "Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию МВД РФ". К государственной тайне отнесены: об объектах инженерной инфраструктуры, о дислокации, назначении, степени готовности или защищенности режимных помещений МВД России; сведения, раскрывающие меры по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов ОВД, результаты оценки их уязвимости, а также сведения о местонахождении ручного стрелкового оружия и его количестве.
Судом установлено и следует из материалов дела, что предметом электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку и монтаж сборноразборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения в рамках государственного оборонного заказа для нужд ВСБХР ФКУ "ВСОУМТС МВД России".
Проанализировав положения аукционной документации, исходя из вышеприведенных норм права, учитывая неразрывность предмета аукциона с местом поставки (работы, услуги), и, как следствие, доступ поставщика к сведениям, составляющим государственную тайну, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу, что поскольку объект закупки, связан со сведениями, составляющими государственную тайну, заказчиком в документации требования о наличии у участников закупки действующей лицензии, выданной в соответствии с требованиями действующего законодательства о допуске к работам, составляющих государственную тайну, а также действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения, оповещения, эвакуации, фотолюминесцентных эвакуационных систем, выполнение которых является предметом контракта, не противоречит требованиям действующего законодательства.
Поскольку сведения, составляющие государственную тайну, во время выполнения работ, являющихся предметом названного аукциона, должны быть переданы подрядчику, суд первой инстанции верно поддержал позицию заявителя о том, что для выполнения названных работ участник аукциона обязан иметь лицензию на выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Ссылки на размещение заказчиком информации о месте дислокации объекта в открытом доступе в единой информационной системе в связи с чем такие сведения не относятся к государственной тайне подлежат отклонению, поскольку исходя из предмета аукциона адрес места поставки товара не является тождественным месту монтажа объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд, установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Иное толкование заявителем жалобы законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-36018/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-36018/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО ПСК "РЕМСТРОЙ", Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд