г. Хабаровск |
|
29 апреля 2021 г. |
А73-9602/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Магдыч К.И., представитель по доверенности от 11.01.2021;
от Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района: Ломашук Е.К., представитель по доверенности от 03.12.2020;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Талагаев В.И., представитель по доверенности от 01.01.2021.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района
на решение от 16.02.2021
по делу N А73-9602/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района (ОГРН 1122720002624, ИНН 2720047246)
о взыскании убытков в размере 9 471 915 руб. 27 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 95 430 руб. 84 коп.
третьи лица - Министерство ЖКХ Хабаровского края; Министерство финансов Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района (далее - Комитет, ответчик, заявитель) о взыскании убытков в размере 9 471 915 руб. 27 коп. за период с 01.04.2017 по 02.12.2017, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 95 430 руб. 84 коп. за период с 28.05.2020 до момента фактической оплаты суммы долга (согласно принятым в порядке ст. 49 АПК РФ уточнениям требований).
Определениями Арбитражного суда Хабаровского края от 03.07.2020 привлечены в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Хабаровский край в лице Министерство ЖКХ Хабаровского края; Министерство финансов Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2021 исковые требования удовлетворены частично, с Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района в пользу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации за счёт средств казны муниципального образования взысканы убытки в размере 7 962 296 руб. 76 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
Комитет, не согласившись с решением суда, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в иске отказать.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что истец является бюджетным учреждением и финансируется в порядке ст. 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, возмещение расходов муниципальным образованием не производится. Также заявитель приводит доводы о том, что тариф для истца в период с апреля 2017 по 02.12.2017 не был установлен, в связи с чем, наличие убытков - не подтверждено.
В представленном отзыве Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края указало на даты и размеры утверждённых в отношении истца тарифов, считает неправомерным взыскание убытков, связанных с межтрифной разницей за период, когда тариф для истца не был утвержден.
В судебном заседании представитель Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы и отмене решения суда по изложенным в жалобе основаниям.
Представитель Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края поддержал позицию заявителя жалобы, считая, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель ФГБУ просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, уведомлённых надлежащим образом, в соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва), функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами переданы с 01.04.2017 в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
В период с 01.04.2017 по 02.12.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляло отпуск тепловой энергии населению на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края (пгт. Корфовский), в связи с чем применяло регулируемые тарифы, установленные Постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.10.2016 N 100 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2017 год" (в редакции Постановления от 30.12.2016 N 146), в размере 2 286,74 руб./Гкал (без учёта НДС).
Согласно требованиям п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.02.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является теплоснабжающей организацией.
Полагая, что в результате применения при осуществлении деятельности предельного максимального тарифа у Учреждения возникли убытки от разницы в тарифах (предельно максимальном и экономически обоснованном), ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось к Комитету администрации с требованием о компенсации межтарифной разницы, выраженным в претензии от 30.04.2020 N 370/У/4/4/2416.
Отказ Комитета администрации в компенсации указанных убытков послужил основанием для обращения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222).
Согласно статье 3 указанного закона возмещение таких убытков является расходным обязательством Хабаровского края и их финансирование производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в законе Хабаровского края от 31.10.2007 N 150.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр.
Согласно пункту 1 Постановления N 35-пр Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Пунктом 2.1. Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Порядка, представляется в министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядка.
В силу пункта 2.2. Порядка перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка субвенции предоставляются министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, на указанные цели в соответствующем финансовом году и согласно распределению субвенций, установленному данным законом края.
Согласно пункту 2.4 Порядка по итогам расчета за предыдущий год между министерством и органом местного самоуправления составляется акт сверки.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 150 предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Согласно разделу 2 Порядка, утвержденного Постановлением N 35-пр, расчет плановой суммы возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, применяемого при формировании краевого бюджета; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; отапливаемую площадь жилого фонда по состоянию на 01 января текущего года; норматива потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края. Расчет плановой суммы возмещения на тепловую энергию, поставляемую на горячее водоснабжение, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически энергию; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения по состоянию на 01 января текущего года; норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края.
Из материалов дела следует и установлено судом, что из регионального бюджета денежные средства муниципальному образованию, согласно утверждённому порядку, доводились в необходимом объёме, том числе, и в отношении жилого фонда, по которому оказывались в спорный период услуги теплоснабжения истцом, что не оспаривается участвующим в деле лицами.
В связи с чем, суд обоснованно исходил из того, что Хабаровский муниципальный район Хабаровского края в силу вышеназванных правовых норм, учитывая установленные фактические обстоятельства о надлежащем исполнении Хабаровским краем своего обязательства, является лицом, обязанным отвечать по данному иску.
Относительно возражений, приведенных со ссылкой на оказание услуг истцом в период, в котором в отношении него тариф не был установлен, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
Согласно части 3 названной статьи Закона о теплоснабжении, подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Постановлением от 20.11.2017 N 33/23 Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ был установлен тариф на тепловую энергию для потребителей на период с 2017-2020 гг. со сроком действия с 03.12.2017 по 31.12.2020 с календарной разбивкой на периоды.
В связи с этим, в отсутствие утверждённого тарифа в период с 01.04.2017 по 02.12.2017, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ при расчёте заявленных ко взысканию убытков применяло тарифы АО "ГУ ЖКХ" (предшествующая ресурсоснабжающая организация), установленные Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2015 N 40/2 в размере 4 417,05 руб./Гкал (без учёта НДС) - с 01.01.2017 по 01.07.2017 и в размере 4 506,06 руб./Гкал (без учёта НДС) - с 01.07.2017 по 31.12.2017.
Судом при рассмотрении спора учтена правовая позиция, выраженная в постановлении Президиума от 09.03.2010 N 14231/09 по делу N А60-39531/2008-С1, и отраженная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2018 N 303-ЭС17-18242, согласно которой применение тарифа, установленного для другого лица, возможно, если к лицу, осуществляющему поставку коммунальных ресурсов в рассматриваемый период, перешли те элементы системы коммунальной инфраструктуры, финансовые потребности по содержанию и обеспечению деятельности которых были учтены при утверждении соответствующего тарифа.
В данном случае, как установлено судом, истцу передано на обслуживание 29 котельных из 139 ранее действующего предприятия АО "ГУ ЖКХ", в связи с чем, суд правомерно исходил из необоснованного применения истцом тарифа, установленного для иной организации.
Также в силу положений пункта 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжении, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, согласно которому решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы, в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания и для применения тарифа, установленного Учреждению Постановлением от 20.11.2017 N 33/23.
Вместе с тем, как установлено судом, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ обратилось за установлением тарифа в Комитет 21.04.2017 (заявление за исх. N 370/У/5/52) с момента начала регулируемой деятельности.
В целях предупреждения возникновения социальной напряжённости и недопущения прекращения оказания услуг по результатам совещания при заместителе Председателя Правительства края по вопросам топливно-энергетического комплекса и ЖКХ, оформленным протоколом от 25.08.2017, принято решение о возможности начисления платы за коммунальные услуги исходя из тарифов, установленных для предыдущей ресурсоснабжающей организации до момента утверждения тарифов для ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Фактическое оказание ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в спорный период в отсутствие утверждённого тарифа услуг по теплоснабжению и объём отпущенной тепловой энергии подтверждаются представленными в дело в электронном виде актами оказанных услуг, счетами-фактурами, квитанциями и ответчиком не оспаривается.
В связи с чем, принимая во внимание факт применения Учреждением при расчете с населением предельного максимального тарифа на тепловую энергию, установленного постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.10.2016 N 100, специфику осуществляемой ФГБУ "ЦЖКУ" деятельности, суд правомерно пришел к выводу о наличии у истца в соответствии с положениями ст. 15 ГК РФ права требования возмещенных ему убытков, применительно к расходам, учитываемым при формировании тарифов в соответствии с Основами ценнобразованию.
Согласно экспертному заключению Комитета по ценам и тарифам, подготовленному в рамках тарифного дела ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ от 30.10.2017 N 15/ч, определена экономически обоснованная цена (тариф) на тепловую энергию, поставляемую на 2017 год в размере 4 124,38 руб. за 1 Гкал (без учёта НДС).
При определении соответствующей стоимости Комитетом по ценам и тарифам в соответствии с действующим законодательством в рассматриваемой сфере регулирования, учтены результаты хозяйственной деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по теплоснабжению с начала её осуществления (включая весь период 2017 года).
Заключение содержит перечень расходов ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, включаемых в необходимую валовую выручку для исчисления тарифа с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) исходя из годового объёма (в целом за 2017 год).
Согласно представленному истцом альтернативному расчёту убытков за период с 01.04.2017 по 02.12.2017, произведённому с учётом экономически обоснованной стоимости тепловой энергии за 1 Гкал определённой Комитетом по ценам и тарифам и отражённой в его заключении (4 124,38 руб. (без учёта НДС), размер убытков истца составляет 7 962 296 руб. 76 коп., требование о взыскании которых с ответчика правомерно удовлетворено судом.
Подлежат отклонению доводы о том, что иск предъявлен бюджетным учреждением, которому не могут быть предоставлены субсидии в силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Положения указанной нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации в данном случае неприменимы, поскольку предметом спора является взыскание убытков, связанных с возмещением потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей, правовая природа которых федеральным законодательством о теплоснабжении не определена. Исходя из действующих норм права, регламентирующих порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию, право ресурсоснабжающей организации на компенсацию своих потерь, вызванных межтарифной разницей, не зависит от организационно-правовой формы юридического лица, оказывающего услуги по теплоснабжению.
Из положений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" следует, что расчет за ресурс по цене, установленной ниже размера экономически обоснованного тарифа, влечет обязанность соответствующего субъекта по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям.
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
Ввиду изложенного, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16.02.2021 по делу N А73-9602/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9602/2020
Истец: ФГБУ Филиал "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5758/2023
23.10.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4932/2023
07.02.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7668/2021
18.08.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3218/2021
29.04.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1870/2021
16.02.2021 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-9602/20