г. Воронеж |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А64-7856/2020 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи |
Мокроусовой Л.М., |
без проведения судебного заседания и без извещения сторон, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.02.2021 (резолютивная часть от 18.01.2021) по делу N А64-7856/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Митина Ю.Н.),
по иску публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ИНН 6829012680, ОГРН 1056882304489) в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра" - "Тамбовская генерация" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) о взыскании 33 483,41 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра" - "Тамбовская генерация" (далее - ПАО "Квадра", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ответчик) о взыскании пени за просрочку оплаты основного долга за июль 2020 года по государственному контракту теплоснабжения N 2261-ТЭ за период с 11.08.2020 по 10.12.2020 в сумме 180,69 руб. (с учетом уточнения).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.11.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области, принятым в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ путем подписания судьей 18.01.2021 резолютивной части решения, уточненные исковые требования ПАО "Квадра" удовлетворены.
12.02.2021 изготовлено мотивированное решение по настоящему делу.
Не согласившись с состоявшимся решением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, прекратить производство по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Судом к материалам дела приобщен отзыв ПАО "Квадра" на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ПАО "Квадра" (теплоснабжающая организация) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (абонент) заключен государственный контракт теплоснабжения N 2261-ТЭ (далее - контракт), по условиям которого теплоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, теплоноситель, а абонент обязался принимать и оплачивать принятые тепловую энергию и теплоноситель в определенном настоящим государственным контрактом порядке. Абонент обязался соблюдать предусмотренный настоящим государственным контрактом режим потребления тепловой энергии и теплоносителя, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя, а также возвращать теплоноситель с качественными параметрами, предусмотренными государственным контрактом (пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 1.3 контракта дата начала поставки коммунального ресурса 01.01.2020.
Права и обязанности сторон согласованы в разделе 4 контракта.
В соответствии с пунктом 4.3.1 контракта абонент обязался оплачивать потребленные тепловую энергию, теплоноситель в объеме, порядке и сроки, установленные контрактом.
Согласно пункту 5.1 контракта при установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, принятых в установленном порядке в качестве коммерческих, в точке поставки количество тепловой энергии и теплоносителя, полученных абонентом, определяется по показаниям установленных приборов, а в случае их отсутствия - в порядке, установленном пунктом 5.9 государственного контракта.
В силу пункта 5.9 контракта в отношении объектов - отдельно стоящих зданий, объем потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя определяется в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр.
Расчетным периодом для оплаты за поставленную тепловую энергию является календарный месяц (пункт 6.1 контракта).
Из пункта 6.4 контракта следует, что оплату за потребленную тепловую энергию абонент производит ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета.
Абонент оплачивает тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации в следующем порядке:
- 30 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18- го числа текущего месяца;
- оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных бюджетными, казенными и автономными учреждениями, казенными предприятиями в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше контрактного объема, определенного государственным контрактом теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
В процессе заключения указанного государственного контракта между сторонами возникли разногласия, урегулированные в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.02.2020 по делу N А68-12783/2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2020, урегулированы возникшие между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и ПАО "Квадра" разногласия при заключении государственного контракта на теплоснабжение N 2261-ТЭ, контракт считается заключенным на условиях:
- из Приложения N 1 "Нормы потребления теплоэнергии" из таблицы исключена 6 строка - "504.2261-ТЭ006 расход теплоэнергии на нагрев воды для МКД ул. Чичканова д. 12 Чичканова ул., 12";
- из Приложения N 2 исключен пункт 7) расход теплоэнергии на нагрев воды для МКД ул. Чичканова, д. 12, устанавливается наружный периметр ТК-3р-10 (схема 6).
Во исполнение условий государственного контракта теплоснабжающая организация в июле 2020 года осуществила поставку тепловой энергии абоненту на сумму 33 173,24 руб., на оплату выставлены счет от 31.07.2020 N 2261-ТЭ, счет-фактура от 31.07.2020 N 0010132/681.
В связи с наличием возражений относительно методики расчета тепловой энергии, в том числе за июль 2020 года, абонент произвел перерасчет начислений в соответствии с пунктом 73 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной 17.03.2014 N 99/пр, применяемой для случаев отсутствия отдельного учета или нерабочего состояния приборов учета более 30 дней.
Согласно письму от 30.11.2020 N 370/ЦЖКУ/2/15/4234 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России принимает к оплате за июль 2020 года стоимость тепловой энергии в размере 10 454,81 руб.
Таким образом, разногласия за июль 2020 года составили 22 718,43 руб.
Теплоснабжающей организацией произведен перерасчет стоимости тепловой энергии (от 16.12.2020 N 0000000000016323/681) за июль 2020 года, согласно которому общая сумма перерасчета составила 22 718,43 руб., сумма задолженности за июнь составила 10 454,81 руб.
Указанная сумма оплачена ответчиком.
Поскольку плата за потребленную тепловую энергию в июле 2020 года абонентом произведена с нарушением сроков установленных контрактом, теплоснабжающая организация в соответствии с пунктом 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" рассчитала неустойку за просрочку оплаты тепловой энергии за период с 11.08.2020 по 10.12.2020 в размере 180,69 руб. от суммы задолженности 10 454,81 руб.
Поскольку ответчик в добровольном порядке сумму неустойки не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (уточненным).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя уточненные исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями статей 307, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Обязательства сторон вытекают из заключенного между ними государственного контракта теплоснабжения N 2261-ТЭ (с учетом урегулированных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 05.02.2020 по делу NА68-12783/2019 разногласий) и должны быть исполнены надлежащим образом.
На момент спорных правоотношений государственный контракт N 2261-ТЭ считается действующим, доказательств расторжения контракта в материалы дела не представлено.
Многоквартирный дом по адресу: г. Тамбов, ул. Чичканова, д. 12, явившийся предметом преддоговорного спора по делу N А68-12783/2019, исключен из расчета за июнь 2020 года.
Факт поставки истцом тепловой энергии ответчику в июле 2020 года на сумму 10 454,81 руб. не оспаривается ответчиком.
Данная сумма соответствует контррасчету ответчика, приведенному в письме от 30.11.2020 N 370/ЦЖКУ/2/15/4234, и оплачена последним в полном объеме.
В связи с просрочкой исполнения ответчиком обязательства по оплате потребленной тепловой энергии, на сумму долга, возникшего за июль 2020 года в размере 10 454,81 руб., истцом начислены пени в соответствии с пунктом 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" за период с 11.08.2020 по 10.12.2020 в сумме 180,69 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ, неустойкой (пеней, штрафом) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В силу статьи 332 ГК РФ, кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Пунктом 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Пунктом 7.5 контракта предусмотрено, что при неоплате (неполной оплате) абонентом тепловой энергии в сроки, установленные настоящим государственным контрактом, теплоснабжающая организация вправе предъявить пени в соответствии с действующими законодательством РФ.
Положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" носят специальный характер по отношению к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
Указанная позиция по применению законодательства отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.
Для целей расчета юридический факт оказания услуг по передаче тепловой энергии возникает по окончании расчетного периода в момент фиксации фактического объема оказанных услуг, а предусмотренная законом ответственность в виде уплаты неустойки применяется в случае просрочки оплаты фактически оказанных услуг.
Размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка РФ (ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму. Следовательно, при добровольной уплате основного долга размер названной неустойки по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа. При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
По смыслу указанных норм, закрепляющих механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Вместе с тем, согласно Определению Верховного суда РФ N 305-ЭС18-20107 от 21.03.2019, разъяснения, изложенные в ответах на вопросы 1 и 3 названного Обзора, распространяются исключительно на случаи, когда основной долг не погашен.
Материалами дела, пояснениями сторон подтвержден факт нарушения сроков исполнения обязательства по оплате тепловой энергии, поставленной в июле 2020 года, в связи с чем, требование о взыскании пени истцом заявлено правомерно.
Представленный истцом расчет неустойки (уточненный), проверен судом области и признан арифметически верным.
Довод ответчика о наличии вины истца в просрочке оплаты долга правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку наличие между сторонами преддоговорных разногласий не освобождает ответчика от оплаты фактически потребленного ресурса, поскольку оплата происходит по факту поставки ресурса.
Кроме того, в случае своевременной оплаты принимаемой суммы долга за июль 2020 года и возникновении между сторонами разногласий по оплате, ответчик имел бы право на возврат излишне уплаченных денежных средств или зачет суммы в счет будущих платежей, от уплаты неустойки в указанном случае мог быть освобожден.
Возражения ответчика относительно неверно примененной истцом методики расчета отклонены судом первой инстанции, поскольку истцом приняты указанные возражения и произведен перерасчет долга за июль 2020 года согласно методике, примененной ответчиком, и данная сумма оплачена последним.
Довод ответчика относительно отсутствия обязанности по оплате неустойки по причине отсутствия финансирования из средств федерального бюджета, в связи с наличием в спорный период преддоговорного спора и отсутствием заключенного в установленном порядке государственного контракта, также обоснованно отклонен арбитражным судом области по следующим основаниям.
Санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета осуществляет Казначейство России (статья 166.1 Бюджетного кодекса РФ).
Приказом Минфина России от 17.11.2016 213н утвержден Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.
На основании пункта 2 Порядка N 213н для оплаты денежных обязательств получатель средств федерального бюджета (администратор источников финансирования дефицита федерального бюджета) представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (далее - соответствующий лицевой счет) Заявку на кассовый расход.
Орган Федерального казначейства проверяет Заявку на соответствие установленной форме, наличие в ней необходимых реквизитов и показателей, в том числе, реквизитов документов, являющихся основанием возникновения бюджетного обязательства.
Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.2015 N 221н утвержден Перечень документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, предоставляемых получателями средств федерального бюджета при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств.
Данный перечень документов-оснований, подтверждающих возникновение денежных обязательств, не является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 13 Перечня документом-основанием, наряду с государственными контрактами, договорами на оказание услуг, может быть и иной документ, в соответствии с которым возникает бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджета.
Факт поставки тепловой энергии потребителю подтверждается первичными бухгалтерскими документами; на оплату поставленной тепловой энергии ответчику выставлен счет.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие заключенного между ответчиком и поставщиком ресурса государственного контракта, не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по своевременной оплате потребленного ресурса, и как следствие, от применения мер ответственности за нарушение сроков оплаты.
Наличие оснований для освобождения ответчика от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства по оплате тепловой энергии, судом не установлено.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд области пришел к правильному выводу об удовлетворении уточненных исковых требований в соответствии с действующим законодательством.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом вышеизложенного, нельзя признать состоятельными, поскольку они фактически сводятся к повторению обоснованно отклоненных судом первой инстанции доводов и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, а также существенного нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, однако в доход федерального бюджета с него не взыскиваются, поскольку заявитель апелляционной жалобы в силу статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.02.2021 (резолютивная часть от 18.01.2021) по делу N А64-7856/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7856/2020
Истец: ПАО "Квадра- Генерирующая компания"
Ответчик: ФГБУ "ЦЖКУ"МИНОБОРОНЫ РОСИИ "
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд