Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 июля 2021 г. N Ф05-18960/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А40-222401/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ООО "Коммерческий центр при АП МОСТМ-1"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2021 по делу N А40-222401/20
по заявлению ООО "Коммерческий центр при АП МОСТМ-1"
к Управлению Росреестра по Москве
Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным уведомление,
при участии:
от заявителя: |
Тыняный А.А. по дов. от 10.03.2021; |
от ответчика: |
Ефимова А.Н. по дов. от 11.01.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр при АП МОСТМ-1" (далее - заявитель, Общество, ООО "Коммерческий центр при АП МОСТМ-1") обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) от 11.09.2020 о приостановлении государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, кадастровый номер 77:03:0009001:8822, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, д. 20, к. 2, пом. I, площадью 77.9 кв. м и нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0009001:8823, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, д. 20, к. 2, пом. IV, площадью 188.2 кв. м.; уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве от 11.12.2020 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, кадастровый номер 77:03:0009001:8822, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, д. 20, к. 2, пом. I, площадью 77.9 кв. м и нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0009001:8823, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, д. 20, к. 2, пом. IV, площадью 188.2 кв. м.; об обязании осуществить государственную регистрацию права на недвижимое имущество, а именно: нежилое помещение, кадастровый номер 77:03:0009001:8822, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, д. 20, к. 2, пом. I, площадью 77.9 кв. м и нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0009001:8823, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, д. 20, к. 2, пом. IV, площадью 188.2 кв. м. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 11.02.2021 в удовлетворении требований Общества отказано.
Заявитель не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент городского имущества г.Москвы явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что заявитель 02.09.2020 обратился к ответчику с заявлениями и приложенными к ним документами об осуществлении действий по государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, а именно: нежилое помещение, кадастровый номер 77:03:0009001:8822, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, д. 20, к. 2, пом. I, площадью 77.9 кв. м и нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0009001:8823, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, д. 20, к. 2, пом. IV, площадью 188.2 кв. м. (далее - Нежилые помещения).
11.09.2020 по результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных документов Ответчиком было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности.
Из текста Уведомления следует, что в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", начиная с 11.09.2020 приостановлены действия по проведению государственной регистрации права собственности в отношении Нежилых помещений, в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не соответствует требованиям законодательства РФ.
Позднее Управлением было вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности от 11.12.2020, мотивированное тем, что Обществом не устранены причины, препятствующие государственной регистрации права.
Не согласившись с вышеуказанными решениями Управления, считая их необоснованным, не соответствующим действующему законодательству РФ и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемые решения регистрирующего органа соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы Общества.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости.
В силу п. п. 5, 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Основанием для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права собственности послужил тот факт, что заявитель не представил документы, свидетельствующие о возникновении у него права на приобретение Нежилых помещений.
Суд первой инстанции правомерно установил, что для целей государственной регистрации права собственности заявитель представил ответчику Договор ВАМ (МКИ) N 7282 от 29.11.1995 купли-продажи имущества (далее - Договор купли-продажи), согласно которому предметом договора является выкуп нежилых помещений общей площадью 266,6 кв.м., расположенных по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, д. 20, к. 2.
В материалы дела представлена также копия свидетельства на право собственности реестр N 1471 от 04.12.1995, выданного Фондом имущества города Москвы.
Суд соглашается с доводами ответчика о том, что представленные документы не могут служить правоустанавливающими документами для перехода к покупателю права собственности на данное недвижимое имущество, поскольку в спорный период законодательством не предусматривалось отчуждение государственного или муниципального имущества путем его прямой продажи.
Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации сделок с недвижимостью.
Пунктом 8 Постановления Правительства Москвы N 327 от 18 апреля 1995 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации, имущественных прав" предусмотрено, что до принятия Правительством Москвы Программы создания единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в г. Москве государственную регистрацию прав собственности и других вещных прав на здания, сооружения и нежилые помещения и сделок с ним на базе реестра собственности в соответствии со статьями 131, 219, 223 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет Москомимущество с выдачей Свидетельств о внесении в реестр собственности.
Распоряжением Мэра Москвы от 16 июня 1994 г. N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в городе Москве" было поручено осуществлять регистрацию недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений, нежилых помещений), принадлежащего на праве собственности физическим и юридическим лицам на территории города Москвы (пункт 1).
Пунктом 2 названного распоряжения определено считать внесение в реестр собственности Москомимущества с выдачей Свидетельства о внесении в реестр собственности актом государственной регистрации собственника и принадлежащего ему недвижимого имущества.
При этом в соответствии с пунктом 2 Положения о реестре частной собственности в городе Москве, утвержденного Распоряжением Мэра Москвы от 16 июня 1994 г. N 288-РМ, ведение реестра частной собственности на территории города осуществляет Москомимущество, а основанием для включения объектов в реестр частной собственности, является, в том числе и Свидетельство на право собственности, выданное Фондом имущества, Госкомимуществом или Москомимуществом (пункт 5).
Согласно пункту 8 Постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 N 327 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации, имущественных прав" в редакции, действовавшей с 18.04.1995 по 18.01.1998 (далее - Постановление N 327), Москомимуществу поручено до принятия Правительством Москвы Программы создания единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в г.Москве и с учетом статьи 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ, осуществлять государственную регистрацию прав собственности и других вещных прав на здания, сооружения и нежилые помещения и сделок с ними на базе реестра собственности в соответствии со статьями 131,219, 223 ГК РФ с выдачей Свидетельства о внесении в реестр собственности установленного образца.
Согласно пункту 17.1 Приказа Москомимущества от 15.05.1997 N 20-п "Об организации работ в Москомимуществе и его территориальных агентствах по ведению реестра собственности и регистрации имущественных прав" документом, удостоверяющим факт государственной регистрации права собственности, является Свидетельство о внесении в реестр собственности.
Вместе с тем, свидетельство о внесении в Реестр собственности, выданное Москомимуществом в отношении указанного недвижимого имущества и подтверждающее наличие ранее возникшего права собственности ТОО "Коммерческий центр при АП МОСТМ-1", не представлено.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, представленное для целей государственной регистрации свидетельство о праве собственности реестр N 1471 от 04.12.1995, выданное Фондом имущества города Москвы, не является подтверждающим ранее возникшего права собственности в силу указанных выше положений нормативных актов.
Обществом также на государственную регистрацию было представлено Распоряжение Комитета по управлению имуществом города Москвы N 2425-р от 03.10.1995 о продаже в собственность ТОО "Коммерческий центр при АП МОСТМ-1" указанных помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично.
При этом приватизация имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правом выкупа, в соответствии с Законом о приватизации осуществляется только по договорам аренды, заключенным до вступления в силу данного закона.
Согласно пункту 4.5 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. N 1535, право на выкуп арендованных помещений по договорам аренды имеют как граждане и их объединениям, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предприятия (в том числе товарищества, акционерные общества, созданные в порядке приведения организационно-правовой формы добровольных объединений государственных и муниципальных предприятий в соответствие с разделом II Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества"), не более 25 процентов уставного капитала которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности, в случае если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона объектов нежилого фонда, так и физические и юридические лица, ставшие собственниками приватизированных государственных (муниципальных) предприятий или государственного (муниципального) имущества, ранее сданного в аренду в результате выкупа последнего.
Также Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, п. п. 2.6, 5.14.2, 5.14.3, 5.14.5 которой предусматривают возможность выкупа арендованного имущества, в том числе по договорам аренды, заключенным до вступления в силу Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 14.12.2010 N 11302/10, арендатор, которому не предоставлено право в особом порядке получить в собственность арендуемое им имущество, не обладает правом на приобретение этих объектов, минуя способы приватизации, установленные действовавшим на тот момент федеральным законодательством.
ООО "Коммерческий центр при АП МОСТМ-1" не относится к лицам, которым федеральным законодательством предоставлялось право в особом порядке получить в собственность арендуемое им имущество.
Согласно договору купли-продажи предметом договора является выкуп помещений общей площадью 266,6 кв.м., находящихся в муниципальной собственности и пользовании покупателя.
В качестве подтверждения соблюдения законодательства о приватизации в Управление представлен договор аренды недвижимого имущества, заключенный между ТОО "Коммерческий центр при АП МОСТМ-1" и Комитетом по управлению имуществом города Москвы, от 18.10.1995 N 4-902, то есть уже после принятия решения о продаже в собственность ТОО "Коммерческий центр при АП МОСТМ-1" указанных помещений (выписка из протокола от 20.09.1995 N102 заседания рабочей комиссии Москомимущества, распоряжение Комитета по управлению имуществом города Москвы от 03.10.1995 N 2425-р).
Данный договор аренды был заключен после дня вступления в силу Закона о приватизации. Документы, свидетельствующие о проведении торгов в установленном законом порядке при заключении договора аренды, а также иные документы, подтверждающие законность приобретения указанного недвижимого имущества в собственность ТОО "Коммерческий центр при АП МОСТМ-1" в соответствии со способами, установленными законодательством о приватизации, также не представлены в реестровое дело.
Таким образом, у ответчика отсутствовали правовые основания для проведения государственной регистрации права собственности заявителя на спорные объекты недвижимости, в связи с чем у суда в рамках рассмотрения настоящего спора отсутствуют правовые основания для признания оспариваемых решений незаконными.
В настоящем случае судом также не установлено нарушений прав и законных интересов заявителя, которые нарушались бы оспариваемыми решениями, за защитой которых обратился заявитель, а также нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, допущенных ответчиком при вынесении оспариваемых решений.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявителем жалобы не представлены в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2021 по делу N А40-222401/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-222401/2020
Истец: ООО "КОММЕРЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИ АП МОСТМ-1"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ