Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2021 г. N Ф05-14421/21 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А40-33552/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "БизнесРент" на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2020 года по делу N А40-33552/20
по иску Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Хорошево-Мневники" (ИНН 7734703698, ОГРН 1137746566760 )
к Обществу с ограниченной ответственностью "БизнесРент" (ИНН 7734348010, ОГРН 1157746134259 )
третье лицо: ГКУ "Инженерная служба района Хорошево-Мневники"
о взыскании,
при участии в судебном заседании: от истца Зайцев А.В. по доверенности от 11.01.2021 N 2Д, от ответчика Семенова О.А. ген.директор на основании решения от 19.06.2020 N /2020, от третьего лица представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Хорошево-Мневники" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "БизнесРент" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору N 3-1 от 01.10.2011 в размере 457 124,99 руб., неустойку в размере 45 712,49 руб., с учетом уточнений принятых в порядке ст. 49 АПК РФ.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ "Инженерная служба района Хорошево-Мневники".
Решением суда от 29.12.2020 иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и письменном дополнении к апелляционной жалобе.
Представитель истца против доводов жалобы возражал, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии указанного лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.10.2011 года Государственным унитарным предприятием города Москвы Объединенная Дирекция единого заказчика районов "Хорошево-Мневники" и "Строгино" (Управляющий) и ЗАО "БизнесРент"(Пользователь) заключен договор N 3/44 на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг.
На основании Постановления Правительства Москвы N 146-ПП от 14.03.2013 г. "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы" Государственное унитарное предприятие города Москвы Объединенная Дирекция единого заказчика районов "ХорошевоМневники" и "Строгино" 02.07.2013 г. было реорганизовано в ГБУ "Жилищник района Хорошево-Мневники".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Бизнесрент" является правопреемником ЗАО "Бизнесрент".
Согласно п. 1.1 Управляющий обеспечивает предоставление, а Пользователь использование оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, за помещение расположенное по адресу: г.Москва, пр.Маршала Жукова д.51, общей площадью 843,9 кв.м.
Оплата предоставляемых услуг производится Потребителем ежемесячно на счета и счета-фактуры до 10 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, путем перечисления денежных средств по безналичному расчету(п.6.1 Договора).
В соответствии с п.6.6 Договора, при невыполнении Потребителем принятых на себя обязательств по оплате услуг в установленный Договором срок, он выплачивает Управляющему неустойку в виде пеней в размере 0,3% от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Обязательства по оплате Услуг со стороны ООО "Бизнесрент" не исполняются, что подтверждается Актом выверки расчетов с Потребителем.
Согласно расчету истца, сумма задолженности за период с июня 2018 по декабрь 2019 г. перед ГБУ "Жилищник района Хорошево-Мневники", по договору составляет: 457 124 руб.99 коп.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ истец начислил неустойку в размере 45 712,49 руб.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, учитывая мнения сторон, признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании задолженности и неустойки в заявленном ко взысканию размере.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменного пояснения, отзыва, оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно, обоснованно, отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как следует из ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2018 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Логинова" указал следующее. Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества, Жилищный кодекс устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, во-первых, платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и, во-вторых, взносов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 39, пп. 1 и 2 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 39); расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возлагаются не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. При этом на принцип равенства не влияет форма собственности (государственная, муниципальная или частная) на жилое помещение, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в одинаковом для всех собственников жилых помещений размере.
Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.
Установлено, ответчик является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пр. Маршала Жукова, д.51., общей площадью 843,9 кв.м., что подтверждается свидетельством о праве собственности.
Данные нежилые помещения располагаются в подвальном помещении и на первом этаже жилого многоквартирного дома по вышеуказанному адресу.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с Решением собственников помещений от 30.11.2009, выбран способ управления многоквартирным домов - ГУП ДЕЗ "Хорошево-Мневники".
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2014 года N 572-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 14 марта 2013 года N 146-ПП", внести изменения в постановление Правительства Москвы от 14 марта 2013 года N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 4 июня 2013 года N 354-ПП, от 28 августа 2013 года N 562-ГТП, от 2 октября 2013 года N 661-ПП, от 10 октября 2013 года N 672- ПП, от 25 ноября 2013 года N 746-ПП, от 3 декабря 2013 года N 790-ПП, от 25 декабря 2013 года N 902-ПП, от 18 февраля 2014 года N 61-ПП, от 29 апреля 2014 года N 234-ПП, от 10 сентября 2014 года N 518-ПП), и Государственные унитарные предприятия дирекции единого заказчика районов города Москвы, реорганизованы путем преобразования в государственные бюджетные учреждения города Москвы Жилищник района.
Протокол общего собрания собственников жилья не имеет срока действия. Если данное решение общего собрания не было обжаловано собственниками помещений в многоквартирном доме.
Изменить решение, возможно на основании решения общего собрания в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 45, ч. 1 - 2 ст. 46 ЖК РФ. Общее собрание собственников по своей правовой природе является органом управления, обладающим правом как на принятие юридически значимых решений, так и на их последующее изменение и (или) отмену. Компетенция общего собрания может быть ограничена законом или соглашением собственников.
Статья 44 ЖК РФ, определяющая компетенцию общего собрания собственников помещений в МКД, также не содержит ограничений на право отмены ранее состоявшихся решений.
Полномочия по распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме содержит ст. 44 ЖК РФ, посвященная компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Гарантиями защиты прав собственников помещений в многоквартирном доме от действий, выходящих за пределы законодательно установленных ограничений по распоряжению общим имуществом, являются корпоративные правовые механизмы, предполагающие, в частности, возможность участия указанных лиц в принятии соответствующих решений и их обжалования (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).
Согласно выписке из ЕГРН ООО "БизнесРент" является собственником вышеуказанного нежилого помещения с 08.05.2015 г., соответственно в силу закона ст.ст.249, 210 ГК РФ, ст.ст.36, 153-154 ЖК РФ обязано вносить платежи.
В силу пункта 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (часть 7 статьи 155 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1357- ПП "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы", ставка планово-нормативного расхода - показатель, отражающий стоимость расходов по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в среднем по городу Москве в расчете на 1 кв. метр общей площади жилых помещений в месяц, используемый для расчета суммы (размера) субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с Приложением 8 к постановлению Правительства Москвы от 26.11.2013 N 748-1И1, определена ставка планово-нормативного расхода (с 01.10.2014 по 01.09.2016) общая площадь жилого помещения (квартиры) для расчета платы за содержание и ремонт жилых помещений - сумма площадей всех помещений квартиры, включая площади встроенных шкафов, темных комнат (кладовок). Таким образом, законодателем сам тариф на содержание и текущий ремонт рассчитан и утвержден, согласно площади помещения. Аналогичная позиция изложена и в Письме от 30 декабря 2016 г. N 45049-АТ/04, согласно которому Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства разъясняет, что для расчета размера плата за содержание и ремонт жилого помещения для собственника в многоквартирном доме используется площадь помещения, которым владеет собственник, вместо площади помещений общего пользования.
Истец как управляющая организация осуществляет управление многоквартирными домами, и самостоятельно не может осуществлять регулирование тарифов как на содержание и текущий ремонт, так и на коммунальные услуги, а в своих полномочиях имеет право руководствоваться действующим законодательством.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства или изменение его условий не допускается.
Поскольку ответчик не представил доказательств оплаты имеющейся задолженности за спорный период, суд первой инстанции признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требования истца в заявленном ко взысканию размере.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Исходя из изложенного, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2020 года по делу N А40-33552/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33552/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ХОРОШЕВО-МНЕВНИКИ"
Ответчик: ООО "БИЗНЕСРЕНТ"
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14421/2021
14.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6698/2022
27.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-33552/20
21.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14421/2021
27.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2746/2021
29.12.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-33552/20