Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июля 2021 г. N Ф08-6594/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 апреля 2021 г. |
дело N А32-55413/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель Асадчий А.А. по доверенности N 180Д от 03.11.2020,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.02.2021 по делу N А32-55413/2020
по заявлению акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" (ОГРН 1027700342890, ИНН 7725114488)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510, ИНН 2309090540)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россельхозбанк" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю N КУВД-001/2020-12042673 от 01.12.2020 по отказу в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок площадью 4 000 кв. м, кадастровый номер: 23:49:1000001:1328, находящийся по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, с. Горное Лоо, ул. Плановая N 11/82.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2021 по делу N А32-55413/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что ссылаясь на отсутствие в ЕГРН сведений о спорном земельном участке, а также отсутствия документального подтверждения наличия, возникновения, перехода, прекращения права на земельный участок, судом первой инстанции не было истребовано у Росреестра предыдущее регистрационное дело в отношении спорного земельного участка с целью установления его правового статуса, а также не учтено, что Банком в полном объеме представлены запрашиваемые Росреестром документы в подтверждение возникновения права на земельный участок.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнительного производства N 41022/16/23050-ИП от 06.10.2016 об обращении взыскания на заложенное имущество в отношении должника Погосян Эвы Мкртичовны, 05.06.2018 судебным приставом-исполнителем Лазаревского РОСП г. Сочи взыскателю - АО "Россельхозбанк" (далее - Банк) передано нереализованное имущество должника: земельный участок площадью 4 000 кв. м, кадастровый номер: 23:49:1000001:1328, находящийся по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, с. Горное Лоо, ул. Плановая N 11/82 (далее - Земельный участок), в счет погашения задолженности по кредитному договору N 100307/0042 от 25.06.2010.
При этом ранее, 24.09.2014 решением Лазаревского районного суда г. Сочи постановка на учет Земельного участка признана кадастровой ошибкой.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Земельный участок накладывается "поверх" на земельные участки NN 136, 135, 134, 110, 111, 112 ЖСТ "Слава", т.к. его межевание происходило без учета генплана садового товарищества и согласования с ЖСТ "Слава", а также собственниками указанных земельных участков (п. 3 ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015). Таким образом, суд пришел к выводу, что Земельный участок поставлен на кадастровый учет незаконно и подлежит снятию с кадастрового учета.
Данное решение суда не было оспорено сторонами и вступило в законную силу 24 октября 2014 года.
Не смотря на аннулирование записи о Земельном участке в ЕГРН, судебным приставом-исполнителем инициированы торги, которые дважды были признаны несостоявшимися, в результате чего Земельный участок был предложен Банку для оставления за собой в счет погашения долга.
07.06.2018 Банком в Управление Росреестра по Краснодарскому краю подано заявление с комплектом документов для осуществления государственной регистрации перехода прав Банка на Земельный участок, однако 18.10.2018 Управлением Росреестра по Краснодарскому краю принято решение (сообщение N 23/001/001/825/2018-324) об отказе в проведении регистрационных действий, в связи с невозможностью осуществить государственную регистрацию прав земельного участка с аннулированным кадастровым номером (ч. 7 ст. 1, ч. 4 ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Банк обратился к кадастровому инженеру для проведения межевания, однако 15.02.2019 получен ответ о том, что провести межевание земельного участка с аннулированным кадастровым номером не представляется возможным.
Банк обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о восстановлении предыдущего кадастрового номера Земельного участка, однако 24.09.2019 получено уведомление об отказе в восстановлении кадастрового номера.
Банк обратился в администрацию Лазаревского района города Сочи с заявлением о представлении сведений из похозяйственных книг о закреплении Земельного участка за гражданином, однако 12.12.2019 получен ответ об отсутствии данных сведений.
Банком повторно подано заявление с комплектом документов в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для осуществления государственной регистрации перехода права на Земельный участок.
Уведомлением Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 01.09.2020 государственная регистрация прав была приостановлена до 01.12.2020 в связи с необходимостью предоставления Банком дополнительных документов, касающихся проведения торгов в рамках исполнительного производства. Запрошенные документы были представлены Банком в полном объеме.
Однако 01.12.2020 (сообщение об отказе в государственной регистрации N КУВД-001/2020-12042673) в регистрационных действиях Банку также было отказано со ссылкой на отсутствие в ЕГРН актуальных сведений о Земельном участке.
Вместе с отказом, Банком получена выписка из ЕГРН на Земельный участок, согласно которой права на Земельный участок (в том числе и обременение в виде ипотеки Банка) в ЕГРН отсутствуют, а Земельный участок снят с кадастрового учета 02.12.2014.
АО "Россельхозбанк" полагает, что имеются правовые основания для признания решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю N КУВД-001/2020-12042673 от 01.12.2020 по отказу в государственной регистрации перехода права собственности на Земельный участок, незаконным и нарушающим права Банка.
Изложенные обстоятельства, послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт у и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом, согласно материалам реестрового дела, 18.08.2020 г. Заявитель обратился в Управление за государственной регистрацией перехода права собственности на земельный участок площадью 4 000 кв. м, кадастровый номер: 23:49:1000001:1328, находящийся по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, с. Горное Лоо, ул. Плановая N 11/82.
В качестве документов-оснований Заявителем были представлены:
- заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество, сделки с ним, ограничения (обременения), перехода, прекращения права на недвижимое имущество N КУВД-001/2020-12042673 от 18.08.2020 г.;
- доверенность от 14.01.2016 г.;
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- доверенность от 24.12.2015 г. N 757;
- постановление о проведении государственной регистрации права собственности взыскателя на имущество, зарегистрированное на должника от 05.07.2018 г.;
- постановление о передаче нереализованного в принудительном порядке имущества должника взыскателю от 05.06.2018 г.;
- письмо от 26.02.2018 г. N 003-01-09/893; письмо от 26.02.2018 г. N 003-01-09/894; письмо от 26.02.2018 г. N 003-01-09/892;
- предложение взыскателю от 29.01.2018 г. N 18/6097;
- извещение о проведении торгов N 151217/2389826/02;
- постановление о снижении цены от 05.12.2017 г. N 23050/17/1582739;
- постановление о передаче арестованного имущества от 05.09.2017 г. N 23050/17/1499498;
- определение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 06.07.2017 г. по делу N 2-897/2013;
- определение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 06.07.2015 г. по делу N 2-897/2013;
- заочное решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 07.03.2013 г. по делу N 2-897/2013;
- акт о передаче нереализованного имущества от 05.06.2018 г.
В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 29 Закона о регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Так, при проведении правовой экспертизы представленных документов, государственным регистратором было выявлено, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
С учетом выявленных противоречий, 01.09.2020 государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности Заявителя на спорный земельный участок на срок до 01.12.2020 в соответствии со статьей 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости, Единый государственный реестр недвижимости (далее по тексту - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Также, согласно части 2 статьи 7 Закона о регистрации недвижимости, ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
4) реестровых дел;
5) кадастровых карт;
6) книг учета документов.
Соответственно, ЕГРН содержит достоверные систематизированные сведения об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Однако, согласно сведениям ЕГРН, сведения о спорном земельном участке отсутствуют в связи с его снятием с государственного кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации недвижимости, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Однако заявителем в Управление Росреестра по Краснодарскому краю не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок.
Кроме того, согласно сведениям ЕГРН, 01.01.1997 спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет.
При этом, 02.12.2014 указанный земельный участок был снят с государственного кадастрового учета на основании заявления физического лица Иванкова Виктора Владимировича о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости N 23-0-1-161/3001/2014-6056 от 25.11.2014, приложив в качестве документа-основания решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24.09.2014 по делу N 2-1592/2014, согласно которого суд признал кадастровой ошибкой постановку на государственный кадастровый учет спорного земельного участка и обязал филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю снять с государственного кадастрового учета указанный земельный участок.
Таким образом, на сегодняшний день статус указанного земельного участка "архивный", сведения о спорном земельном участке исключены из ЕГРН.
Вместе с тем, 12.10.2020 заявитель обратился в Управление с заявлением о предоставлении дополнительных документов N КУВД-001/2020-19020558 от 12.10.2020.
В качестве дополнительных документов заявителем были представлены:
- доверенность от 14.01.2016;
- заочное решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 07.03.2013 по делу N 2-897/2013;
- предложение взыскателю от 29.01.2018 N 18/6097; письмо от 26.02.2018 N 003-01-09/892;
- извещение о проведении торгов N 281017/2389826/06;
- извещение о проведении торгов N 151217/2389826/02.
18.11.2020 заявитель обратился в Управление с заявлением о предоставлении дополнительных документов N КУВД-001/2020-24760025 от 18.11.2020.
В качестве дополнительных документов заявителем были представлены:
- доверенность от 14.01.2016;
- письмо от 26.02.2018 N б/н.
При проведении правовой экспертизы представленных заявителем дополнительных документов, государственный регистратор выявил, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
В связи с тем, что в течение срока приостановления заявителем не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок, 01.12.2020 государственным регистратором было принято решение об отказе заявителю в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, в соответствии со статьей 27 Закона о регистрации недвижимости.
Таким образом, осуществить государственную регистрацию перехода права собственности заявителя на спорный земельный участок, который не считается учтенным в соответствии с законом о регистрации недвижимости, не представляется возможным.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, все доводы заявителя о незаконном отказе в государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок являются необоснованными, так как государственный регистратор правомерно отказал в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, в связи с тем, что исходил из буквального толкования положений действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2021 по делу N А32-55413/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55413/2020
Истец: АО "Россельхозбанк", АО "Российский Сельскозхозяйственный банк"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю