г. Москва |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А41-58146/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Юдиной Н.С., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Молозиновой Д.О.,
при участии в заседании:
от ООО "УК Сервис 24" - представитель Каргин С.П., доверенность от 07.12.2020 г. N 248, паспорт, диплом;
от ООО "Рузский региональный оператор" - представитель Грызунов М.Г., доверенность от 24.12.2020 г. N 2412/20-4, паспорт, диплом;
от Министерства ЖКХ МО - представитель не явился, извещен.
от ООО "МосоОблЕИРЦ" - представитель не явился, извещен.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания Сервис 24" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.02.2021 по делу N А41-58146/20, по иску ООО "УК Сервис 2" к ООО "Рузский РО" об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Сервис 24" (далее - ООО "УК Сервис 24", истец) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Рузский региональный оператор" (далее - ООО "Рузский РО", истец) об обязании ООО "Рузский региональный оператор" произвести перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 путем уменьшения ранее начисленной платы за услугу по договору на сумму 17 524 567 руб. 91 коп.
Определением Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2020 года по делу N А41-58146/20 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства, ООО "МосоОблЕИРЦ" (том 1 л.д.1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2021 года по делу N А41-58146/20 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.82-86).
Не согласившись с указанным судебным актом ООО "УК Сервис 24" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представитель ООО "УК Сервис 24" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель ООО "Рузский региональный оператор" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения обжалуемого акта.
Как следует из материалов дела, 12.11.2018 между ООО "Рузский региональный оператор" (региональный оператор) и ООО "УК Сервис 24" (потребитель) заключен договор N РРО-2018-0000454 на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (том 1, л.д. 17-21).
По условиям указанного договора региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пунк 1 договора).
В соответствии с пп. "б" п. 11 договора региональный оператор обязан обеспечить сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением от 01.08.2018 N 424-РМ "Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов размере 0,114 кубометров на квадратный метр жилплощади в год (в том числе КТО - 0,027 куб. м.).
Распоряжением Мособлкомцен от 20.12.2019 N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области" на услуги регионального оператора ООО "Рузский региональный оператор" в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 установлен тариф в размере 949,56 руб./куб. м. с НДС. В период с 01.01.2019 по 31.12.2019 тариф также составлял 949,56 руб./куб. м. с НДС.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что ООО "Рузский региональный оператор" отказывается в рамках утвержденного единого тарифа осуществлять сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение мусора, образованного собственниками квартир при производстве ремонтных работ в многоквартирных домах-новостройках, введенных в эксплуатацию и относящегося к крупногабаритным отходам согласно действующего законодательства.
Так, с момента заключения договора N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 в адрес ООО "УК Сервис 24" начали поступать многочисленные жалобы и обращения от собственников помещений на работу регионального оператора.
Ненадлежащее исполнение договора N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 со стороны регионального оператора привело к переполнению контейнерных площадок и навалам мусора, загрязнению придомовой территории.
Неоднократные совместные встречи представителей организации и Регионального оператора по данному вопросу, а также письма организации с просьбой вывозить отходы к положительным результатам не привели, региональный оператор к вывозу мусора, образованного собственниками квартир при производстве ремонтных работ в многоквартирных домах-новостройках, не приступил, о чем ООО "УК Сервис 24" составлены акты ненадлежащего оказания услуг.
В результате ненадлежащего исполнения региональным оператором обязательство по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 организация вынуждена осуществлять сбор и вывоз мусора, образованного собственниками квартир при производстве ремонтных работ в многоквартирных домах-новостройках, за свой счет с помощью иной специализированной компании.
01.01.2019 между ООО "УК Сервис 24" и ООО "Стар-С" заключен договор N С6 на оказание услуг (далее - договор N С 6).
Согласно пункту 1 договора N С 6 ООО "Стар-С" обязалось оказывать по заданию заказчика услуги по вывозу и утилизации отходов от текущего ремонта жилых помещений, с целью выполнения обязательств заказчика, как управляющей компании в домах, указанных в приложении N 1 к настоящему договору, а заказчик обязался оплатить оказанные услуги в порядке, предусмотренном настоящим договором.
За период с 01 января 2019 года по 31 октября 2019 года ООО "Стар-С" по договору N С 6 оказаны услуги на общую сумму 15 622 200 рублей.
Данные затраты ООО "УК Сервис 24" на вывоз и утилизацию отходов от текущего ремонта жилых помещений являются для организации убытками, причиненными вследствие ненадлежащего исполнения региональным оператором обязательств по договору N РРО-2018- 0000454 от 12.11.2018.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что поскольку с момента заключения договора N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 услуги со стороны регионального оператора оказаны потребителям ненадлежащим образом, в частности вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления осуществлялся несвоевременно, отсутствовали контейнеры - наполнители для сбора мусора, начисленная со стороны регионального оператора плата по договору N РРО-2018- 0000454 от 12.11.2018 за период с января 2019 года по октябрь 2019 года в размере 36 069 152 руб. 38 коп. подлежит уменьшению на 3,3 процента в соответствии с положениями Правил N 354.
Кроме того, 25.12.2018 между ООО "УК Сервис 24", ООО "Рузский региональный оператор" и ООО "МосОблЕИРЦ" заключен трехсторонний договор N 812ТКО-1366 об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги (том 1, л.д. 73-79).
Начисления собственникам помещений за коммунальную услугу по обращению с ТКО производятся ЕИРЦ на основании указанного трехстороннего договора.
В соответствии с пунктом 4.1.1 трехстороннего договора, истец обязан зачесть в счет оплаты ООО "УК Сервис 24" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 сумму следующих величин:
сумму денежных средств, перечисленных ЕИРЦ в адрес Регионального оператора в соответствии с пунктом 2.1.8. Договора;
сумму денежных средств, удержанных ЕИРЦ согласно п.8.1. Договора.
Согласно пункту 8.1. договора стоимость услуг ЕИРЦ составляет 13 руб.90 коп. (кроме того НДС 20%) за формирование платежного документа в отношении 1 Плательщика в расчетном месяце.
Заключая настоящий договор, ответчик согласился с тем, что вознаграждение за услуги, оказываемые в соответствии с настоящим договором и связанные с начислениями, отраженными в ПД и приемом платежей за услугу "обращение с ТКО", будет удерживаться из денежных средств, собранных по строке "обращение с ТКО" в пользу управляющей организации и подлежащих перечислению в адрес регионального оператора." (абз. 4 п.8.1 договора 812ТКО-1366 от 25.12.2018).
Таким образом, взаимосвязанными условиями договора 812ТКО-1366 от 25.12.2018 определено, что ответчик обязан зачесть сумму денежных средств, удержанных ЕИРЦ в качестве своего вознаграждения в счет оплаты управляющей компанией по договору N РРО - 2018-0000454 от 12.11.2018, равно, как и сумму денежных средств, принятых от плательщиков (потребителей) за услуги по обращению с ТКО.
Условия, определенные в п.4.1.1 трехстороннего договора N 812ТКО-1366 от 25.12.2018, каких-либо неясностей не содержат, при этом находятся в логической взаимосвязи с п.2.1.8 и 8.1 этого договора. Более того, буквальное значение содержащихся в п.п. "б" п.4.1.1. слов и выражений закреплено в абзаце 4 пункта 8.1. договора.
Указанные условия договора ответчиком не оспаривались, недействительными не признавались.
Вместе с тем, ответчик в нарушение п.4.1.1 договора N 812ТКО-1366 от 25.12.2018 производит расчет начислений без учета сумм, удержанных ООО "МосОблЕИРЦ" согласно пункту 8.1 договора.
Одновременно с актом оказания услуг за отчетный месяц ЕИРЦ направляет в адрес управляющей организации документ, составленный по форме ЕИРЦ и содержащий сведения о сумме денежных средств, удержанных ЕРЦ в счет оплаты оказанных услуг в отчетном месяце.
Сумма вознаграждения, удержанная ООО "МосОблЕИРЦ" за период с января 2019 года по октябрь 2019 года составляет 712 085 руб. 88 коп.
Согласно условиям договора 812ТКО-1366 от 25.12.2018 истец обязан зачесть сумму вознаграждения, удержанную ЕИРЦ в размере 712 085,88 рублей в счет оплаты управляющей компанией по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018, равно, как и сумму денежных средств, принятых от плательщиков (потребителей) за услуги по обращению с ТКО.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области в адрес городских округов и региональных операторов по обращению с ТКО, а также ЕИРЦ направлено письмо от 27.04.2020 N 12ИСХ-4091 с разъяснениями по вопросу учета расходов по оплате агентского вознаграждения ЕИРЦ при начислении платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО".
Таким образом, общая сумма перерасчета начислений по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 за период с 01 января 2019 года по 31 октября 2019 года составляет 17 524 567 руб. 91 коп., из которых 15 622 200,00 руб. -причиненные организации убытки, 1 190 282,03 рублей - перерасчет по правилам N 354 за некачественно оказанные услуги, 712 085,88 рублей - сумма денежных средств, удержанных ЕИРЦ согласно п.8.1. договора.
Следовательно, начисления по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 за период с 01 января 2019 года по 31 октября 2019 года подлежат уменьшению на указанную выше сумму.
ООО "УК Сервис 24" в адрес ООО "Рузский РО" направлена претензия N 3400-С24 от 22.05.2020 с требованием произвести перерасчет (том 1, л.д. 113-117).
Правоотношения, сложившиеся между ООО "УК Сервис 24" и ООО "Рузский региональный оператор" на основании договора N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018, подлежат регулированию Федеральным законом от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", общими нормами гражданского права об обязательствах и специальными нормами главы 39 ГК РФ.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из положений Федерального закона N 89-ФЗ следует, что оказание услуг по обращению с ТКО осуществляется на основании договоров с региональным оператором по обращению с ТКО по ценам, определенным соглашением сторон, но не превышающим предельный тариф, установленный Службой.
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила обращения), понятийным аппаратом которых предусмотрено, что под крупногабаритными отходами понимаются ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений (текущий ремонт - это меры, направленные на поддержание несущих конструкций здания и инженерных коммуникации в исправном состоянии и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1447-ст, крупногабаритные отходы - отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.
Исходя из комплексного анализа норм федерального законодательства, под крупногабаритными отходами понимаются ТКО, образующиеся у физических лиц, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО.
С учетом положений Правил обращения с ТКО в части определения крупногабаритных отходов, их складирования, а также постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются крупногабаритные отходы), крупногабаритные отходы должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Аналогичная позиция приведена в письме Минстроя России от 25.09.2018 N 43298-ОГ/06 "Об отходах, образующихся при уборке придомовой территории и от текущего ремонта жилых помещений".
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно- технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
При изложенных обстоятельствах, вывозу ООО "Рузский региональный оператор" в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО подлежат отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируемые как крупногабаритные отходы; отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил N 354 установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 г. органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД определена частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491). В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом в соответствии с пунктом 17 Правил N 491,
собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления МКД.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. При этом под "организацией" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в пунктах 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр.
Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе выкат контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках дела N А41 54093/2020 ООО "Рузский РО" заявлено о взыскании с ООО "УК Сервис 24" задолженности по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 за период с января 2019 по октябрь 2019.
Исковые требования заявлены в связи с ненадлежащим исполнением ООО "УК СЕРВИС 24" договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно: неоплатой стоимости оказанных услуг.
В ходе рассмотрения указанного дела, ООО "Рузский РО" уточнены исковые требования в порядке ст. 49 АПК РФ, поскольку ООО "УК СЕРВИС 24" произведена полная оплата задолженности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.10.2020 по делу N А41 -54093/2020 заявленные требования удовлетворены (том 3, л.д. 31-33).
Как следует из решения суда, поскольку материалами дела подтвержден факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, требования истца о взыскании задолженности и неустойки являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, факт надлежащего оказания услуг ООО "Рузский РО" в спорный период установлен вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу.
Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств того, что ООО "Стар-С" оказало ООО "УК СЕРВИС 24" услуги общей стоимостью 15 622 200 руб. именно по обращению с ТКО.
Также необходимо отметить, что ООО "Стар-С" не является региональным оператором по обращению с ТКО, соответственно предельный единый тариф на оказание услуг регионального оператора по обращению с ТКО для ООО "Стар-С" в соответствии с нормами действующего законодательства не установлен.
При этом, ООО "Стар-С" вправе оказывать ООО "УК СЕРВИС 24" услуги по вывозу отходов при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), которые не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
В целях реализации права истца по начислению и сбору с жителей платы за коммунальные услуги между истцом, ООО "МосОблЕИРЦ" и ответчиком заключен договор N 812ТКО-1366 на организацию расчетов за жилищно-коммунальные услуги (трехсторонний договор), в соответствии с которым ООО "МосОблЕИРЦ" от своего имени и за счет Управляющей организации обязуется совершать действия в части организации ежемесячных начислений, расчетно- кассового обслуживания жителей по услуге "обращение с ТКО", оказанной Истцу по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 на оказание услуг по обращению с ТКО.
Трехсторонний договор по своему содержанию является агентским договором, в соответствии со ст. 1005, 1006, 1008 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором.
Согласно пункту 1.1 трёхстороннего договора, в соответствии с настоящим договором ООО "МосОблЕИРЦ" от своего имени и за счет управляющей организации обязуется совершать действия в части организации ежемесячных начислений, расчетно-кассового обслуживания жителей по услуге "обращение с ТКО", оказанной Ответчику по договору на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1.2 трёхстороннего договора управляющая организация обязуется принимать оказываемые ООО "МосОблЕИРЦ" услуги и оплачивать ООО "МосОблЕИРЦ" вознаграждение.
В соответствии с пунктом 3.1.3 трёхстороннего договора управляющая организация обязана оплачивать услуги ООО "МосОблЕИРЦ" в порядке, размере и сроки, предусмотренные настоящим договором.
Пунктом 7.1 трехстороннего договора предусмотрена обязанность ЕИРЦ ежемесячного направления управляющей организации оборотно-сальдовой ведомости и Акта оказания услуг, которые в совокупности являются отчетом агента по смыслу ст. 1008 ГК РФ.
Лицом обязанным оплачивать вознаграждение ООО "МосОблЕИРЦ" является Управляющая организация поскольку:
ЕИРЦ действует по поручению управляющей организации;
ЕИРЦ реализует право управляющей организации по начислению и сбору платежей за коммунальные услуги;
ЕИРЦ направляет отчеты агента управляющей организации. Согласно п. 4.1 трехстороннего договора региональный оператор обязан принимать денежные средства, перечисленные через ЕИРЦ в адрес оператора, и зачитывать их в счет оплаты управляющей организацией услуг оператора по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях исполнения обязательств по которому заключен трехсторонний договор.
Пунктом 8.1 трехстороннего договора предусмотрено удержание агентского вознаграждения из денежных средств, собранных по строке "обращение с ТКО" в пользу управляющей организации и подлежащих перечислению в адрес Регионального оператора.
Пунктом 4.1.1 договора N 812ТКО-1366 предусмотрена обязанность регионального оператора зачесть в счет оплаты управляющей организацией услуг Регионального оператора по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 сумму следующих величин:
сумму денежных средств, перечисленных ЕИРЦ в адрес Регионального оператора в соответствии с пунктом 2.1.8 договора;
сумму денежных средств, удержанных ЕИРЦ согласно пункту 8.1. договора, в счет оплаты вознаграждения ЕИРЦ.
Таким образом, для проведения зачета необходимо наличие встречных однородных обязательств таких как: поступление денежных средств на счет регионального оператора по договору N 812ТКО-1366 и наличие задолженности потребителя по договору N РРО-2018- 0000454 от 12.11.2018.
В случае же с денежными средствами, удержанными ЕИРЦ, которые не поступили на счета регионального оператора, отсутствуют встречные однородные обязательства необходимые для проведения зачета.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2021 года по делу N А41-58146/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Н.С. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-58146/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СЕРВИС 24"
Ответчик: ООО "РУЗСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖКХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ