г. Москва |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А41-58146/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кочергиной Е.В.,
судей Колмаковой Н.Н., Ядренцевой М.Д.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "УК Сервис 24" - Каргин С.П., по доверенности от 11.01.2021 г.,
от ответчика: общества с ограниченной ответственностью "Рузский РО" - Гераськин К.С., по доверенности от 23.12.2020 г.,
от Министерства ЖКХ МО - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "МосоОблЕИРЦ" - не явился, извещен,
рассмотрев 23 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Сервис 24"
на решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2021 года по делу N А41-58146/2020,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Сервис 24"
к обществу с ограниченной ответственностью "Рузский РО"
об обязании,
третьи лица: Министерство ЖКХ МО, общество с ограниченной ответственностью "МосоОблЕИРЦ"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Сервис 24" (далее - ООО "УК Сервис 24", истец) обратилось в Арбитражный суд Московского округа с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Рузский региональный оператор" (далее - ООО "Рузский РО", ответчик) об обязании ООО "Рузский региональный оператор" произвести перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 путем уменьшения ранее начисленной платы за услугу по договору на сумму 17 524 567 руб. 91 коп.
Определением Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2020 года по делу N А41-58146/20 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства, ООО "МосоОблЕИРЦ" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2021 года по делу N А41-58146/20 оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ответчика возражал относительно доводов заявленной кассационной жалобы, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии судебных актов.
Третьи лица, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Как установлено судами, 12.11.2018 между ООО "Рузский региональный оператор" (региональный оператор) и ООО "УК Сервис 24" (потребитель) заключен договор N РРО-2018-0000454 на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (том 1, л.д. 17 - 21).
По условиям указанного договора региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
В соответствии с пп. "б" п. 11 договора региональный оператор обязан обеспечить сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением от 01.08.2018 N 424-РМ "Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области" утверждены Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов размере 0,114 кубометров на квадратный метр жилплощади в год (в том числе КТО - 0,027 куб. м).
Распоряжением Мособлкомцен от 20.12.2019 N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области" на услуги регионального оператора ООО "Рузский региональный оператор" в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 установлен тариф в размере 949,56 руб./куб. м с НДС. В период с 01.01.2019 по 31.12.2019 тариф также составлял 949,56 руб./куб. м с НДС.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что ООО "Рузский региональный оператор" отказывается в рамках утвержденного единого тарифа осуществлять сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение мусора, образованного собственниками квартир при производстве ремонтных работ в многоквартирных домах-новостройках, введенных в эксплуатацию и относящегося к крупногабаритным отходам согласно действующего законодательства.
Так, с момента заключения договора N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 в адрес ООО "УК Сервис 24" начали поступать многочисленные жалобы и обращения от собственников помещений на работу регионального оператора.
Ненадлежащее исполнение договора N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 со стороны регионального оператора привело к переполнению контейнерных площадок и навалам мусора, загрязнению придомовой территории.
Неоднократные совместные встречи представителей организации и Регионального оператора по данному вопросу, а также письма организации с просьбой вывозить отходы к положительным результатам не привели, региональный оператор к вывозу мусора, образованного собственниками квартир при производстве ремонтных работ в многоквартирных домах-новостройках, не приступил, о чем ООО "УК Сервис 24" составлены акты ненадлежащего оказания услуг.
В результате ненадлежащего исполнения региональным оператором обязательство по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 организация вынуждена осуществлять сбор и вывоз мусора, образованного собственниками квартир при производстве ремонтных работ в многоквартирных домах-новостройках, за свой счет с помощью иной специализированной компании.
01.01.2019 между ООО "УК Сервис 24" и ООО "Стар-С" заключен договор N С6 на оказание услуг (далее - договор N С 6).
Согласно пункту 1 договора N С 6 ООО "Стар-С" обязалось оказывать по заданию заказчика услуги по вывозу и утилизации отходов от текущего ремонта жилых помещений, с целью выполнения обязательств заказчика, как управляющей компании в домах, указанных в приложении N 1 к настоящему договору, а заказчик обязался оплатить оказанные услуги в порядке, предусмотренном настоящим договором.
За период с 01 января 2019 года по 31 октября 2019 года ООО "Стар-С" по договору N С 6 оказаны услуги на общую сумму 15 622 200 рублей.
Данные затраты ООО "УК Сервис 24" на вывоз и утилизацию отходов от текущего ремонта жилых помещений являются для организации убытками, причиненными вследствие ненадлежащего исполнения региональным оператором обязательств по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что поскольку с момента заключения договора N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 услуги со стороны регионального оператора оказаны потребителям ненадлежащим образом, в частности вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления осуществлялся несвоевременно, отсутствовали контейнеры - наполнители для сбора мусора, начисленная со стороны регионального оператора плата по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 за период с января 2019 года по октябрь 2019 года в размере 36 069 152 руб. 38 коп. подлежит уменьшению на 3,3 процента в соответствии с положениями Правил N 354.
Кроме того, 25.12.2018 между ООО "УК Сервис 24", ООО "Рузский региональный оператор" и ООО "МосОблЕИРЦ" заключен трехсторонний договор N 812ТКО-1366 об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги (том 1, л.д. 73-79).
Начисления собственникам помещений за коммунальную услугу по обращению с ТКО производятся ЕИРЦ на основании указанного трехстороннего договора.
В соответствии с пунктом 4.1.1 трехстороннего договора, истец обязан зачесть в счет оплаты ООО "УК Сервис 24" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 сумму следующих величин:
сумму денежных средств, перечисленных ЕИРЦ в адрес Регионального оператора в соответствии с пунктом 2.1.8. Договора;
сумму денежных средств, удержанных ЕИРЦ согласно п. 8.1. Договора.
Согласно пункту 8.1. договора стоимость услуг ЕИРЦ составляет 13 руб. 90 коп. (кроме того НДС 20%) за формирование платежного документа в отношении 1 Плательщика в расчетном месяце.
Заключая настоящий договор, ответчик согласился с тем, что вознаграждение за услуги, оказываемые в соответствии с настоящим договором и связанные с начислениями, отраженными в ПД и приемом платежей за услугу "обращение с ТКО", будет удерживаться из денежных средств, собранных по строке "обращение с ТКО" в пользу управляющей организации и подлежащих перечислению в адрес регионального оператора." (абз. 4 п. 8.1 договора 812ТКО-1366 от 25.12.2018).
Таким образом, взаимосвязанными условиями договора 812ТКО-1366 от 25.12.2018 определено, что ответчик обязан зачесть сумму денежных средств, удержанных ЕИРЦ в качестве своего вознаграждения в счет оплаты управляющей компанией по договору N РРО - 2018-0000454 от 12.11.2018, равно, как и сумму денежных средств, принятых от плательщиков (потребителей) за услуги по обращению с ТКО.
Условия, определенные в п. 4.1.1 трехстороннего договора N 812ТКО-1366 от 25.12.2018, каких-либо неясностей не содержат, при этом находятся в логической взаимосвязи с п. 2.1.8 и 8.1 этого договора. Более того, буквальное значение содержащихся в пп. "б" п. 4.1.1. слов и выражений закреплено в абзаце 4 пункта 8.1. договора.
Указанные условия договора ответчиком не оспаривались, недействительными не признавались.
Вместе с тем, ответчик в нарушение п. 4.1.1 договора N 812ТКО-1366 от 25.12.2018 производит расчет начислений без учета сумм, удержанных ООО "МосОблЕИРЦ" согласно пункту 8.1 договора.
Одновременно с актом оказания услуг за отчетный месяц ЕИРЦ направляет в адрес управляющей организации документ, составленный по форме ЕИРЦ и содержащий сведения о сумме денежных средств, удержанных ЕРЦ в счет оплаты оказанных услуг в отчетном месяце.
Сумма вознаграждения, удержанная ООО "МосОблЕИРЦ" за период с января 2019 года по октябрь 2019 года составляет 712 085 руб. 88 коп.
Согласно условиям договора 812ТКО-1366 от 25.12.2018 истец обязан зачесть сумму вознаграждения, удержанную ЕИРЦ в размере 712 085,88 рублей в счет оплаты управляющей компанией по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018, равно, как и сумму денежных средств, принятых от плательщиков (потребителей) за услуги по обращению с ТКО.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области в адрес городских округов и региональных операторов по обращению с ТКО, а также ЕИРЦ направлено письмо от 27.04.2020 N 12ИСХ-4091 с разъяснениями по вопросу учета расходов по оплате агентского вознаграждения ЕИРЦ при начислении платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО".
Таким образом, общая сумма перерасчета начислений по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 за период с 01 января 2019 года по 31 октября 2019 года составляет 17 524 567 руб. 91 коп., из которых 15 622 200,00 руб. - причиненные организации убытки, 1 190 282,03 рублей - перерасчет по Правилам N 354 за некачественно оказанные услуги, 712 085,88 рублей - сумма денежных средств, удержанных ЕИРЦ согласно п. 8.1. договора.
Следовательно, начисления по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 за период с 01 января 2019 года по 31 октября 2019 года подлежат уменьшению на указанную выше сумму.
ООО "УК Сервис 24" в адрес ООО "Рузский РО" направлена претензия N 3400-С24 от 22.05.2020 с требованием произвести перерасчет.
Поскольку в добровольном порядке ответчиком перерасчет произведен не был, истец обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд.
Разрешая спор, суды исходили из того, что правоотношения, сложившиеся между сторонами на основании договора N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018, подлежат регулированию Федеральным законом от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", общими нормами гражданского права об обязательствах и специальными нормами главы 39 ГК РФ.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в подтверждение своих доводов и возражений доказательства, руководствуясь статьями 309, 310, 319,1, 330, 395, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций исходили того, что вывозу ООО "Рузский региональный оператор" в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО подлежат отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируемые как крупногабаритные отходы; отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора, кроме того, в рамках дела N А41-54093/2020 ООО "Рузский РО" заявлено о взыскании с ООО "УК Сервис 24" задолженности по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 за период с января 2019 по октябрь 2019, исковые требования заявлены в связи с ненадлежащим исполнением ООО "УК СЕРВИС 24" договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно: неоплатой стоимости оказанных услуг, в ходе рассмотрения указанного дела, ООО "Рузский РО" уточнены исковые требования в порядке ст. 49 АПК РФ, поскольку ООО "УК СЕРВИС 24" произведена полная оплата задолженности, решением Арбитражного суда Московской области от 29.10.2020 по делу N А41-54093/2020 заявленные требования удовлетворены, как следует из решения суда, поскольку материалами дела подтвержден факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, требования истца о взыскании задолженности и неустойки являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, таким образом, факт надлежащего оказания услуг ООО "Рузский РО" в спорный период установлен вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в связи с чем пришли к выводу о неправомерности заявленных требований.
Кроме того, судами установлено, что в материалы дела не представлено доказательств того, что ООО "Стар-С" оказало ООО "УК Сервис 24" услуги общей стоимостью 15 622 200 руб. именно по обращению с ТКО.
Также необходимо отметить, что ООО "Стар-С" не является региональным оператором по обращению с ТКО, соответственно предельный единый тариф на оказание услуг регионального оператора по обращению с ТКО для ООО "Стар-С" в соответствии с нормами действующего законодательства не установлен.
При этом, ООО "Стар-С" вправе оказывать ООО "УК Сервис 24" услуги по вывозу отходов при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), которые не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
В целях реализации права истца по начислению и сбору с жителей платы за коммунальные услуги между истцом, ООО "МосОблЕИРЦ" и ответчиком заключен договор N 812ТКО-1366 на организацию расчетов за жилищно-коммунальные услуги (трехсторонний договор), в соответствии с которым ООО "МосОблЕИРЦ" от своего имени и за счет Управляющей организации обязуется совершать действия в части организации ежемесячных начислений, расчетно-кассового обслуживания жителей по услуге "обращение с ТКО", оказанной Истцу по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 на оказание услуг по обращению с ТКО.
Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором.
Согласно пункту 1.1 трехстороннего договора, в соответствии с настоящим договором ООО "МосОблЕИРЦ" от своего имени и за счет управляющей организации обязуется совершать действия в части организации ежемесячных начислений, расчетно-кассового обслуживания жителей по услуге "обращение с ТКО", оказанной Ответчику по договору на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1.2 трехстороннего договора управляющая организация обязуется принимать оказываемые ООО "МосОблЕИРЦ" услуги и оплачивать ООО "МосОблЕИРЦ" вознаграждение.
В соответствии с пунктом 3.1.3 трехстороннего договора управляющая организация обязана оплачивать услуги ООО "МосОблЕИРЦ" в порядке, размере и сроки, предусмотренные настоящим договором.
Пунктом 7.1 трехстороннего договора предусмотрена обязанность ЕИРЦ ежемесячного направления управляющей организации оборотно-сальдовой ведомости и Акта оказания услуг, которые в совокупности являются отчетом агента по смыслу ст. 1008 ГК РФ.
Лицом обязанным оплачивать вознаграждение ООО "МосОблЕИРЦ" является Управляющая организация поскольку:
ЕИРЦ действует по поручению управляющей организации;
ЕИРЦ реализует право управляющей организации по начислению и сбору платежей за коммунальные услуги;
ЕИРЦ направляет отчеты агента управляющей организации. Согласно п. 4.1 трехстороннего договора региональный оператор обязан принимать денежные средства, перечисленные через ЕИРЦ в адрес оператора, и зачитывать их в счет оплаты управляющей организацией услуг оператора по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях исполнения обязательств по которому заключен трехсторонний договор.
Пунктом 8.1 трехстороннего договора предусмотрено удержание агентского вознаграждения из денежных средств, собранных по строке "обращение с ТКО" в пользу управляющей организации и подлежащих перечислению в адрес Регионального оператора.
Пунктом 4.1.1 договора N 812ТКО-1366 предусмотрена обязанность регионального оператора зачесть в счет оплаты управляющей организацией услуг Регионального оператора по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 сумму следующих величин:
сумму денежных средств, перечисленных ЕИРЦ в адрес Регионального оператора в соответствии с пунктом 2.1.8 договора;
сумму денежных средств, удержанных ЕИРЦ согласно пункту 8.1. договора, в счет оплаты вознаграждения ЕИРЦ.
Таким образом, для проведения зачета необходимо наличие встречных однородных обязательств таких как: поступление денежных средств на счет регионального оператора по договору N 812ТКО-1366 и наличие задолженности потребителя по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018.
В случае же с денежными средствами, удержанными ЕИРЦ, которые не поступили на счета регионального оператора, отсутствуют встречные однородные обязательства необходимые для проведения зачета.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание положения статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, равно как и оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2021 года по делу N А41-58146/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Сервис 24" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.В. Кочергина |
Судьи |
Н.Н. Колмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в подтверждение своих доводов и возражений доказательства, руководствуясь статьями 309, 310, 319,1, 330, 395, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций исходили того, что вывозу ООО "Рузский региональный оператор" в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО подлежат отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируемые как крупногабаритные отходы; отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора, кроме того, в рамках дела N А41-54093/2020 ООО "Рузский РО" заявлено о взыскании с ООО "УК Сервис 24" задолженности по договору N РРО-2018-0000454 от 12.11.2018 за период с января 2019 по октябрь 2019, исковые требования заявлены в связи с ненадлежащим исполнением ООО "УК СЕРВИС 24" договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно: неоплатой стоимости оказанных услуг, в ходе рассмотрения указанного дела, ООО "Рузский РО" уточнены исковые требования в порядке ст. 49 АПК РФ, поскольку ООО "УК СЕРВИС 24" произведена полная оплата задолженности, решением Арбитражного суда Московской области от 29.10.2020 по делу N А41-54093/2020 заявленные требования удовлетворены, как следует из решения суда, поскольку материалами дела подтвержден факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, требования истца о взыскании задолженности и неустойки являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, таким образом, факт надлежащего оказания услуг ООО "Рузский РО" в спорный период установлен вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в связи с чем пришли к выводу о неправомерности заявленных требований.
...
Пунктом 7.1 трехстороннего договора предусмотрена обязанность ЕИРЦ ежемесячного направления управляющей организации оборотно-сальдовой ведомости и Акта оказания услуг, которые в совокупности являются отчетом агента по смыслу ст. 1008 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2021 г. N Ф05-19563/21 по делу N А41-58146/2020