г. Москва |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А41-21337/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Автотрэвэл" - Смирнов В.П. представитель по доверенности от 27.11.2019 года,
от заинтересованного лица Администрации городского округа Королев Московской области - Хиленко В.А. представитель по доверенности от 06.10.2020 года,
от третьих лиц:
Акционерного общества "Мострансавто" - Затирахин А.Д. представитель по доверенности от 30.12.2020 года,
Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - Максимова Т.А. представитель по доверенности от 11.01.2021 года.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Общества с ограниченной ответственностью "Автотрэвэл, Администрации городского округа Королев Московской области и Акционерного общества "Мострансавто" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 года по делу N А41-21337/20, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Автотрэвэл" к Администрации городского округа Королев Московской области о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотрэвэл" (далее - ООО "Автотрэвэл", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Королев Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо), в котором просило:
1. Признать незаконным и отменить постановление Администрации городского округа Королев Московской области от 30.12.2019 N 1441-ПА "О внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа городского округа Королев Московской области, утвержденный постановлением Администрации городского округа Королев Московской области от 22.07.2016 N 864-ПА" в части внесения в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев Московской области следующих сведений по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому тарифу N 9: Наименование маршрута: "Улица Академика Легостаева - Автобаза".
Наименование промежуточных остановочных пунктов:
- прямое направление: улица Академика Легостаева, проспект Космонавтов дом 34, проспект Космонавтов дом 31, проезд Макаренко, проспект Космонавтов дом 9, улица Исаева дом 7, станция Болшево, Библиотека, МЖК, проспект Королева дом 3, проспект Королева, Центральная городская больница, улица Калинина, станция Подлипки, РКК "Энергия", улица Ленина, улица Корсакова, НПО ИТ.
- обратное направление: НПО ИТ, ЦНИИМАШ, улица Терешковой, Центральный Дом культуры, улица Калинина, станция Подлипки, Центральная городская больница, Часовня, проспект Королева, МЖК, проспект Королева дом 20, Библиотека, станция Болшево, улица Исаева дом 7, проспект Космонавтов дом 9, МФЦ, проспект Космонавтов дом 31, проспект Космонавтов дом 34, улица Сталинградской битвы, улица Академика Легостаева.
Наименование улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту:
- прямое направление: Ул. Академика Легостаева, пр. Космонавтов, ул. Исаева, пр-т Королева, ул. Циолковского, ул. Калинина, ул. Коминтерна, ул. Ленина, ул. Пионерская.
- обратное направление: Ул. Пионерская, ул. Терешковой, ул. Калинина, ул. Карла Маркса, ул. Циолковского, пр-т Королева, ул. Исаева, пр. Космонавтов, ул. Академика Легостаева.
Протяженность маршрута: 18 км.
Транспортное средство: класс - МК (малый класс), количество -20.
2. Обязать Администрацию городского округа Королев Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов "Автотрэвэл" (ОГРН: 1035003359379, ИНН 5018047993) путем внесения в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев Московской области сведений по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому тарифу N 9 в соответствии с данными Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев Московской области, утвержденного постановлением Администрации городского округа Королев Московской области от 22.07.2016 N 864-ПА "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев" по состоянию на 07.10.2019, в редакции постановления от 28.04.2018 N 521-ПА, а именно:
Наименование маршрута: "Гастроном - ЦНИИМАШ": Наименование остановочных пунктов:
- прямое направление: Ст. Болшево, М-н Хозтовары, МЖК, Аптека, Пр-т Королева, Поликлиника, Детский сад, Ф-ка Кухня, Ул. Ленина, ЦНИИМАШ.
- обратное направление: Спорттовары, К-тр Звезда, Поликлиника, пр-т Королева, Аптека, МЖК, М-н Хозтовары, ст. Болшево.
Наименование улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту:
- прямое направление: ул. Исаева, ул. Коммунальная, пр-т Королева, ул. Циолковского, ул. Коминтерна, ул. Ленина, ул. Пионерская.
- обратное направление: Пионерская, ул. Терешковой, ул. Циолковского, пр-т Королева, ул. Коммунальная, ул. Исаева.
Протяженность маршрута: 10,2 км
Транспортные средства: вид - А (автобус), класс - СК (средний класс), количество - 1, экологический класс - 3.
3. Признать недействительными пункт 2 и пункт 3 дополнительного соглашения от 09.10.2019 г. к муниципальному контракту от 27.12.2018 г. N 0148200005418000560 в части внесения изменений в параметры перевозок и расписание движения автобусов по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 9 "Гастроном - "ЦНИИМАШ" ("ул. Академика Легостаева-Автобаза"), содержащиеся в приложениях N 2 и N 4 муниципального контракта от 27.12.2018 г. N 0148200005418000560.
4. Применить последствие недействительности сделки: признать недействительными карты по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому тарифу N 9 "Улица Академика Легостаева -Автобаза", выданные АО МО "МОСТРАНСАВТО" (ОГРН 1025006171519).
5. Взыскать с Администрация городского округа Королев Московской области (ОГРН 114518038120, ИНН 5018176830) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Автотрэвэл" (ОГРН: 1035003359379, ИНН 5018047993) судебные расходы в сумме 120 00,00 рублей.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Акционерное общество "Мострансавто", Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - АО "Мострансавто", Министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены частично.
Судом признано незаконным и отменено постановление Администрации городского округа Королев Московской области от 30.12.2019 N 1441-ПА "О внесении изменений Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа городского округа Королев Московской области, утвержденный постановлением Администрации городского округа Королев Московской области от 22.07.2016 N 864-ПА" в части внесения в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев Московской области следующих сведений по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому тарифу N 9:
Наименование маршрута: "Улица Академика Легостаева - Автобаза".
Наименование промежуточных остановочных пунктов:
-прямое направление: улица Академика Легостаева, проспект Космонавтов дом 34, проспект Космонавтов дом 31, проезд Макаренко, проспект Космонавтов дом 9, улица Исаева дом 7, станция Болшево, Библиотека, МЖК, проспект Королева дом 3, проспект Королева, Центральная городская больница, улица Калинина, станция Подлипки, РКК "Энергия", улица Ленина, улица Корсакова, НПО ИТ.
-обратное направление: НПО ИТ, ЦНИИМАШ, улица Терешковой, Центральный Дом культуры, улица Калинина, станция Подлипки, Центральная городская больница, Часовня, проспект Королева, МЖК, проспект Королева дом 20, Библиотека, станция Болшево, улица Исаева дом 7, проспект Космонавтов дом 9, МФЦ, проспект Космонавтов дом 31, проспект Космонавтов дом 34, улица Сталинградской битвы, улица Академика Легостаева.
Наименование улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту:
-прямое направление: Ул. Академика Легостаева, пр. Космонавтов, ул. Исаева, пр-т Королева, ул. Циолковского, ул. Калинина, ул. Коминтерна, ул. Ленина, ул. Пионерская.
-обратное направление: Ул. Пионерская, ул. Терешковой, ул. Калинина, ул. Карла Маркса, ул. Циолковского, пр-т Королева, ул. Исаева, пр. Космонавтов, ул. Академика Легостаева.
Протяженность маршрута: 18 км.
Транспортное средство: класс - МК (малый класс), количество -20.
Суд обязал Администрацию городского округа Королев Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов "Автотрэвэл" (ОГРН: 1035003359379, ИНН 5018047993) путем внесения в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев Московской области сведений по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому тарифу N 9 в соответствии с данными Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев Московской области, утвержденного постановлением Администрации городского округа Королев Московской области от 22.07.2016 N 864-ПА "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев" по состоянию на 07.10.2019, в редакции постановления от 28.04.2018 N 521-ПА, а именно:
Наименование маршрута: "Гастроном - ЦНИИМАШ": Наименование остановочных пунктов:
прямое направление: Ст. Болшево, М-н Хозтовары, МЖК, Аптека, Пр-т Королева, Поликлиника, Детский сад, Ф-ка Кухня, Ул. Ленина, ЦНИИМАШ.
обратное направление: Спорттовары, К-тр Звезда, Поликлиника, пр-т Королева, Аптека, МЖК, М-н Хозтовары, ст. Болшево.
Наименование улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту:
прямое направление: ул. Исаева, ул. Коммунальная, пр-т Королева, ул. Циолковского, ул. Коминтерна, ул. Ленина, ул. Пионерская.
обратное направление: Пионерская, ул. Терешковой, ул. Циолковского, пр-т Королева, ул. Коммунальная, ул. Исаева.
Протяженность маршрута: 10,2 км.
Транспортные средства: вид - А (автобус), класс - СК (средний класс), количество - 1, экологический класс - 3.
С Администрации городского округа Королев Московской области в пользу ООО "Автотрэвэл" взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 6000 руб. пропорционально удовлетворенным требованиям.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 47-52 т. 6).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, ООО "Автотрэвэл", Администрация городского округа Королев Московской области и АО "Мострансавто" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители АО "МОСТРАНСАВТО", Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Администрации городского округа Королев Московской области, поддержали доводы своих апелляционных жалоб, возражали по доводам апелляционной жалобы ООО "Автотрэвэл" просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Представитель ООО "Автотрэвэл", поддержал доводы своей апелляционной жалобы, возражал по доводам апелляционных жалоб АО "МОСТРАНСАВТО", Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Администрации городского округа Королев Московской области, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Автотрэвэл" зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет регулярные пассажирские перевозки в границах муниципального образования город Королев (вид транспортного средства - автобус): по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах муниципального образования город Королев N 4 ("ул. Силикатная - рынок на Яузе") на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 000001 N 000140, действительного с 01.01.2018 по 01.01.2023 (номер маршрута в реестре маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Королев-4) с 30.12.2007.
27.12.2018 по итогам открытого конкурса (номер извещения об осуществлении закупки 0148200005418000560, уникальный номер позиции плана-графика закупок 2018014830006420030000830001, идентификационный код закупки 183501817683050180100100800014931244, номер реестровой записи 3501817683018000134) между Администрацией городского округа Королев Московской области (далее - Заказчик) и АО "МОСТРАНСАВТО" (далее - Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0148200005418000560 (далее - Контракт), по условиям которого Подрядчик взял на себя обязательства выполнить работы по перевозке пассажиров в Московской области по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, указанным в Параметрах перевозок по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на 2019 - 2021 годы, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки (Приложение N 2 к Контракту, далее - Параметры перевозки).
Параметрами перевозки предусмотрено осуществление Подрядчиком пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ" 1 автобусом среднего класса, с установленным пробегом с пассажирами на 2019 год -37,62 тыс. км., на 2020 год - 37,72 тыс. км., на 2021 год - 37,62 тыс. км., а всего за три года - 112,96 тыс. км.
Данные, изложенные в параметрах перевозки к муниципальному Контракту соответствовали данным по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому тарифу N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ", содержащимся в Реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев Московской области, в редакции Постановлений Администрации городского округа Королев Московской области от 28 апреля 2018 года N 521 -ПА.
Согласно пункта 1.2. Контракта объем работ составляет 10 084, 58 тыс. км.
08.10.2019 Администрация и АО "МОСТРАНСАВТО" заключили дополнительное соглашение N 3 к Контракту, по условиям которого стороны увеличили объем работ по Контракту на 1,69%, после чего объем работ составил 10294, 06 тыс. км, а также внесли изменения в цену контракта.
Параметры пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ" остались без изменения.
08.10.2019 Администрация постановлением N 1076-ПА "О внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев Московской области, утвержденный постановлением Администрации городского округа Королев Московской области от 22.07.2016 N 864-ПА" внесла в Реестр по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 9 "ул. Академика Легостаева-Автобаза" изменения в наименование маршрута, схему движения, протяженность маршрута, наименование промежуточных остановочных пунктов, наименование улиц, по которым осуществляется движение автобусов, класс и количество транспортных средств.
Далее, 09.10.2019, Администрация и АО "МОСТРАНСАВТО" заключили дополнительное соглашение N 3/1 к Контракту, по условиям которого стороны увеличили объем работ по Контракту на 8,53%, после чего объем работ составил 10944, 32 тыс. км, в том числе изложили приложение N 2 и приложение N 4 к Контракту в новой редакции согласно приложениям N 1 и N 2 к дополнительному соглашению N3/1.
Согласно дополнительному соглашению от 09.10.2019 N 3/1 увеличение общего объема работ, предусмотренного в Контрактом, произошло на 8,53 %, за счет уменьшения объема работ по маршрутам N 1, 2, 5, 6 и увеличении объема работ по маршрутам 9 и 6 более чем на 10%. Объем работ по маршрутам N 7, 10, 12, 14, 16 остался без изменения.
Вышеизложенное подтверждается находящимися в материалах дела дополнительным соглашением от 08.10.2019 N 3 к Контракту (приложение N 1 к дополнительному соглашению от 08.10.2019 N 3 к Контракту "Параметры перевозок по маршрутам регулируемым тарифам на 2019-20211 гг в Московской области) и дополнительным соглашением от 09.10.2019 N 3/1 к Контракту (приложение N 1 к дополнительному соглашению от 09.10.2019 N 3/1 к Контракту "Параметры перевозок по маршрутам регулируемым тарифам на 2019-2021 годы в Московской области).
В параметры перевозки дополнительным соглашением к Контракту от 09.10.2019 N 3/1 были внесены изменения наименование маршрута, протяженность маршрута, максимальное количество и класс транспортных средств, пробег с пассажирами (протяженность маршрута - 18 км, максимальное количество транспортных средств - 20, класс транспортных средств - малый). Данным дополнительным соглашением установлен пробег с пассажирами по муниципальному маршруту регулярных перевозок регулируемым тарифам N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ" на 2019 год - 175,17 тыс. км, на 2020 год - 648,64 тыс. км., на 2021 год - 646,72 тыс. км., а всего за три года -1471,23 тыс. км.
Пробег с пассажирами по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ", установленный дополнительным соглашением к Контракту от 09.10.2019 г. N 3/1 за три года, увеличился по отношению к пробегу по маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном- ЦНИИМАШ", установленный Контрактом, на 1358,27 тыс. км.
Соответственно объем работ по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ" увеличился на 1202,43%.
Также Администрацией было изменено расписание движения автобусов по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 9 (приложение N 2 к дополнительному соглашению от 09.10.2019 г. N 3/1).
Количество автобусов, работающих на муниципальном маршруте регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ" (ул. Академика Легостаева - Автобаза) с 1 единицы увеличилось до 20 единиц транспортных средств в будни и 16 единиц транспортных средств в выходные и праздничные дни, средний класс транспортного средства изменили на малый класс.
30.12.2019 данные параметры по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ", по мнению заявителя, подтверждены постановлением Администрация городского округа Королев Московской области N 1441-ПА.
Полагая, что своими действиями по принятию оспариваемого постановления Администрация, под видом внесения изменений в схему движения по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 9 фактически установив новый маршрут без проведения конкурса, дублирующий маршрут N4, с практически таким количеством автобусов на маршруте, нарушила права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением за защитой своих прав.
В обоснование заявленных требований общество также указывает, что после внесенных изменений, муниципальный маршрут регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ" (ул. Академика Легостаева - Автобаза) стал полностью дублировать муниципальный маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам N 4 ("ул. Силикатная - рынок на Яузе"), чем нарушены нормы Закона N 135-ФЗ.
Заявитель также указал, что изменения муниципального маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ", осуществленные дополнительным соглашением от 09.10.2019 г. N 3/1 к Контракту, были осуществлены без проведения конкурса и без соблюдения сроков, планируемых изменений, установленных в документе планирования.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В силу ч. 27 ст. 3 Закона N 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона.
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах (ч.ч. 1, 2 ст. 12 Закона N 220-ФЗ).
Согласно пункту 27 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - это нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим
Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов. Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В части 2 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Согласно Федерального закона N 220-ФЗ допуск перевозчиков на муниципальные маршруты для перевозок как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам осуществляется по результатам открытого конкурса. Исключения из этого правила, позволяющие выдать свидетельство и карту не на конкурсных условиях, немногочисленны и исчерпывающим образом названы в пунктах 3, 6 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и вступления в законную силу решения суда о прекращении действия свидетельства (пункты 1 и 2 части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ). Второе основание пункт 6 статьи 19 - по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
В силу статьи 13 ГК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, действием или бездействием гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно документу планирования в отношении муниципального маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном - ЦНИИМАШ" предусмотрено изменение схемы движения в связи со строительством и заселением жилого квартала и потребностями населения в 1 квартале 2020 г. при условии выделения дополнительных средств, при этом изменение других параметров перевозки по данному маршруту не предусмотрено.
При этом, изменения по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому тарифу N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ" внесены в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Королев Московской области оспариваемым постановлением 08.10.2019, а уже с 09.10.2019 ОАО "МОСТРАНСАВТО" начало осуществлять регулярные перевозки по регулируемым тарифам по новому маршруту N9.
Документ планирования регулярных перевозок опубликован на официальном сайте Администрации, а также в средствах массовой информации, является действующим, в судебном порядке не оспорен.
Поскольку указанный документ планирования регулярных перевозок является нормативным правовым актом, имеющим общеобязательный характер, не оспорен и не признан не действующим полностью или в части, Администрация городского округа Королев Московской области обязана была исполнить его в полном объеме, в установленном объеме изменений и в установленные сроки, т.е. только в 1 квартале 2020 года.
Таким образом, основания для принятия оспариваемого постановления с нарушениями сроков и объема изменений, предусмотренных документом планирования, у Администрации городского округа Королев Московской области отсутствовали.
08.10.2019 Администрация внесла в Реестр по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 9 "ул. Академика Легостаева-Автобаза" изменения в наименование маршрута, схему движения, протяженность маршрута, наименование промежуточных остановочных пунктов, наименование улиц, по которым осуществляется движение автобусов, класс и количество транспортных средств. При этом, параметры пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ" остались без изменения
9.10.2019 Администрация и АО "МОСТРАНСАВТО" заключая дополнительное соглашение N 3/1 к Контракту, и увеличивая объем работ по Контракту на 8,53% за счет уменьшения объема работ по маршрутам N 1, 2, 5, 6 и увеличении объема работ по маршрутам 9 и 6 более чем на 10%. Объем работ по маршрутам N N 7, 10, 12, 14, 16 остался без изменения. В параметры перевозки дополнительным соглашением N 3/1 были внесены изменения наименование маршрута, протяженность маршрута, максимальное количество и класс транспортных средств, пробег с пассажирами (протяженность маршрута - 18 км, максимальное количество транспортных средств - 20, класс транспортных средств - малый). Данным дополнительным соглашением установлен пробег с пассажирами по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ" на 2019 год - 175,17 тыс. км, на 2020 год - 648,64 тыс. км., на 2021 год - 646,72 тыс. км., а всего за три года -1471,23 тыс. км.
Пробег с пассажирами по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном-ЦНИИМАШ", установленный дополнительным соглашением к Контракту от 09.10.2019 г. N 3/1 за три года, увеличился по отношению к пробегу по маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам N 9 "Гастроном- ЦНИИМАШ", установленный Контрактом, на 1358,27 тыс. км.
Каждый маршрут имеет такие основные характеристики как протяженность и промежуточные остановочные пункты.
Согласно вышеприведенному документу планирования основными целями оптимизации маршрутной сети общественного транспорта городского округа Королев является уменьшение транспортной нагрузки на основные магистральные улицы города Королева Московской области, в том числе за счёт проведения мероприятий, направленных на снижение дублирования.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела документов следует, что внесенные оспариваемым постановлением изменения привели к тому, что спорный маршрут N 9 не отличается от маршрута N 4 ни протяженностью, ни остановочными пунктами и улицами, по которым проходит путь следования по данному маршруту.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, действия Администрации по внесению изменений по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 9, в части изменения регистрационного номера маршрута, наименования маршрута, наименования улиц автомобильных дорог, протяженности маршрута изменении схемы движения, количества и класса транспортных средств, повлекли существенные нарушения прав и законных интересов ООО "Автотрэвэл".
Вышеперечисленные действия Администрации привели, фактически, к установлению нового маршрута без проведения конкурса, дублирующего маршрут N 4, с аналогичным количеством автобусов на маршруте, что также свидетельствуют о наличии оснований для вывода о злоупотреблении правами со стороны Администрации. Внесение оспариваемым постановлением дублирующего маршрута и увеличение количества автобусов АО "МОСТРАНСАВТО" на муниципальном маршруте регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам N 4 "ул. Силикатная - рынок на Яузе", привели к созданию в отношении ООО "Автотрэвэл" дискриминационных условий по сравнению с АО "МОСТРАНСАВТО".
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление Администрации не может быть признанно законным и обоснованным.
Ссылка Администрации городского округа Королев Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.07.2020 по делу N А41-95 862/19 которым установлено, что указанное изменение маршрута регулярных перевозок городского округа Королёв Московской области по регулируемому тарифу N 9 вынесено Администрацией городского округа Королёв Московской области в рамках предоставленных полномочий и не нарушает прав заявителя, отклоняется апелляционным судом, поскольку приведенный судебный акт преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеет и не влияет на правильность выводов суда первой инстанции по данному делу.
Также судом апелляционной инстанции учитывается, что в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.
Обществом также были заявлены требования о признании недействительными пункт 2 и пункт 3 дополнительного соглашения от 09.10.2019 г. к муниципальному контракту от 27.12.2018 г. N 0148200005418000560 в части внесения изменений в параметры перевозок и расписание движения автобусов по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 9 "Гастроном - "ЦНИИМАШ" ("ул. Академика Легостаева-Автобаза"), содержащиеся в приложениях N 2 и N 4 муниципального контракта от 27.12.2018 г. N 0148200005418000560, применении последствия недействительности сделки: признать недействительными карты по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемому тарифу N 9 "Улица Академика Легостаева -Автобаза", выданные АО МО "МОСТРАНСАВТО".
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, избранный обществом способ защиты не соответствует содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, и не приведет к восстановлению предполагаемого нарушенного права заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Иные доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 года по делу N А41-21337/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21337/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "АВТОТРЭВЭЛ"
Ответчик: Администрация городского округа Королёв Московской области
Третье лицо: АО "МОСТРАНСАВТО", МТДИ МО, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ