Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2021 г. N Ф05-18438/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А41-38387/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Семушкиной В.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Князевым Н.В.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского хозяйства "САВЕЛЬЕВ" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2021 г. по делу N А41-38387/20, принятое судьей Чесноковой Е.Н., по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (ИНН 5000001469, ОГРН 1035009552654) к крестьянскому хозяйству "САВЕЛЬЕВ" (ИНН 5030011753, ОГРН 1035005907936) о возврате средств гранта,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к крестьянскому хозяйству "САВЕЛЬЕВ" (далее - хозяйство) о взыскании денежных средств, полученных в качестве гранта на развитие животноводческих ферм в размере 1 379 662 рублей 60 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.03.2021 по делу N А41-38387/20 исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, крестьянское хозяйство "САВЕЛЬЕВ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
21.04.2021 в материалы дела от Министерства поступили возражения на апелляционную жалобу, в котором оно указало на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель К/Х "САВЕЛЬЕВ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия МО возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 06.05.2016 между министерством и хозяйством (участником программы) заключено соглашение о предоставлении средств бюджета Московской области на развитие семейных животноводческих ферм в Московской области в размере 5 217 380 рублей, в том числе за счет средств бюджета Московской области 1 615 540 рублей, в соответствии с протоколом заседания Конкурсной комиссии Московской области по отбору начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм от 25.04.2016.
Грант предоставляется в целях строительства животноводческой фермы (включая разработку проектной документации), приобретение оборудования для фермы, покупки сельскохозяйственных животных.
В соответствии с пунктами 2.2.4 соглашения участник программы обязан использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы.
Согласно пункту 2.2.14 соглашения от 06.05.2016 N 37, в случае нарушения условий, установленных соглашением и Порядком предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам средств из бюджета Московской области на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 866/22 (далее - Порядок), возвратить средства гранта в бюджет Московской области.
Как указано в пункте 3.3 соглашения, в случае несоблюдения участником программы обязательств, предусмотренных соглашением и Порядком, министерство приостанавливает предоставление средств гранта и в течение 5 календарных дней направляет получателю гранта акт о нарушении условий предоставления гранта, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения.
Решение о приостановлении предоставления средств гранта не принимается в случае, если условия предоставления не выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы.
В случае неустранения нарушений в сроки, указанные в акте, министерство принимает решение о возврате в бюджет Московской области предоставленного гранта, оформленное в виде требования о возврате гранта, содержащего сумму, сроки, код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат средств бюджета Московской области, реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены средства.
В течение 5 календарных дней с даты подписания требования направляется получателю гранта.
В случае неисполнения получателем гранта требования о возврате средств бюджета Московской области в соответствии с актом министерство производит взыскание средств гранта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Истец перечислил ответчику по платежным поручениям от 18.05.2016 N 417398 и от 20.05.2016 N 2065 денежные средства в размере 5 217 380 рублей.
С учетом этого средства гранта в полном объеме должны были быть израсходованы не позднее 20.05.2018.
Вместе с тем согласно представленному ответчиком отчету по состоянию на 01.07.2018 средства гранта израсходованы не полностью, документально подтверждено использование 3 837 717 рублей 40 копеек средств гранта. Неиспользованный в установленный срок остаток средств гранта в размере 1 379 662 рублей 60 копеек в установленный срок израсходован не был, что является нарушением условий предоставления гранта.
В связи с этим истец направил ответчику требование от 08.06.2020 N исх11990/20-05-03 о возврате неизрасходованных средств гранта не позднее 26.06.2020 в размере 1 379 662 рублей 60 копеек.
Поскольку денежные средства не были возвращены ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, актом о нарушении условий предоставления гранта на развитие семейных животноводческих ферм от 28.05.2020 N Исх.-11215/20-05-03, отчетом о целевом расходовании гранта на 01.07.2018 подтверждается, что в установленный срок средства гранта были использованы ответчиком лишь частично в размере 3 837 717 рублей 40 копеек.
В связи с этим ответчик согласно направленному ему истцом требованию в срок до 26.06.2020 должен был обеспечить возврат неиспользованного остатка средств гранта в размере 1 379 662 рублей 60 копеек в бюджет Московской области.
Однако ответчик возврат этих денежных средств в бюджет Московской области по требованию истца не осуществил.
Между тем, хозяйство не оспаривает факт того, что средства гранта не были израсходованы в пределах срока, предусмотренного соглашением от 06.05.2016 N 37, равно как и не представило надлежащих доказательств возврата данных денежных средств в бюджет Московской области.
Кроме того, пунктом 2.2.8 соглашения предусмотрено, что участник программы обязан использовать грант в строгом соответствии с планом расходов главы крестьянского (фермерского) хозяйства. В случае изменения плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, согласовать его с конкурсной комиссией.
Доказательств изменения плана расходов, согласования его с конкурсной комиссией в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что использование денежных средств гранта осуществлялось за пределами предусмотренных сроков, но в соответствии с установленной соглашением целью, что исключает необходимость возврата денежных средств, поскольку как действующим бюджетным законодательством, так и непосредственно соглашением от 06.05.2016 N 37 предусмотрена необходимость возврата средств, неизрасходованных в установленный срок.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2021 года по делу N А41-38387/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-38387/2020
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области
Ответчик: КФХ "САВЕЛЬЕВ"