г. Москва |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А40-193357/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 февраля 2021 года, принятое судьей Жбанковой Ю.В., в порядке упрощенного производства по делу N А40-193357/20, по исковому заявлению ООО "ЛУКОЙЛАЭРО" к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании убытков, понесенные Истцом в связи с оплатой штрафов за сверхнормативное использование арендованных цистерн в размере 8 800,00 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно условиям Государственных контрактов на поставку нефтепродуктов для нужд Министерства обороны Российской Федерации N 18 18 187 3 6558 2 54 31 49 000000 от 19.09.2018 и N 18 19 187 3 6504 2 54 31 49 000000 от 26.12.2018 (далее - Контракт) в 2018 году, заключенные между ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" (далее - Поставщик) и Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик).
В сентябре-октябре 2018 года и январе 2019 года ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" отгрузило в арендованных вагоноцистернах нефтепродукты (Реактивное топливо) (грузоотправители - ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез") в адрес грузополучателей Управления ракетного топлива и горючего Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 2.1. Контракта Поставщик обязуется в установленный Контрактом срок поставить Заказчику Товар в количестве, ассортименте, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным Контрактом и Спецификацией к Контракту, путем его передачи Грузополучателю на условиях, установленных Контрактом.
В соответствии с п. 2.2. Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в адреса Грузополучателей на территории Российской Федерации в соответствии с Разнарядкой на отгрузку нефтепродуктов по форме, установленной Приложением N 2 к Контракту. Доставку Товара Грузополучателю организует Поставщик.
Согласно п. 6.3. Контракта при поставке Товара Поставщиком могут использоваться собственные или арендованные цистерны.
В соответствии с п. 6.4. Контракта Заказчик обязуется обеспечить возврат порожних цистерн (вагонов) в сроки, установленные договорами на подачу (уборку) вагонов на подъездные пути Грузополучателей.
В случае необходимости Заказчик предоставляет Поставщику копии вышеуказанных договоров, железнодорожных накладных и ведомостей подачи и уборки вагонов либо памяток приемосдатчика, свидетельствующих о времени поступления под слив и возврате цистерн (вагонов).
На основании п. 2.1. Методики по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденной приказом МПС РФ от 10.11.2003 N 70. технологические нормы на слив поданной партии цистерн не должно превышать 2 часа.
Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 Грузоотправителем рассчитана дата прибытия цистерн на станцию назначения по названной выше поставке.
На основании имеющихся у ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" документов установлено, что Грузополучателем на станциях назначения Шайковка и Академическая был допущен простой цистерн (в/ц согласно Реестрам о движении арендованных цистерн, составленных на основании информации автоматизированной системы ОАО "РЖД" ЭТРАН).
Так, данные автоматизированной системы ОАО "РЖД" ЭТРАН содержат сведения о том, что цистерны были направлены на возврат с нарушением установленных сроков.
Указанный Товар для поставки был приобретен ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" у своего Поставщика (ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО") по Договору N НП/1021-О от 16.05.2013.
За сверхнормативный простой цистерн у Грузополучателя Грузоотправитель ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" предъявил штраф ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО":
- претензия ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" от 06.05.2019 N 64-0-7850.
За сверхнормативный простой цистерн у Грузополучателя Грузоотправитель ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" предъявил штраф ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО":
- претензия ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" от 29.01.2019 N 0-206.
ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" в свою очередь перевыставило штрафные санкции
ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро", которое было вынуждено оплатить штраф за простой цистерн на станциях назначения Шайковка и Академическая по вине Грузополучателя, что подтверждается платежными поручениями от 13.05.2019 N 420 и от 31.07.2020 N 627.
- претензия ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" от 28.05.2019 N 01-2362-исх. в размере 4 400,00 рублей.
- претензия ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" от 18.02.2019 N 01-685-исх. в размере 4 400,00 рублей.
Таким образом, ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" понесло убытки в результате действий Грузополучателей Министерства обороны Российской Федерации по несвоевременному возврату арендованных цистерн на сумму 8 800,00 рублей, в связи с ненадлежащим исполнением условий Государственного контракта.
С целью досудебного урегулирования спора, а также во исполнение п. 11.3. Контракта Истец направил Ответчику претензии от 25.06.2019 N 01-0548 и от 25.02.2019 N 01-0182 с требованиями возместить сумму убытков, понесенных Обществом в связи с нарушением Грузополучателем срока оборота арендованных цистерн (копии претензий прилагаются).
На дату составления искового заявления сумма убытков Ответчиком не возмещена, ответ на претензию в Общество не поступал, документы, подтверждающие отсутствие простоя Покупателем не представлены.
Таким образом, сумма исковых требований составляет 8 800 (Восемь тысяч восемьсот) рублей 00 коп.
В соответствии со ст.ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Министерство обороны Российской Федерации указывает на то, что является ненадлежащим Ответчиком по данному делу.
Истец предъявляет требования в рамках государственных контрактов на поставку нефтепродуктов для нужд Министерства обороны Российской Федерации от 19.09.2018 N 18 18 187 3 6558 2 54 3149 000000 и от 26.12.2018 N 18 19 187 3 6504 2 54 3149 000000 (далее - Контракты), заключенных между Истцом и Ответчиком.
В соответствии с п. 1.1.4 Контрактов Грузополучатель - воинские части, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, определенные Заказчиком в качестве уполномоченных в установленном порядке на получение Товара и осуществляющие приемку Товара на основании доверенности, выданной Заказчиком.
На основании ст.403 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник (в данном случае - Министерство обороны Российской Федерации) отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами (в данном случае - Грузополучателями), на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
Согласно п.2.1 Контрактов Поставщик обязуется в установленный Контрактом срок поставить Заказчику Товар в количестве, ассортименте, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным Контрактом и Спецификацией к Контракту, путем его передачи Грузополучателю на условиях, установленных Контрактом.
В соответствии с п.2.2 Контрактов поставка Товара осуществляется Поставщиком в адреса Грузополучателей на территории Российской Федерации и других государств, в соответствии с Разнарядкой Заказчика. Доставку Товара Грузополучателю организует Поставщик.
Истец, указывая в исковом заявлении Договор N НП/1021-О от 16.05.2013, заключенный между ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" и 000 "ЛУКОЙЛ-АЭРО" (Поставщик/Грузоотправитель), подтверждает правильность исчисления Грузоотправителем количества суток простоя цистерн. Договором N НП/1021-О от 16.05.2013 установлен срок на выгрузку (5 суток, согласно п.3.3.4.1), который больше времени на выгрузку (слив), установленного УЖТ РФ.
В силу п.2.1 Методики по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденной Приказом МПС РФ от 10.11.2013 N 70 технологические нормы на слив поданной партии цистерн не должны превышать 2 часа.
Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 Грузоотправителем рассчитана дата прибытия цистерн на станцию назначения по названной выше поставке.
Таким образом, Истец не основывает свои требования на договоре N НП/1021-О от 16.05.2013, заключенном между ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" (Покупатель) и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" (Поставщик/Грузоотправитель), а указывает на данный договор с целью подтверждения правильности исчисления суток простоя и суммы к взысканию (копия указанного договора, в подтверждение правильности расчета суммы штрафа, выставленного Поставщиком, имеется в материалах дела).
При этом очевидна прямая связь между неисполнением Министерством обороны Российской Федерации (Ответчиком/Грузополучателем) своей обязанности по своевременному сливу цистерн и их обязательному возврату, и начислением Поставщиком/Грузоотправителем (ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО") штрафа за сверхнормативный оборот цистерн на станциях назначения (то есть Грузополучателями Министерства обороны РФ) Истцу.
Согласно п.4.3 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Правила) время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
При этом применение данной памятки приемосдатчика производится в совокупности с книгой регистрации уведомлений, а также ведомостью подачи и уборки вагонов.
Взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Последние заключаются между перевозчиками и грузополучателями (ст.64 УЖТ РФ).
В соответствии с заключаемыми Заказчиком договорами на подачу и уборку вагонов с Перевозчиком готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки, выгрузки Перевозчиком в течение 6 часов после получения уведомления от структурного подразделения Пользователя о готовности вагонов к уборке.
Таким образом, Перевозчик несет обязательства перед Пользователем по своевременной уборке вагонов с железнодорожного пути необщего пользования в рамках заключенного Договора на подачу и уборку вагонов.
На основании заключаемых Заказчиком договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению. Уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования осуществляется Перевозчиком после получения уведомления от Владельца о готовности вагонов к уборке.
Согласно п.З ст.308 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Таким образом, ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" не несет ответственности за нарушение Сторонами обязательств, предусмотренных Договорами на подачу и уборку вагонов и Договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Условиями п.4.1. Порядка взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭЦП (утв. Вице-президентом ОАО "РЖД" В.Г. Лемешко 09.10.2008 г. N 44) от 09.10.2008 г. N 44 (с изменениями, утв. ОАО "РЖД" 05.05.2009 и распоряжением ОАО "РЖД" от 01.12.2009 N 2443р) (далее -Инструкция), установлено, что приемосдатчик груза и багажа станции выгрузки вводит данные номеров выгруженных вагонов в заготовку накладных на отправку порожних вагонов, полученную от собственника вагона, после получения уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагона к уборке или о возврате вагонов на выставочный путь.
Таким образом, после завершения грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь представитель владельца (пользователя, клиента) железнодорожного пути необщего пользования обязан уведомить о завершении грузовой операции представителя перевозчика, тем самым исключить сверхнормативный простой вагонов, обеспечить их отправку.
В силу п.З ст.401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Ответчик также утверждает, что государственные контракты не содержат в себе условий о сроках оборота цистерн, порядках его исчисления и не устанавливает штрафные санкции за несвоевременный их возврат ни Истцу, ни третьим лицам.
В соответствии с п.6.3 Контрактов при поставке Товара могут использоваться собственные или арендованные цистерны Поставщика.
Согласно п.6.4 Контрактов Заказчик обязуется обеспечить возврат порожних цистерн (вагонов) в сроки, установленные договорами на подачу (уборку) вагонов на подъездные пути Грузополучателей.
Следует отметить, что обязательный возврат цистерн предусмотрен и Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ (далее - УЖТ РФ), где также предусмотрена ответственность за несвоевременный возврат цистерн.
Согласно п.4.6 Правил на каждый случай задержки порожних вагонов составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно п.3 Правил, грузоотправитель, грузополучатель уведомляет перевозчика о готовности вагонов к уборке.
Следовательно, наряду с актом общей формы, задержка порожнего вагона подтверждается в совокупности памяткой приемосдатчика и ведомостью подачи-уборки вагонов.
В соответствии с п.6.4 Контрактов в случае необходимости Заказчик предоставляет Поставщику копии вышеуказанных договоров, железнодорожных накладных и ведомостей подачи и уборки вагонов либо памяток приемосдатчика, свидетельствующих о времени поступления под слив и возврате цистерн (вагонов).
Таким образом, именно Грузополучателями Министерства обороны РФ должны быть представлены документы, подтверждающие отсутствие факта задержки порожних вагонов.
Возложение именно на Заказчика такой обязанности продиктовано требованиями действующего законодательства в сфере железнодорожных перевозок.
Ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, Акты общей формы, Уведомления о завершении грузовой операции составляются на станции назначения груза, и предоставить их может исключительно Грузополучатель.
Ответчиком не представлены документы (Акты общей формы ГУ-23), из которых можно узнать причину задержки цистерн на станции назначения, не представлены копии уведомлений о завершении грузовой операции, по которым можно определить, когда Грузополучатель уведомил перевозчика о готовности цистерн к уборке, а также Памятки приемосдатчика (форма ГУ-45) и Ведомости подачи-уборки вагонов (форма ГУ-46).
В соответствии со ст.44 УЖТ РФ после выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, владелец вагонов, который указан в транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза (далее - владелец вагона), или в течение двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов грузополучатель по указанию владельца вагонов обязан обеспечить уборку порожних грузовых вагонов с мест общего пользования либо предъявить порожние грузовые вагоны для перевозки, если договором между владельцем вагонов и владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования не установлено иное.
Не располагая документами, подтверждающими отсутствие вины Грузополучателя в сверхнормативном простое цистерн, ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" было вынуждено оплатить штрафы за простой цистерн (платежные поручение от 13.05.2019 N 420, от 31.07.2020 N 627).
Учитывая вышеизложенное следует, что ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" понесло убытки в виде оплаты штрафов за сверхнормативный оборот цистерн Поставщику (ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО") по вине и вследствие неисполнения своих обязательств Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, требование о возмещении убытков в размере 8 800,00 рублей (из расчета штрафа по ставке 1 100,00 рублей/сутки) предъявлено Ответчику в порядке перевыставления требований Грузоотправителя нефтепродуктов (ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО"), подтверждение оплаты претензий Грузоотправителя имеется в материалах дела.
Истцом представлены доказательства, которые подтверждают вину Ответчика.
- копии претензий Поставщика (ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО") с приложением расчетов штрафов за сверхнормативный простой железнодорожных цистерн, составленных на основании данных реестров АС ЭТРАН ОАО "РЖД", с указанием дат прибытия и отправки цистерн, количества суток простоя, а также суммы штрафа по каждой цистерне;
- копии платежных поручений об оплате штрафа за сверхнормативный простой железнодорожных цистерн.
Таким образом, Истец в полном объеме подтвердил факт убытков, понесенных по вине Ответчика, и представил все необходимые документы.
В соответствии со ст.ст.15 и 393 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Сумма убытков понесенных ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" обусловлена размером штрафа за простой железнодорожной цистерны в сутки, предусмотренного в договоре между ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" и ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО" от 16.05.2013 N НП/1021-О.
Имущественные требования об уплате штрафов, предъявленные Министерству обороны Российской Федерации, подлежат возмещению, поскольку являются расходами ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро" (ч.2 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 февраля 2021 года по делу N А40-193357/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-193357/2020
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ