г. Санкт-Петербург |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А56-107608/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Богдановской Г.Н., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Апхудовым А.А.
при участии:
от истца: Поплевкина Л.Ф. по доверенности от 03.02.2021
от ответчика: Янсон Т.М. по доверенности от 30.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9928/2021) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2021 по делу N А56-107608/2020, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение, Невское РЖА), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности в размере 876 076,72 руб., пени на 05.04.2020 в размере 104 872,69 руб., пени по дату фактического исполнения основного обязательства в размере, предусмотренном пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.
Решением от 24.02.2021 исковые требования удовлетворены полностью: с ответчика в пользу истца взыскано 876 076,72 руб. задолженности, 104 872,69 руб. неустойки по состоянию на 05.04.2020, с последующим начислением с 06.04.2020 по дату фактического исполнения обязательства, а также государственная пошлина в размере 3 452 руб. С Невского РЖА также взыскано 19 167 руб. госпошлины в доход федерального бюджета.
Не согласившись с принятым по делу решением, Учреждение обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. К обоснование жалобы ответчик указывает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам Невского РЖА о неправомерном взыскании платы за коммунальную услугу "вывоз ТБО" в отношении пустующих нежилых помещений. Учреждение также считает неправомерным начисление пени, поскольку отсутствует вина Невского РЖА в невыполнении обязательства. Ответчик не мог самостоятельно произвести расчет, поскольку истец своевременно не предоставлял счета на оплату, акты выполненных работ, показания приборов учета.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, а также указал на неправомерность начисления неустойки в период действия моратория. Представитель истца против удовлетворения жалобы возражал.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество на основании протоколов открытого конкурса, договоров управления, заключенных с ответчиком, является управляющей организацией многоквартирных домов (МКД), в которых расположены квартиры, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
В отношении данных квартир расчет за коммунальные услуги и услуги за содержание общего имущества за период с октября 2017 года по сентябрь 2020 года оплачены собственником не в полном объеме в связи с выявленным расхождением в площадях помещений:
Так, в МКД по адресу: Санкт-Петербург, бульвар Красных Зорь, д. 6, лит. Ч, площадь спорных жилых помещений 245,19 кв.м., однако по договорам с Учреждением расчет производился из площади - 220,79 кв.м с октября 2017 по май 2020 и площади 201,68 кв.м. с июня 2020 по сентябрь 2020 года, что привело к наличию задолженности в размере 34 894,81 руб.;
В МКД по адресу: Санкт-Петербург, бульвар Красных Зорь, д. 10, лит.З, площадь помещений 245,19 кв.м. с ноября 2017 по сентябрь 2018 и 202,29 кв.м. с октября 2018 по сентябрь 2020, а по договорам с ответчиком расчет производился из площади - 135,13 кв.м., задолженность составила 86 737,03 руб.;
В МКД по адресу: Санкт-Петербург, Большой Смоленский пр., д.26, лит.Т, площадь помещений - 238,52 кв.м., однако расчет производился из площади - 218,88 кв.м., задолженность составила 26 283,40 руб.
Кроме того, в отношении помещений, расположенных в МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д.42, корп.2, лит.А, площадью 62,83 кв.м. расчет не производился. Задолженность за период с 01.10.2017 по 30.09.2020 составила 61 651,01 руб.
В отношении помещений в МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кржижановского, д.5, корп.2, лит.А, площадью 207,70 кв.м. с октября 2017 по март 2019, площадью 145,9 кв.м. с апреля 2019 по июль 2019, площадью 61,9 кв.м. с августа 2019 по сентябрь 2019 расчет также не производился, задолженность составила 294 024,07 руб.
В МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д.47, корп.2, лит.Б, в собственности Санкт-Петербурга находятся пустующие жилые помещения N 3,8,12,14,16,18,19,22,24,28,33,34,35,40,46. Задолженность за пустующие жилые помещения за период с 01.10.2017 по 30.09.2020 составила 223 415,20 руб.
В МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д.58, корп.2, лит.К, в собственности Санкт-Петербурга находятся пустующие жилые помещения N 2, 4. Задолженность за данные помещения за период с 01.09.2018 по 30.09.2020 составляет 149 071,20 руб.
Ссылаясь на неоплату выставленных в адрес Учреждения, как уполномоченного представителя собственника, счетов на оплату коммунальных услуг, услуг за содержание общего имущества в многоквартирном доме в отношении вышеуказанных помещений за общий период с октября 2017 по сентябрь 2020 года, не получив удовлетворения требований в претензионном порядке, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как следует из части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Таким образом, из приведенных положений статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества и взносов на капитальный ремонт.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, расчет стоимости услуг определяется посредством умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующее число месяцев. При этом, в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества, если размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Общий размер задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по помещениям вышеуказанным составляет 876 076,72 руб., что ответчиком документально не опровергнуто.
Обязанность Учреждения нести расходы на содержание общего имущества, вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р).
Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 N 196 "Об изменении целей и определении предметов деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений районных жилищных агентств" предоставление интересов Санкт-Петербурга, как собственника помещений в многоквартирном доме возложено на районные жилищные агентства.
Расходы на содержание государственной собственности по пустующим помещениям возложены на Невское РЖА в размере 876 076,72 руб. за период с октября 2017 года по сентябрь 2020 года правомерно.
Вопреки позиции Учреждения, плата за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов в отношении пустующих помещений начислена Обществом правомерно.
Согласно частям 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил N 491 (в редакции, действовавшей в спорный период) содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 88 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении перерасчету не подлежит.
Как следует из имеющихся в материалах дела счетов на оплату, в строке "Содержание общего имущества в отношении пустующих помещений" при определении стоимости услуги "содержание общего имущества в многоквартирных домах" примененные Обществом тарифы на вывоз и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов за предъявленные периоды, соответствуют действовавшим в указанные периоды тарифам, установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.
С учетом изложенного, требования Общества в части взыскания суммы задолженности правомерно удовлетворено судом в полном объеме.
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно расчету истца, размер неустойки по состоянию на 05.04.2020 составляет 104 872,69 руб.
Расчет пени проверен апелляционным судом и признан правильным, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
В отсутствие доказательств оплаты задолженности, требование о взыскании неустойки по дату фактического исполнения обязательства в размере, предусмотренном пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ, также является обоснованным.
Вместе с тем, судом при принятии решения в части удовлетворения требования истца о взыскании неустойки по дату фактического исполнения обязательства не учтено следующее.
Статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что до 1 января 2021 года Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.04.2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 424), которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 6 апреля 2020 г.
Согласно пункту 3 Постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г.
Пунктом 5 Постановления N 424 приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Данная правовая позиция изложена в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, исковые требования в части взыскания неустойки за период с 06.04.2020 по 01.01.2021 не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2021 по делу N А56-107608/2020 отменить в части начисления неустойки с 06.04.2020, в указанной части принять новый судебный акт: взыскать неустойку с 01.01.2021 по дату фактической оплаты долга в размере, предусмотренном пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение от 24.02.2021 по делу N А56-107608/2020 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-107608/2020
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26273/2021
26.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9756/2021
28.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9928/2021
24.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-107608/20