г. Москва |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А41-36547/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Семушкиной В.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Князевым Н.В.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 10.12.2020 г. по делу N А41- 36547/20, принятое судьей Гриневой А. В., по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298; адрес: 113184, город Москва, улица Пятницкая, 59/19) к Администрации городского округа Ступино Московской области (адрес: 142800, Московская область, город Ступино, улица Андропова, дом 43А/2, ОГРН: 1175022008248, Дата присвоения ОГРН: 08.11.2017, ИНН: 5045062359), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299; адрес: 121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13) третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918; ИНН 5024129468; адрес: 143402, Московская область, район Красногорский, город Красногорск, бульвар Строителей, 1), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; ИНН 7716642273; адрес: 129090, город Москва, улица Гиляровского, дом 31, строение 1), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340;адрес: 107078, город Москва, Орликов переулок, дом 10, строение 1), АО "ПИК-ИНДУСТРИЯ" (адрес: 119530, город Москва, проезд Стройкомбината, 1, ОГРН: 5137746021012, Дата присвоения ОГРН: 01.11.2013, ИНН: 7729755852) об исправлении реестровой ошибки в сведениях о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010421:1,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Ступино Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с требованиями:
- исправить реестровую ошибку в сведениях о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010421:1, принадлежащего Администрации городского округа Московской области Ступино, исключив из них следующие точки:
N точки |
X |
Y |
1 |
386471,98 |
2208255,03 |
2 |
386469,13 |
2208240,73 |
3 |
386499,72 |
2208304,37 |
4 |
386540,66 |
2208389,54 |
5 |
386607,02 |
2208446,91 |
6 |
386583,84 |
2208442,15 |
7 |
386544,79 |
2208404,75 |
8 |
386541,20 |
2208397,50 |
1 |
386471,98 |
2208255,03 |
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.12.2021 по делу N А41-36547/20 в удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства отказано.
Не согласившись с решением суда, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчик и третьи лица в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В материалы дела от 19.04.2021 от Федерального агентства лесного хозяйства поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Федерального агентства лесного хозяйства, Администрации г.о. Ступино МО, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в МО, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по МО, АО "ПИК-ИНДУСТРИЯ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель Комитета лесного хозяйства МО поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключением ФГБУ "Рослесинфорг" N 4 при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010421:1 пересекаются с землями лесного фонда Московской области, городского округа ступино, лесничество "Русский лес", Хатунского участкового лесничетсва, квартал 35, выдел 21. Площадь пересечения -1275 кв.м.
В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010421:1 находится относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Ступинский р-н, сельское поселение Семеновское, в районе с. Хатунь, о/л "Русская сказка": площадь 84158 кв.м; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования: для размещения оздоровительного лагеря. В отношении данного земельного участка установлено ограничение прав в виде аренды в пользу АО "ПИК-ИНДУСТРИЯ".
Полагая, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на учет 15.08.1973 и частично расположен в границах Московской области, городского округа Ступино, лесничество "Русский лес", Хатунского участкового лесничества, квартал 35, выдел 21, а также полагая, что при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет допущена реестровая ошибка, истец обратился с настоящими требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Участники гражданских правоотношений свободны в выборе средств защиты нарушенных прав и потому самостоятельно определяют, с какими требованиями выходить в суд в том или ином случае.
Избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, картеплане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 61 названного Федерального закона в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Из анализа указанных положений закона следует, что исправление реестровой ошибки, в том числе в судебном порядке, возможно только в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Суд вправе сделать выводы о допущенной ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Удовлетворение настоящего искового заявления и последующее в связи с этим внесение изменений в сведения ЕГРН о границах земельного участка повлекут прекращение зарегистрированного права собственности на часть этого земельного участка.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Надлежащим ответчиком по искам об установлении границ земельного участка является смежный землепользователь, то есть лицо, обладающее смежными земельными участками, в том числе на праве собственности.
В предмет доказывания по иску об установлении границ земельного участка входят: наличие у истца установленных положениями действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, оснований приобретения данного права на земельный участок, подтверждение факта возникновения у истца права собственности на земельный участок в указанной в исковом заявлении площади и именно в указанных в исковом заявлении границах.
Следовательно, надлежащим исковым требованием в рассматриваемой ситуации является требование истца об установлении границ принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в указанной в исковом заявлении площади и именно в указанных в исковом заявлении границах.
Правовым последствием удовлетворения исковых требований об установлении границ земельного участка истца может явиться исключение из ЕГРН сведений о границах (характерных точек границ) земельного участка ответчика в части пересечения с установленными судом границами земельного участка истца, внесение в ЕГРН сведений об установленных судом границах земельного участка истца, новых границах земельного участка ответчика.
В нарушение указанных норм, истцом требований об установлении границ земельного участка не заявлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.
Кроме того, в соответствии со ст. 6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Статья 7 Лесного кодекса РФ предусматривает, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 1, 3 и 4 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесничества являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В составе лесничеств могут создаваться участковые лесничества.
Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом. Обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статья 68.1 Лесного кодекса РФ предусматривает, что проектирование лесничеств осуществляется в предусмотренных статьей 23 настоящего Кодекса целях установления основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
При проектировании лесничеств осуществляются: установление площади лесничеств; проектирование участковых лесничеств (в случае принятия решения об их создании); определение квартальной сети; установление границ лесничеств.
В соответствии со ст. 70.1 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств.
Статья 92 Лесного кодекса РФ устанавливает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Как верно установлено судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, истцом не представлено доказательств внесения в ЕГРН сведений о границах лесничество "Русский лес", Хатунского участкового лесничества, а также о границах лесных участков, на которые, как полагает истец, идет наложение спорного земельного участка.
Лица, участвующие в деле не воспользовались своим правом, не заявляли ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Судом первой инстанции установлено, что представленные Комитетом лесного хозяйства таксационное описание и выкопировка из планшета лесных участков в силу ст. 69.1 Лесного кодекса РФ и Лесоустроительной инструкции, утв. приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, не являются лесоустроительными документами, таксационное описание носит лишь технический характер.
Таким образом, истцом не доказано наложение спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленное истцом заключение ФГБУ "Рослесинфорг" само по себе без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании первичной лесоустроительной документации не свидетельствует о наличии наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда. При этом из выписки из ЕГРН не усматривается наличие пересечений с иными участками, в том числе с землями лесного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно ч. 4 ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 15.08.1973 и является ранее учтенным.
На основании изложенного, учитывая, что материалами дела подтверждается и не опровергается Истцом, что земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010421:1 относится к землям земли особо охраняемых территорий и объектов, то к спорным правоотношениям подлежит применению часть 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заключение ФГБУ "Рослесинфорг" является надлежащим доказательством по делу, собственником земель лесного фонда является Российская Федерация не имеют правового значения по делу, поскольку истцом выбрал ненадлежащий способ защиты права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.12.2020 года по делу N А41-36547/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36547/2020
Истец: ЗАО "универсал", Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АО "ПИК-ИНДУСТРИЯ"
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФКП Росреестра"