город Москва |
|
28 апреля 2021 г. |
дело N А40-262343/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.04.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С, Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Альтона Трио" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2021 по делу N А40-262343/20,
по заявлению Департамента торговли и услуг г. Москвы
к ООО "Альтона Трио" (ИНН: 7706189833)
третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - Щербаков А.А. по доверенности от 19.06.2018;
от ответчика - Федоров А.А. по доверенности от 15.02.2021;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2021 ООО "Альтона Трио" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200.000 руб.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле принимает участие Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу.
Представители административного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 10.11.2020 в ходе проведения систематического наблюдения за исполнением субъектами контроля обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции по адресу: Москва, улица Демьяна Бедного, дом 1, корп. 3 установлено, что в магазине "Продукты" ООО "Альтона Трио" в нарушение п. 1 ст. 10.2, подп. 12 п. 2 ст. 16, абз. 8 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции" осуществляло оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
По результатам проверки Департаментом торговли и услуг г. Москвы определением от 10.11.2020 N 242/БЛ возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Департаментом продукция изъята, о чем составлен протокол изъятия N 242/БЛ от 10.11.2020 и составлена опись алкогольной продукции к протоколу изъятия вещей на 9 листах (2019 единиц продукции). Изъятая алкогольная продукция, согласно описи упакована и опечатана.
09.12.2020 уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленной компетенции по факту выявленного нарушения в отношении ООО "Альтона Трио" составлен протокол N 242/БЛ об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. ст. 202 - 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела вместе с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия в его действиях события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 200.000 до 300.000 руб. с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективной стороной данного административного правонарушения является оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Статьей 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предусмотрено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Под оборотом в силу п. 16 ст. 2 указанного Федерального закона понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
На основании п. 2 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в нелегальном обороте.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, запрещен.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются, в том числе без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. ч. 1 - 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
На основании ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе общество ссылается на неверную квалификацию вменяемого правонарушения, указывает, что его действия должны быть квалифицированы по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что требования к документам, сопровождающим оборот алкогольной продукции установлены ч. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, а требование о наличии сопроводительных документов в соответствии с положениями ст. 10.2 настоящего Федерального закона определено в качестве одного из особых требований обороту алкогольной продукции в соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 16 указанного закона.
Довод общества о неправильной квалификации отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный.
В соответствии с п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку факт совершения обществом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, процедура привлечения ООО "Альтона Трио" не нарушена, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено заявление административного органа о привлечении ООО "Альтона Трио" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде взыскания штрафа и направлением алкогольной продукции, изъятую в соответствии с протоколом изъятия от 09.12.2020 N 242/БЛ на уничтожение или переработку в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Размер ответственности определен судом в минимальном размере санкции ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Оснований для освобождения ответчика от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящем случае не усматривается.
С учетом изложенного, обжалуемое решение соответствует доказательствам и обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, не подлежит отмене или изменению по приведенным в апелляционной жалобе доводам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2021 по делу N А40-262343/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-262343/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "АЛЬТОНА ТРИО"
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ