г. Чита |
|
28 апреля 2021 г. |
дело N А10-4454/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибтрейд" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 февраля 2021 года по делу N А10-4454/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибтрейд" (ОГРН 1167536051924, ИНН 7536157790) о признании незаконным и отмене постановления Бурятской таможни (ОГРН 1020300891346, ИНН 0323053338) N 10718000-809/2020 от 13 августа 2020 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибтрейд" (далее - заявитель, ООО "Сибтрейд" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Бурятской таможне (далее также - таможня или таможенный или административный орган) с заявлением о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10718000-809/2020 от 13 августа 2020 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
Общество указывает на отсутствие вины во вмененном ему правонарушении, а также на соблюдение срока оспаривания постановления по делу об административном правонарушении N 10718000-809/2020 от 13 августа 2020 года.
Таможня представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, принятым в соответствии с действующим законодательством. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Сибтрейд" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 14.03.2016 за основным государственным регистрационным номером 1167536051924, основным видом деятельности является торговля оптовая неспециализированная.
С целью оформления ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления обществом 06.06.2019 в 10 часов 45 минут подало декларацию на товары N 10602050/060619/0011153 (далее - ДТ) с применением системы электронного декларирования на Улан-Удэнский таможенный пост (центр электронного декларирования) Бурятской таможни, где заявило товар N 5 - "Бочки (емкости) пластиковые объемом 300 литров и менее; страна происхождения: Китай; область применения: строительство; назначение: хранение и транспортировка технических жидкостей; маркировка изделий: SZQ" (далее - товар, проверяемый товар).
Поставка товаров реализована во исполнение контракта от 14.02.2017 N MZY-FY-SIB (далее - контракт), заключенного между ООО "Сибтрейд" (покупатель) и Китайской компанией MANZHOULI ZHONGYU ECONOMIC & TRADE CO., LTD (продавец). В соответствии с контрактом покупатель покупает у продавца товары (оборудование, товары народного потребления) согласно спецификациям на каждую партию товара.
Между ООО "Сибтрейд" и изготовителем товара Factory Wuxi City, Sanyuan Plastik Co., LTD (China) заключен договор от 20.04.2018 N 5, в соответствии с которым изготовитель уполномочивает ООО "Сибтрейд" на выполнение функции иностранного изготовителя по обеспечению требований технических регламентов Таможенного союза продукции по подтверждению соответствия продукции изготовителя на единой территории Таможенного союза.
В период с 04.09.2019 по 23.04.2020 Бурятской таможней в соответствии со статьей 332 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Сибтрейд" по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.
По результатам камеральной таможенной проверки Бурятской таможней установлено, что при декларировании товара "Бочки (емкости) пластиковые объемом 300 литров и менее; страна происхождения: Китай; область применения: строительство; назначение: хранение и транспортировка технических жидкостей; маркировка изделий: SZQ" по ДТ N 10602050/110519/0008718 представлена декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-CN.AД81.B.07232 от 21.05.2018, имеющая признаки недействительного документа, что послужило основанием для вывода о несоблюдении ООО "Сибтрейд" запретов и ограничений в отношении товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Евразийского экономического союза, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года N 769 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки", Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 марта 2013 года N 47 "Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)".
Выявленные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении ООО "Сибтрейд" дела об административном правонарушении.
25 июня 2020 года Бурятской таможней в отношении ООО "Сибтрейд" составлен протокол об административном правонарушении N 10718000-809/2020 по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
13 августа 2020 года Бурятской таможней в отношении ООО "Сибтрейд" вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10718000-809/2020 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемых постановления и решения правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Должностные лица, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее постановление по делу об административном правонарушении действовали в рамках полномочий, представленных им КоАП РФ.
Исходя из положений статьи 23.8 КоАП РФ, таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 16.1, статьями 16.2 - 16.24 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
1.1) руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
3) начальники таможен, их заместители;
4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 3.2 Перечня должностных лиц, таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, утвержденного приказом ФТС России от 02 декабря 2014 года N 2344, старший государственный таможенный инспектор вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.2 КоАП РФ.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление в отношении ООО "Сибтрейд" вынесено должностными лицами таможни в соответствии с представленной КоАП РФ компетенцией.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрено, что заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок декларирования товаров.
Объективная сторона правонарушения выражается в противоправном действии, заключающемся в заявлении в декларации на товары недостоверных сведений о товаре либо в представлении недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Субъектом ответственности выступают как декларанты товаров, так и таможенные представители.
Согласно пункту 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании пунктов 1, 3 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары является одним из видов таможенной декларации, применяемой при таможенном декларировании, и используется при помещении товаров под таможенные процедуры.
Подпунктами 4, 7 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения:
- о товарах (в том числе наименование, описание, необходимое в числе прочего для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности);
- о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются: соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 Федерального закона.
Из пункта 2 подпункта "в" Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее - Положение), следует, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая: включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Пунктом 3 Положения установлено, что к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся - документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза; сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень; сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры; иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
Таким образом, ТК ЕАЭС и Положением прямо предусмотрено, что обязанность по представлению документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведений о таких документах, возникает у лица в момент декларирования товаров. Данные документы и сведения должны быть представлены одновременно с таможенной декларацией.
Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011), который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к упаковке (укупорочным средствам) и связанные с ними требования к процессам хранения, транспортирования и утилизации, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных, растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей упаковки (укупорочных средств) относительно ее назначения и безопасности (пункт 3 статьи 1 ТР ТС 005/2011).
Действие ТР ТС 005/2011 распространяется на все типы упаковки, в том числе, укупорочные средства, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения (статья 1 ТР ТС 005/2011).
В соответствии со статьей 2 ТР ТС 005/2011 упаковка - изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции.
Согласно пункту 1 статьи 3 ТР ТС 005/2011 упаковка (укупорочные средства) выпускается в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на упаковку (укупорочные средства).
Подтверждение соответствия упаковки (укупорочных средств) требованиям технического регламента ТР ТС 005/2011 носит обязательный характер и осуществляется в форме декларирования соответствия (пункт 2 статьи 7 ТР ТС 005/2011).
Согласно Перечню продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям ТР ТС 005/2011, утвержденному Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.03.2013 N 47, упаковка полимерная (оболочки, пленки, ящики, бочки, барабаны, канистры, фляги, банки, тубы, бутылки, флаконы, пакеты, мешки, контейнеры, лотки, коробки, стаканчики, пеналы), кроме бывшей в употреблении; упаковка из комбинированных материалов (коррексы, пачки, мешки, пакеты, флаконы, банки, упаковочно-этикеточные материалы, контейнеры, лотки, тубы, стаканчики, коробки), входит в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям ТР ТС 005/2011.
Как указывалось выше, 14.02.2017 между ООО "Сибтрейд" (покупатель) и Китайской компанией MANZHOULI ZHONGYU ECONOMIC & TRADE CO., LTD (продавец) заключен контракт N MZY-FY-SIB, в соответствии с которым покупатель покупает у продавца товары (оборудование, товары народного потребления) согласно спецификациям на каждую партию товара.
6 июня 2019 года ООО "Сибтрейд" с целью оформления ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления подало декларацию на товары N 10602050/060619/0011153 с применением системы электронного декларирования на Улан-Удэнский таможенный пост (центр электронного декларирования) Бурятской таможни, где заявило товар - "Бочки (емкости) пластиковые объемом 300 литров и менее; страна происхождения: Китай; область применения: строительство; назначение: хранение и транспортировка технических жидкостей; маркировка изделий: SZQ".
При декларировании товара по ДТ N 10602050/060619/0011153 обществом представлена декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-CN.AД81.B.07232 от 21.05.2018.
ООО "РТС-Логистик" за регистрацией декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-CN.AД81.B.07232 обратилось в орган по сертификации общества с ограниченной ответственностью "Услуги по подтверждению соответствия" (аттестат аккредитации RA.RU.10AД81).
Бурятской таможней при проведении таможенного контроля, в ходе анализа сведений из Единого реестра аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), размещенном на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (далее - Росакккредитация) www.fsa.gov.ru установлено, что действие аттестата аккредитации органа по сертификации ООО "Услуги по подтверждению соответствия" приостановлено 30.07.2018 в связи с отказом или уклонением от прохождения процедуры подтверждения компетенции аккредитованного лица, а с 06.11.2018 прекращено.
ООО "РТС-Логистик" документы и сведения в отношении декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-CN.AД81.B.07232 для ООО "Сибтрейд" в Бурятскую таможню не представлены. Письмо Бурятской таможни от 27.11.2019 N 07-23/15493 оставлено без ответа.
Бурятской таможней при проведении таможенного контроля установлены следующие обстоятельства.
Регистрация декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-CN.AД81.B.07232 проведена органом по сертификации ООО "Услуги по подтверждению соответствия" на основании протокола испытаний от 21.05.2018 N 5329.05.04, выданного Испытательным лабораторным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" (регистрационный номер аттестата аккредитации RA.RU.21EO01).
В целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений со стороны ООО "Сибтрейд" Бурятской таможней направлены запросы от 19.06.2019 N 11-04-22/07539, от 08.05.2020 N 04-10102 в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" с просьбой подтвердить факт выдачи в адрес ООО "Сибтрейд" протокола лабораторного исследования от 21.05.2018 N 5329.05.04.
В ответ на указанные запросы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КарачаевоЧеркесской Республике" (письма от 21.06.2019 N 04-1492, от 08.05.2020 N 04-10102) сообщило о том, что:
- продукция "Бочки (емкости) пластиковые, с маркировкой SZQ Испытательным лабораторным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" не исследовалась, протокол лабораторных исследований от 21.05.2018 N 5329.05.04 в адрес ООО "Сибтрейд" не выдавался;
- образцы товара ООО "Сибтрейд" в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" не предоставлялись;
- протокол за номером N 5329.05.04. от 21.05.2018 в учреждении не регистрировался;
- форма акта приема-передачи не соответствует форме бланка, имеющейся в ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КРЧ";
- подпись и печать на акте являются поддельными, не соответствуют печати ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КРЧ".
ООО "Сибтрейд" в отношении декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-CN.AД81.B.07232 представило письмо от 23.03.2018 в адрес ООО "РТС-Логистик" о направлении в адрес испытательной лаборатории в г. Черкесск образцов товаров (бочки, емкости пластиковые), акт приема проб и образцов от 04.05.2018, подписанный между ООО "Сибтрейд" и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике".
Поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, на запрос таможенного органа о предоставлении транспортных накладных об отправке проб и образцов в адрес ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" общество ответило отказом с указанием на не сохранение документов, Бурятской таможней правомерно сделан вывод о не подтверждении факта направления проб и образцов в адрес ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике". А также, учитывая сведения, полученные от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике", об отсутствии между ним и обществом каких-либо взаимоотношений, сделан вывод, что декларация о соответствии зарегистрирована на основании недействительного документа (протокол от 21.05.2018 N 5329.05.04).
Бурятской таможней в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) направлены письма от 17.12.2019 N 07-23/16611, от 11.03.2020 N 08-23/02770 о прекращении действия декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-СN.АД81.В.07232 от 21.05.2018.
На указанные письма Роспотребнадзор (письмо от 09.06.2020 N 75-00-07/23- 1533-2020) сообщил, что по информации Бурятской таможни проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Сибтрейд".
Согласно проведенной проверке Роспотребнадзора на основании полномочий и прав, предоставленных статьей 34 Федерального закона от 27.12.2020 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пунктом 5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, в целях устранения выявленных нарушений предписано ООО "Сибтрейд" прекратить действие декларации о соответствии N RU Д-СN.АД81.В.07232 от 21.05.2018, зарегистрированной органом по сертификации ООО "Услуги по подтверждению соответствия" на основании протокола испытаний N 1-5329.05.04 от 21.05.2018 Испытательной лаборатории ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" (основание: часть 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2008 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
По состоянию на 23.06.2020 согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации www.fsa.&ov.ru, установлено, что статус декларации о соответствии N RU Д-СN.АД81.В.07232 от 21.05.2018 изменен на "выдано предписание", тип выдачи предписания "о прекращении", дата выдачи - 05.06.2020, дата публикации изменений о смене статуса - 11.06.2020.
Таким образом, Бурятской таможней установлено, что протокол испытаний от 21.05.2018 N 5329.05.04, выданный ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике", является недостоверным и не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании документом. В акте камеральной таможенной проверки N 10718000/210/230420/А000007 указано, что декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-CN.AД81.B.07232 содержит недостоверные сведения и согласно примечанию к статье 16.1 КоАП РФ является недействительным документом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 TP ТС 005/2011 доказательственные материалы для принятия декларации о соответствии должны включать в себя, в том числе протокол испытаний, проведенных изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), импортером и (или) аккредитованной испытательной лабораторией (центром), включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, подтверждающий соответствие декларируемым требованиям.
Согласно сведениям, указанным в декларации о соответствии ЕАЭС N RU ДСКАД81.В.07232 от 21.05.2018, декларация принята на основании протокола испытаний от 21.05.2018 N 5329.05.04, выданного Испытательным лабораторным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" (регистрационный номер аттестата аккредитации RA.RU.21УЩ01).
При проведении проверки Бурятской таможней ООО "Сибтрейд" в отношении декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-CN.AД81.B.07232 представило письмо от 23.03.2018 в адрес ООО "РТС-Логистик" о направлении в адрес испытательной лаборатории ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" образцов товаров (бочки, емкости пластиковые), акт приема проб и образцов от 04.05.2018, подписанный между ООО "Сибтрейд" и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике".
При обращении в суд и в апелляционной жалобе ООО "Сибтрейд" указало на выполнение необходимого комплекса мер, направленного на соблюдение действующего законодательства в области технического регулирования, представило пояснительную записку, документы, в том числе, электронную декларацию на товары N 10612060/130318/0002521, заявку ООО "РТСЛогистик" от 06.03.2017 N 156, договор перевозки груза автомобильным транспортном от 20.04.2018 N 001/СИБ/, акт выполненных работ от 30.04.2018 N 182, акт от 30.04.2020 о получении проб и образцов для дальнейшей их передачи.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, представленные ООО "Сибтрейд" доказательства не опровергают утверждение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" (письма от 21.06.2019 N 04-1492, от 08.05.2020 N 04-10102) о том, что протокол лабораторных исследований от 21.05.2018 N 5329.05.04 в адрес ООО "Сибтрейд" не выдавался, образцы товара "Сибтрейд" в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" не предоставлялись.
Как указано выше, согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации www.fsa.&ov.ru, установлено, что статус декларации о соответствии от 21.05.2018 N RU Д-СN.АД81.В.07232 изменен на "выдано предписание", тип выдачи предписания "о прекращении", дата выдачи - 05.06.2020, дата публикации изменений о смене статуса - 11.06.2020.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества о том, что акт камеральной таможенной проверки от 23.04.2020 N 10718000/210/230420/А000007 является недопустимым доказательством, поскольку в нарушение пункта 17 Порядка заполнения формы акта камеральной таможенной проверки, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы от 14.02.2019 N 258 (далее - Порядок заполнения акта), не подписан всеми должностными лицами, проводившими проверку.
Пунктами 1 и 2 Порядка заполнения акта предусмотрено, что акт камеральной таможенной проверки (далее - акт проверки) оформляется в форме документа на бумажном носителе на стандартных листах бумаги формата A4, сведения указываются на русском языке. Акт проверки утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего проверку.
Согласно пункту 4 Порядка заполнения акта после слов "Должностными лицами таможенного органа:" указываются фамилии, имена, отчества (отчества указываются при наличии), должности должностных лиц таможенного органа, проводивших камеральную таможенную проверку.
Акт проверки подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими камеральную таможенную проверку (пункт 17 Порядка заполнения акта).
Бурятской таможней по возражениям проверяемого лица на акт таможенной проверки N 10718000/210/230420/А0000007 вынесено заключение, в котором указано на обстоятельства отсутствия подписи одного должностного лица в акте по причине временной нетрудоспособности и отсутствие обстоятельств считать акт недействительным.
В данном случае в акте проверки указаны должностные лица Бурятской таможни, проводившие проверку: Ринчинова С.А. - главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного контроля после выпуска товаров; Кравцова Т.В. - главный государственный таможенный инспектор ОТКПВТ; Дагбаева Н.В. - старший государственный таможенный инспектор ОТКПВТ. Акт подписан Кравцовой Т.В. и Дагбаевой Н.В., не подписан Ринчиновой С.А. по причине временной нетрудоспособности, о чем имеется отметка в акте. При этом акт утвержден и.о.начальника Бурятской таможни Ильиной С.В.
Поскольку на дату составления акта камеральной таможенной проверки Ринчинова С.А. являлась нетрудоспособной, то есть на дату завершения проверки (составления акта таможенной проверки) в проверке участия не принимала по объективным причинам, акт таможенной проверки утвержден в установленном порядке, то отсутствие подписи Ринчиновой С.А. не является основанием для признания акта проверки недопустимым доказательством по настоящему делу. При этом, как правильно указал суд первой инстанции, обстоятельства, указанные в акте камеральной таможенной проверки, в полном объеме подтверждены представленными в материалы дела доказательствами
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что общество имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения требований таможенного законодательства, однако не проявило должной внимательности, заботливости и осмотрительности, что в конечном итоге повлекло совершение административного правонарушения.
Заявителем доказательств в подтверждение невозможности соблюдения приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ в полном объеме подтверждается изученными в суде письменными материалами дела.
Судом первой инстанции, как и судом апелляционной инстанции в данном конкретном случае оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не установлено.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Обществу в полной мере была обеспечена возможность реализации его прав, в том числе права на защиту.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами в пределах срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства, при надлежащем извещении законного представителя общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 февраля 2021 года по делу N А10-4454/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4454/2020
Истец: ООО Сибтрейд
Ответчик: Бурятская таможня