гор. Самара |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А55-7978/2023 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 апреля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 апреля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Харламова А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 апреля 2024 года в зале N 7 апелляционную жалобу Муниципального предприятия городского округа Самара "Инженерная служба" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2024, принятое по делу N А55-7978/2023 (судья Шлинькова Е.В.),
по иску Акционерного общества "Газпром теплоэнерго Самара" (ОГРН 1066320200693, ИНН 6322036965), гор. Самара
к Муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерная служба" (ОГРН 1026300972675, ИНН 6315701071), гор. Самара
о понуждении заключить договор
и по встречному иску Муниципального предприятия городского округа Самара "Инженерная служба"
к Акционерному обществу "Газпром теплоэнерго Самара"
о понуждении заключить договор,
при участии в судебном заседании:
от АО "Газпром теплоэнерго Самара" - Строкова Е.В., представитель (доверенность от 29.12.2023);
от МП г.о. Самара "Инженерная служба" - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Истец - Акционерное общество "Газпром теплоэнерго Самара" обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - Муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерная служба" о понуждении заключить договор оказания услуг по передаче тепловой энергии N 2/112/2022/ТЭ от 28.12.2022 в предложенной им редакции.
Определением арбитражного суда от 24.03.2023 исковое заявление принято к производству суда.
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерная служба" обратилось в суд с встречным иском к АО "Газпром теплоэнерго Самара" о понуждении заключить договор оказания услуг по передаче тепловой энергии N 27/23 от 03.02.2023 в предложенной им редакции.
Определением от 11.05.2023 встречный иск принят к производству суда для его рассмотрения совместно с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2024 урегулированы разногласия сторон при заключении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии от 28.12.2022.
Заявитель - Муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерная служба", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым понудить Акционерное общество "Газпром теплоэнерго Самара" заключить договор N 27/23 оказания услуг по передаче тепловой энергии от 03.02.2023 года в редакции, предложенной Муниципальным предприятием городского округа Самара "Инженерная служба" с учетом внесенных настоящей жалобой изменений.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 03.04.2024 на 14 час. 15 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель МП г.о. Самара "Инженерная служба" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом оглашено, что от МП г.о. Самара "Инженерная служба" поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное нахождением представителя Общества Радионова В.Г. в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Представитель АО "Газпром теплоэнерго Самара" возражал на удовлетворении ходатайства об отложении.
Согласно положениям частей 3, 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными, а также арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Кроме того, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (часть 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статей 59, 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителями организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные, оказывающие юридическую помощь дееспособные лица с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела.
Таким образом, невозможность присутствия в судебном заседании одного представителя не лишает МП г.о. Самара "Инженерная служба" возможности направить в судебное заседание другого представителя.
Оценив доводы, указанные в обоснование уважительности причин неявки представителя МП г.о. Самара "Инженерная служба" в судебное заседание, учитывая своевременное извещение МП г.о. Самара "Инженерная служба" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и отсутствие доказательств невозможности обеспечить участие в деле в качестве представителя МП г.о. Самара "Инженерная служба" иного лица, суд апелляционной инстанции признал приведенные причины отсутствия представителя МП г.о. Самара "Инженерная служба" неуважительными и оставил ходатайство об отложении судебного разбирательства без удовлетворения.
Кроме того, правовая позиция МП г.о. Самара "Инженерная служба" изложена в материалах дела.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель АО "Газпром теплоэнерго Самара" не согласился с жалобой по основаниям, изложенным в отзыве, просил оспариваемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, выслушав представителя АО "Газпром теплоэнерго Самара", проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.03.2018 N 204 АО "Газпром теплоэнерго Самара" присвоен статус единой теплоснабжающей организации в городском округе Самара в зонах деятельности с кодами 3, 46 и 55 - 57 (Куйбышевский, Кировский и Красноглинский районы г.о. Самары).
АО "Газпром теплоэнерго Самара" на праве собственности принадлежат котельные: модульная котельная 500 квартала, расположенная по адресу: гор. Самара, Кировский район, ул. Воеводина, д. 65А; блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: гор. Самара, Куйбышевский район, Кольчугинский переулок, д. 1; блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: гор. Самара. Куйбышевский район, пос. кирпичного завода N 6, д. 18а; блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: гор. Самара, Красноглинский район, квартал 2 пос. Мехзавод, д. 33; оборудование на котельной ГПЗ "Кряж", расположенной по адресу: гор. Самара, Куйбышевский район, ул. Центральная, д. б/н, Совхоз "Кряж".
Указанные котельные АО "Газпром теплоэнерго Самара" технологически присоединены к тепловой сети, принадлежащей МП г.о. Самара "Инженерная служба". По указанным тепловым сетям АО "Газпром теплоэнерго Самара" осуществляется поставка тепловой энергии до потребителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 ФЗ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
В данном случае АО "Газпром теплоэнерго Самара" является теплоснабжающей организацией, МП г.о. Самара "Инженерная служба" - теплосетевой организацией, по сетям которой осуществляется передача тепловой энергии потребителям Акционерного общества "Газпром теплоэнерго Самара".
Сопроводительным письмом от 28.12.2022 N 4740 АО "Газпром теплоэнерго Самара" направило в адрес МП г.о. Самара "Инженерная служба" договор оказания услуг по передаче тепловой энергии N 2/112/2022/ТЭ от 28.12.2022, в ответ на которое МП г.о. Самара "Инженерная служба" письмом от 27.01.2023 N 270 возвратило проект договора, указав, что оферта договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии на 2023 год будет направлена в ближайшее время.
Поскольку подписанный экземпляр договора в адрес АО "Газпром теплоэнерго Самара" не поступил, последнее повторно направило теплосетевой организации проект договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, о чем свидетельствует письмо от 01.02.2023 N 250.
В письме от 02.02.2023 N 334 МП г.о. Самара "Инженерная служба" сообщает о направлении 27.01.2023 договора без рассмотрения, а сопроводительным письмом от 03.02.2023 направляет в адрес АО "Газпром теплоэнерго Самара" подписанный договор N 27/23 от 03.02.2023 оказания услуг по передаче тепловой энергии в иной редакции.
Получив данный договор, АО "Газпром теплоэнерго Самара" сопроводительным письмом от 13.02.2023 возвратила его без рассмотрения, указав на соблюдение всех существенных условий договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, предусмотренных законом о теплоснабжении и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, в предложенной им редакции.
Письмом от 28.02.2023 МП г.о. Самара "Инженерная служба" повторно возвратило теплоснабжающей организации без рассмотрения договор N 2/112/2022/ТЭ от 28.12.2022.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения сторон с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд.
Судом установлено, что мотивом отказа в акцептовании оферт у обеих сторон являлось несогласие с предложенными другой стороной условиями.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что настоящий спор подлежит разрешению в качестве преддоговорного об урегулировании разногласий в порядке пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции урегулировал разногласия между сторонами.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
По смыслу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из приведенных норм следует, что требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной или обеих сторон, перешедшее в спор об отдельных условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям.
Так, абзац 3 договора "Термины и определения" принят судом в редакции МП г.о. Самара "Инженерная служба", именно: "точка приема - место физического соединения источников тепловой энергии или тепловых сетей с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплоснабжающей организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя".
Разногласия по данному пункту между сторонами отсутствуют.
Редакцию пункта 2.1. договора АО "Газпром теплоэнерго Самара" изложило следующим образом: "Количество (объем) тепловой энергии фактически переданной теплосетевой организацией по настоящему договору, определяется на основании приборов учета, установленных в точках передачи".
Понятие "точки передачи" сторонами не оспаривается и согласно договору это место физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя (или тепловых сетей теплоснабжающей организации) с тепловыми сетями теплосетевой организации.
МП г.о. Самара "Инженерная служба" просило заменить данное словосочетание на "точки приема".
Между тем, как верно указано арбитражным судом, точка приема - это место физического соединения источников тепловой энергии или тепловых сетей с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплоснабжающей организации. Однако, прибор учета в данном месте отсутствует.
С учетом изложенного пункт 2.1 договора обоснованно принят судом в редакции АО "Газпром теплоэнерго Самара".
Принимая п. 2.2. договора в редакции АО "Газпром теплоэнерго Самара", арбитражный суд исходил из того, что прибор учета в месте физического соединения тепловых сетей теплоснабжающей организации с тепловыми сетями теплосетевой организации отсутствует и проектом не предусмотрен.
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (п. 1 ст. 19 Закона о теплоснабжении).
Порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) устанавливается Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 1034 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно п. 111 Правил N 1034 количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период. В отношении граждан - потребителей коммунальных услуг, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок определения объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Следовательно, действующим законодательством в качестве приоритетного способа определения объема потребленного коммунального ресурса предусмотрено использование показаний приборов учета, и только в случае их отсутствия применяется норматив потребления коммунальной услуги.
В абзаце 12 пункта 74 Правил N 808 предусмотрено, что в договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в части тепловых сетей теплосетевой организации, по которым осуществляется передача тепловой энергии в многоквартирные дома и (или) жилые дома, включается условие о том, что количество переданной тепловой энергии, теплоносителя по таким тепловым сетям определяется в размере объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя теплопотребляющими установками, расположенными в многоквартирных домах и (или) жилых домах, рассчитанного в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", а в случае предоставления единой теплоснабжающей организацией коммунальных услуг - также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Вместе с тем, положениями Правил N 808 предусмотрена компенсация теплосетевыми организациями теплоснабжающим организациям потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам или ценам, определяемым по соглашению сторон.
АО "Газпром теплоэнерго Самара" предлагает изложить редакцию договора, основанную на учете объема фактического теплоотпуска конечным потребителям и нормативных потерь тепловой энергии при ее транспортировке.
Предложенный МП г.о. Самара "Инженерная служба" способ расчета, указанный в пункте 23 Методик N 99/пр, предполагает использование временного расчетного метода, а не основного.
С учетом изложенного, пункт 2.2 договора обоснованно принят судом в редакции АО "Газпром теплоэнерго Самара".
Принимая п. 2.3. договора в редакции АО "Газпром теплоэнерго Самара", арбитражный суд исходил из следующего.
Согласно пункту 2.3. договора в редакции АО "Газпром теплоэнерго Самара" "Объемы оказанных услуг по передаче тепловой энергии определяются в расчетном периоде (календарном месяце) с оформлением сторонами двухстороннего акта оказания услуг по передаче тепловой энергии. Теплоснабжающая организация обязана в срок не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным, направить в адрес Теплосетевой организации Отчет по реализации тепловой энергии конечным потребителям по форме Приложения N 6 к Договору. На основании полученного от Теплоснабжающей организации Отчета по реализации тепловой энергии конечным потребителям Теплосетевая организация обязана в срок не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным, направить в адрес Теплоснабжающей организации 2 (два) экземпляра акта об оказании услуг по передаче тепловой энергии за расчетный период. Теплоснабжающая организация в срок не позднее 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, обязана подписать акт и вернуть 1 (один) экземпляр в адрес Теплосетевой организации".
МП г.о. Самара "Инженерная служба" предлагает изложить пункт 2.3. договора в следующей редакции: "Объемы оказанных услуг по передаче тепловой энергии определяются в расчетном периоде (календарном месяце) с оформлением сторонами двухстороннего акта оказания услуг по передаче тепловой энергии. Теплоснабжающая организация обязана в срок до 5 (Пятого) числа месяца, следующего за расчетным, направить в адрес Теплосетевой организации Отчет по передаче тепловой энергии по форме Приложения N 6 к настоящему Договору с приложением счет-фактуры ООО "Газпром межрегионгаз Самара" (ИНН: 6310000026), отчета ООО "СВГК" (ИНН: 6314012801) по калорийности газа, режимно-наладочных карт по котельным. На основании полученного в срок до 5 (Пятого) числа месяца, следующего за расчетным от Теплоснабжающей организации Отчета по передаче тепловой энергии, Теплосетевая организация в срок не позднее 10 (Десятого) числа месяца, следующего за расчетным, обязана направить в Теплоснабжающей организации 2 (Два) экземпляра акта об оказании услуг по передаче тепловой энергии за расчетный период. Теплоснабжающая организация в срок не позднее 15 (Пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, обязана возвратить Теплосетевой организации 1 (Один) экземпляр акта об оказании услуг по передаче тепловой энергии в подписанном Сторонами виде. В случае не предоставления или несвоевременного предоставления акта об оказании услуг по передаче тепловой энергии, Теплосетевая организация выставляет для оплаты Теплоснабжающей организации счет-фактуру и акт об оказании услуг по передаче тепловой энергии за расчетный период в размере планового количества тепловой энергии, передаваемой по Договору в соответствии с Приложением N 6 к Договору.".
МП г.о. Самара "Инженерная служба" также просит изложить приложение N 6 в предложенной им редакции.
Исследовав доводы сторон, судом установлено, что нормы закона, предусматривающие обязанность и порядок предоставления отчета по передаче тепловой энергии с приложением счета-фактуры ООО "Газпром межрегионгаз Самара", отчета ООО "СВГК" по калорийности газа, режимно-наладочных карт по котельным, теплосетевой организацией не указаны и не обоснованы.
С учетом изложенного, пункт 2.3 договора обоснованно принят судом в редакции АО "Газпром теплоэнерго Самара".
Пункт 4.1.4. договора, с которым не согласилось МП г.о. Самара "Инженерная служба" и просит его исключить, изложен теплоснабжающей организацией в следующей редакции: "Теплосетевая организация обязуется возвращать сетевую воду в тепловую сеть Теплоснабжающей организации без снижения ее качества, не ухудшать качество теплоносителя, поступающего из тепловой сети теплоснабжающей организации, в части водно-химического режима".
Учитывая правоотношения сторон, содержание спорного условия договора, а также руководствуясь Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок порядок водоподготовки и водно-химического режима, суд определил изложить пункт 4.1.4. в следующей редакции: "Организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла. Не допускать образование накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления".
Учитывая требования действующего законодательства в части существенных условий договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, суд принял абзац 1 подпункта "а" пункта 4.1.7. договора в редакции АО "Газпром теплоэнерго Самара": "Обеспечить установленные настоящим договором режимы передачи тепловой энергии: а) с соблюдением Теплоснабжающей организацией гидравлического и температурного режима от точек приема до точек передачи согласно температурному графику (Приложение N 4 к договору)".
Пункт 4.1.15. договора изложен АО "Газпром теплоэнерго Самара" следующим образом: "Теплосетевая организация обязуется: "п. 4.1.15. Уведомлять теплоснабжающую организацию о произведенных ограничениях (прекращениях) подачи тепловой энергии потребителям, подключениях потребителей в начале отопительного периода, отключениях потребителей по окончании отопительного периода и возобновлениях подачи тепловой энергии потребителям в течение 3 рабочих дней с момента наступления указанного события, в случае аварийных отключений в тепловых сетях теплосетевой организации - ежемесячно в срок до 23-го числа текущего месяца".
Ссылаясь на пункт 78 Правил N 808, МП г.о. Самара "Инженерная служба" просил исключить данное условие договора.
Исследовав доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 78 Правил N 808 в случае если подача тепловой энергии (мощности), теплоносителя потребителю осуществляется по тепловым сетям, принадлежащим теплосетевой организации, действия по ограничению, прекращению данной подачи в порядке, установленном настоящими Правилами, осуществляются теплосетевой организацией на основании уведомления, направленного теплоснабжающей организацией. Теплосетевая организация имеет право осуществить в присутствии представителей теплоснабжающей организации и потребителя необходимые переключения в теплопотребляющих установках, принадлежащих организации-потребителю, если эта теплосетевая организация не может реализовать с использованием своих объектов принадлежащее ей право ограничения потребления и снижения параметров потребления тепловой энергии, теплоносителя. Если потребитель уклонился от присутствия при осуществлении переключений, переключения производятся в присутствии 2 любых незаинтересованных лиц. Исходя из названных положений, действия по ограничению, прекращению подачи тепловой энергии производятся теплосетевой организацией на основании уведомления, направленного теплоснабжающей организации.
Таким образом, положения пункта 4.1.15. не противоречат пункту 78 Правил N 808, но и устанавливают определенность в сроках такого уведомления при взаимоотношениях сторон.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о необходимости изложения пункта 4.1.15 в следующей редакции: "Уведомлять теплоснабжающую организацию о произведенных ограничениях (прекращениях) подачи тепловой энергии потребителям, подключениях потребителей в начале отопительного периода, отключениях потребителей по окончании отопительного периода и возобновлениях подачи тепловой энергии потребителям в течение 3 рабочих дней с момента наступления указанного события".
Пункт 4.1.18. договора АО "Газпром теплоэнерго Самара" предложило изложить в следующей редакции: Теплосетевая организация обязуется "по письменному запросу предоставить теплоснабжающей организации схему тепловых сетей теплосетевой организации с указанием их параметров, длины, диаметра, типа прокладки, перемычек, тепловых камер и т.п.".
Ввиду отсутствия данной обязанности в действующем законодательстве, арбитражный суд исключил данный пункт из договора.
Пункт 4.1.19. договора изложен АО "Газпром теплоэнерго Самара" в следующей редакции: "При нарушении режима подачи тепловой энергии Потребителям в результате действий либо бездействий Теплосетевой организации (в том числе, при проведении ремонтных работ, работ по устранению аварий и т.д.) Теплосетевая организация обязана возместить причиненные Теплоснабжающей организации убытки по расчету, выполненному Теплоснабжающей организацией на основании подписанного сторонами."
МП г.о. Самара "Инженерная служба" просило дополнить данный пункт словами "акта, оформленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации" и заменить слово "подачи" на слово "передачи".
АО "Газпром теплоэнерго Самара" согласилось дополнить пункт 4.1.19 словами "акта, оформленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
Согласно положениям Закона о теплоснабжении, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность теплосетевой организации установлена за нарушение подачи тепловой энергии, в связи с чем, данный пункт обосновано изложен арбитражным судом в следующей редакции: "При нарушении режима подачи тепловой энергии Потребителям в результате действий либо бездействий Теплосетевой организации (в том числе, при проведении ремонтных работ, работ по устранению аварий и т.д.) Теплосетевая организация обязана возместить причиненные Теплоснабжающей организации убытки по расчету, выполненному Теплоснабжающей организацией на основании подписанного сторонами акта, оформленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
Пункт 4.2.5. договора стороны согласовали дополнить словом "комиссионно", в связи с чем, пункт 4.2.5. договора изложен арбитражным судом в следующей редакции: "Комиссионно проводить в зоне расположения тепловых сетей Теплосетевой организации проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, оснований для потребления тепловой энергии, в целях выявления бездоговорного потребления".
Пункт 5.1.2. договора АО "Газпром теплоэнерго Самара" изложило в следующей редакции: Теплоснабжающая организация обязуется: "Обеспечить в точке приема отпуск тепловой энергии в тепловые сети Теплосетевой организации с учетом температурного режима согласно температурного графика и расчетного гидравлического режима".
МП г.о. Самара "Инженерная служба" предложило после слов "гидравлического режима" дополнить "с учетом нормативных температурных и гидравлических потерь в сетях", не обосновав такое дополнение нормами закона.
АО "Газпром теплоэнерго Самара" отказалось дополнить пункт 5.1.2. договора, ввиду отсутствия такой формулировки в законе.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о необходимости изложения пункта 5.1.2. следующим образом: "Обеспечить в точке приема отпуск тепловой энергии в тепловые сети Теплосетевой организации с учетом температурного режима согласно температурного графика и расчетного гидравлического режима".
Принимая пункт 5.1.7. договора в редакции АО "Газпром теплоэнерго Самара", арбитражный суд правомерно исходил из того, что дополнение данного пункта требованием по поддержанию теплоснабжающей организацией качества питательной воды для сетей ГВС в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2, является не обоснованным, поскольку указанные санитарные правила и нормы предусматривают гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. При этом, ссылка на Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные приказом Минэнерго России от 04.10.2022 N 1070, и устанавливающие требования к эксплуатации объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, функционирующих в составе Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, является достаточной.
Пункт 5.2.3. договора МП г.о. Самара "Инженерная служба" просит исключить, ввиду отсутствия такого права в действующем законодательстве.
Согласно пункту 5.2.3. договора в предложенной АО "Газпром теплоэнерго Самара" редакции: Теплоснабжающая организация вправе "Запрашивать у Теплосетевой организации схему тепловых сетей. Требовать у теплосетевой организации предоставления технической документации, необходимой для исполнения договора".
Поскольку права на истребование указанной документации законом не предусмотрено, учитывая правоотношения сторон, арбитражный суд изложил пункт 5.2.3. договора следующей редакции: Теплоснабжающая организация имеет право: "Запрашивать у Теплосетевой организации схему тепловых сетей, техническую и иную документацию, необходимую для исполнения договора".
Учитывая установленные Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области тарифы для МП г.о. Самара "Инженерная служба", суд обосновано изложил пункт 6.1. договора в следующей редакции: "Стоимость услуг Теплосетевой организации по договору за расчетный месяц определяется по формуле: P = V * T, где Р - стоимость услуг Теплосетевой организации по договору за расчетный месяц, V - количество (объем) тепловой энергии за расчетный месяц, который определяется в соответствии с пунктами 2.1, 2.1, 2.3 договора, T - стоимость за 1 Гкал, за период с 01.01.2023 по 24.10.2023, принимаемую равной 181 руб. (без учета НДС). За период с 25.10.2023 по 31.12.2023 - 189,17 руб./Гкал (без учета НДС)".
При этом, арбитражным судом учтено, что МП г.о. Самара "Инженерная служба" не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность предложенного тарифа.
Учитывая установленную судом редакцию пункта 2.3. договора, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о необходимости изложения пункта 7.2 договора в редакции АО "Газпром теплоэнерго Самара": "Теплосетевая организация ежемесячно направляет Теплоснабжающей организации счет-фактуру и акт оказания услуг по передаче тепловой энергии по адресу: 443099, гор. Самара, ул. Степана Разина, д. 89. Обязательства Теплоснабжающей организации перед Теплосетевой организацией по оплате услуг по передаче тепловой энергии, оказываемых в каждом расчетном периоде, определяются в акте оказания услуг по передаче тепловой энергии".
С учетом доводов сторон, суд определил изложить пункт 7.5. договора в следующей редакции: "Сверка расчетов по настоящему договору между сторонами производится ежеквартально, либо по инициативе одной из сторон, путем составления и подписания сторонами акта сверки расчетов. Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов по настоящему договору, составляет и направляет в адрес другой стороны акт сверки расчетов в двух экземплярах. Срок подписания акта - 3 рабочих дня с даты его получения".
Учитывая право сторон на пролонгацию договора в случае отсутствия возражений сторон, суд определил изложить пункт 10.1. в следующей редакции: "Настоящий договор заключен на срок с 01.01.2023 по 31.12.2023".
При этом судом учтено согласие обеих сторон на указание срока его действия с 01.01.2023 по 31.12.2023.
Пункт 11.1.2. договора с учетом предложений сторон изложен арбитражным судом в следующей редакции: "Все споры, разногласия и требования, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, в том числе связанные с его заключением, изменением, исполнением, нарушением, прекращением и действительностью, подлежат разрешению в Арбитражном суде Самарской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации".
В ходе рассмотрения дела АО "Газпром теплоэнерго Самара" согласилось с предложением МП г.о. Самара "Инженерная служба" исключить из договора пункты 11.1.2.1., 11.1.2.2., 11.1.2.3., 11.1.2.4., 11.1.2.5.
АО "Газпром теплоэнерго Самара" предложило редакцию приложения N 1 (Реестр точек приема и передачи тепловой энергии) и приложения N 5 (Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей), с которой МП г.о. Самара "Инженерная служба" согласилось, с учетом чего приложения N 1 и N 5 изложены в последней редакции АО "Газпром теплоэнерго Самара".
Кроме того, названия приложений N 2, N 3, N 4, N 6 и содержание приложений приняты арбитражным судом в редакции АО "Газпром теплоэнерго Самара".
Довод МП г.о. Самара "Инженерная служба" о нарушении порядка заключения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии АО "Газпром теплоэнерго Самара", предусмотренного п. 57 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 является не состоятельным в силу того, что п. 57 Правил установлены требования к заявлению о заключении договора при обращении в теплосетевую организацию, а не порядок заключения договора.
При этом, порядок заключения договора предусмотрен главой 28 ГК РФ и Правилами N 808.
В силу п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 4 ст. 15 ФЗ N 190-ФЗ теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии по своей природе является публичным договором и обязательным для заключения теплосетевыми организациями.
Согласно п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
На основании п. 60 Правил N 808, в случае если при заключении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя между теплоснабжающей организацией и теплосетевой организацией возникли разногласия по отдельным условиям договора, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны протокол разногласий к проекту договора, в течение 30 дней со дня получения протокола разногласий принимает меры по согласованию соответствующих условий договора либо в письменной форме уведомляет сторону об отказе от внесения полученных предложений в проект договора с указанием причин отказа.
В связи с прекращением действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии N 105/2020/136/21 от 12.05.2021, АО "Газпром теплоэнерго Самара" 28.12.2022 в адрес МП городского округа "Инженерная служба" направлен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии N 2/112/2022/ТЭ от 28.12.2022 на подписание (письмо исх. N 4740 от 28.12.2022), который МП городского округа Самара "Инженерная служба" был возвращен без рассмотрения (письмо исх. N 270 от 27.01.2023).
В силу вышеизложенных норм следует, что теплосетевая организация, получившая договор от теплоснабжающей организации обязана его рассмотреть и подписать либо направить протокол разногласий.
Согласно ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации необоснованное уклонение стороны от заключения договора, для которой заключение договора обязательно, недопустимо.
С учетом наличия разногласий сторон при заключении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, суд пришел к правильному выводу, что настоящий спор подлежит разрешению в качестве преддоговорного об урегулировании разногласий в порядке пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований признать иное и переоценить данные выводы суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, повторяют доводы искового заявления. Изучены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2024, принятое по делу N А55-7978/2023, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального предприятия городского округа Самара "Инженерная служба" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7978/2023
Истец: АО "Газпром теплоэнерго Самара"
Ответчик: Муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерная служба"