г. Москва |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А40-234846/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Стоун"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2021 по делу N А40-234846/20 (20-6174)
по заявлению ООО "Стоун"
к ИФНС N 43 по г. Москве
о признании недействительным решений,
при участии:
от заявителя: |
Полякова Д.В. по дов. от 20.04.2021; |
от ответчика: |
Горкин Н.В. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стоун" (заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 43 по г. Москве (ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 14.08.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств N 29605, 29606, 29607.
Решением суда от 26.02.2021 в удовлетворении заявления ООО "Стоун" к ИФНС России N 43 по г. Москве о признании незаконными решений от 14.08.2020 N 29605, 29606, 29607 отказано.
ООО "Стоун", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "Стоун" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ИФНС N 43 по г. Москве просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ИФНС N 43 по г. Москве представила отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Инспекция неправомерно вынесла решения N N 29605, 29606, 29607 от 14.08.2020 о приостановления операций по счетам, так как фактически налоговый орган своими действиями признал право на применение ООО "Стоун" соответствующего специального режима налогообложения с момента создания организации.
Заявитель, полагая, что решения Инспекции противоречат закону, обратился с жалобами в УФНС России.
Решением УФНС России от 13.11.2020 N 21-10/175518@ апелляционные жалобы налогоплательщика оставлены без удовлетворения.
Принимая решение, суд обосновано руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственных органов, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Инспекцией принята представленная в налоговый орган декларация по упрощенной системе налогообложения (далее по тексту - УСН) за 2019, оплата налогоплательщиком авансовых платежей и единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (далее по тексту - налог по УСН) по соответствующему коду бюджетной классификации (КБК) за 2019. Осуществленные налоговым органом определенные контрольные мероприятия в отношении ООО "Стоун" (проведение камеральной налоговой проверки деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применение УСН; отражения в
КРСБ налогоплательщика платежных поручений по уплате налога по УСН) свидетельствуют о доведении Заявителем до налогового органа информации о применении Обществом УСН. По доводам Заявителя налоговый орган сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В силу п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 346.13 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.
Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, вновь зарегистрированная организация вправе применять УСН только при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 346.13 НК РФ, то есть путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В соответствии с пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные п.п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ, не вправе применять УСН.
Если лицом нарушен срок подачи уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, то такой налогоплательщик не вправе ее применять.
Соответственно при непредставлении вновь зарегистрированным налогоплательщиком упомянутого уведомления он не вправе применять указанный специальный налоговый режим и должен свои налоговые обязательства определять по общепринятому режиму налогообложения.
Судом правильно установлено, что переход на УСН с 01.01.2013 осуществляется в уведомительном порядке как для ранее существующих, так и для вновь созданных (зарегистрированных) налогоплательщиков. Помимо уведомления о переходе на УСН от налогоплательщика не требуется представления каких-либо иных документов. Уведомление о переходе на УСН (форма N 26.2-1) утверждено приказом Федеральной налоговой службы России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@. При этом, законодателем ограничены сроки представления таких уведомлений.
ООО "Стоун" 23.04.2019 зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на налоговый учет в ИФНС России N 43 по г. Москве. В силу п. 2 ст. 346.13 НК РФ Общество, как зарегистрированный налогоплательщик, претендующий на применение УСН с даты постановки на учет в налоговом органе, вправе был уведомить об этом последнего не позднее 24.05.2019 г. Также Налогоплательщик имел право уведомить налоговый орган по месту учета о применении УСН в ходе осуществления своей деятельности при выполнении условий, установленных ст. 346.13 НК РФ.
Инспекцией в МИФНС N 46 по г. Москве направлен запрос исх. N 19- 12/037597@ от 22.07.2020 о подтверждении (опровержении) применения ООО "Стоун" УСН с момента постановки на налоговый учет. МИФНС N 46 по г. Москве представлен ответ исх. N 02-16/048623@ от 23.07.2020, согласно которому в МИФНС N 46 по г. Москве уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме 26.2-1 не представлялось.
Судом установлено, что уведомление о переходе ООО "Стоун" на УСН в ИФНС России N 43 по г. Москве также отсутствует. Доказательств направления заявления в Инспекцию налогоплательщиком не представлено.
Инспекция обоснованно считает, что возможность применения специального налогового режима требует от налогоплательщика соблюдения определенных условий и сроков для совершения необходимых действий, что не было им исполнено, в связи с чем на основании пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ Заявитель не вправе применять УСН. Суды неоднократно указывают, что при отсутствии соответствующего волеизъявления налогоплательщика в виде представления соответствующего уведомления о применении УСН, в силу пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, организации применяют общий режим налогообложения.
Таким образом, Налогоплательщик обязан применять общую систему налогообложения и подавать налоговую декларацию по налогу на прибыль. Иное толкование ставило бы налогоплательщиков, не представивших заявление о применении УСН, в неравное положение с налогоплательщиками, исполнившими надлежащим образом положения налогового законодательства. Положения НК РФ связывают применение налогоплательщиком УСН с соблюдением конкретного, установленного законом порядка уведомления налогового органа о переходе на УСН.
Представление Обществом в налоговый орган деклараций по УСН и принятие их Инспекцией, равно как и уплата обязательных платежей по УСН, без соблюдения условий, предусмотренных главой 26.2 НК РФ, не свидетельствует о наличии у налогоплательщика права на применение УСН.
В силу абз. 3 п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной налогоплательщиком декларации.
Поскольку право на применение УСН носит заявительный характер, то возможность применения данного специального налогового режима при соблюдении соответствующих положений Кодекса, не зависит от каких-либо решений и волеизъявлений налогового органа по данному поводу и не связано с ними, поскольку налоговые органы не уполномочены запрещать или разрешать налогоплательщику применять этот режим.
В соответствии с п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, заявитель в спорный период обязан был применять общую систему налогообложения. Налоговое законодательство определяет порядок приобретения права на применение УСН и последствия не соблюдения этого порядка.
Относительно обоснованности действий налогового органа по блокировке расчетных счетов Налогоплательщика, судом установлено следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы налоговые декларации установлена ст. 80 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Статьей 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:
- российские организации;
- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года установленные ст. 285 НК РФ.
Пунктом 4 ст. 289 НК РФ установлено, что налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 3 Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 11.07.2020) "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (вместе с "Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов") было решено продлить на 3 месяца - установленный НК РФ срок представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость), налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март - май 2020 г.
Таким образом, срок представления декларации по налогу на прибыль установлен до 29.06.2020.
Налогоплательщиком в установленный срок декларация по налогу на прибыль не представлена, в связи с чем, Инспекция, руководствуясь ст. 76 НК РФ приняла решения 29605.29606.29607 от 14.08.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках.
На основании вышеизложенного, действия Инспекции по приостановлению операций по счетам налогоплательщика правомерны.
В силу вышеуказанных норм налогового законодательства ООО "Стоун" является налогоплательщиком налога на прибыль и обязан представлять налоговому органу налоговые декларации по названному налогу в установленные сроки.
Так как такая обязанность по предоставлению деклараций по налогу на прибыль за 12 мес. 2019 Заявителем не исполнена, налоговый орган в соответствии с положениями п. 3 ст. 76 НК РФ, вынес Решения от 14.08.2020 N 29605.29606.29607 о приостановлении операций по счетам.
Данные решения приняты налоговым органом в пределах своей компетенции, соответствуют по своему содержанию и форме требованиям, установленным налоговым законодательством и не нарушает, с учетом направленности их действия на обеспечение исполнения налогоплательщиком не исполненной им в установленный срок обязанности по представлению налоговому органу налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2017 год, прав налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает необоснованными требования, заявленные ООО "СТОУН" к ИФНС России N 43 по г. Москве.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что налоговый орган своими действиями (принятие декларации по УСН, прием платежей по УСН, направление в адрес налогоплательщика о наличии переплаты по УСН) подтвердил правомерность применения УСН.
Как верно указал в своем решение Арбитражный суд г. Москвы представление в налоговый орган деклараций по УСН и принятие их Инспекцией, равно как и уплата обязательных платежей по УСН, без соблюдения условий, предусмотренных главой 26.2 НК РФ, не свидетельствует о наличии у налогоплательщика права на применение УСН.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2021 по делу N А40-234846/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234846/2020
Истец: ООО "СТОУН"
Ответчик: ИФНС N43 по г.Москве