г. Москва |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А41-37599/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "АЗУР эйр" - Куликов Д.А., по доверенности от 05.03.2021, Букури К.В., по доверенности от 23.03.2021,
от заинтересованного лица по делу - Домодедовской таможни - Таналина Я.К., по доверенности от 09.03.2021, Борисова И.Ю., по доверенности от 16.06.2020,
от заинтересованного лица по делу - Красноярской таможни - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АЗУР эйр" на решение Арбитражного суда Московской области от 11.01.2021 по делу N А41-37599/20, по заявлению ООО "АЗУР эйр" к Домодедовской таможне, Красноярской таможне о признании незаконным и недействительным решения Домодедовской таможни от 12.03.2020 и о признании незаконным и недействительным Уведомления Красноярской таможни от 09.04.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АЗУР эйр" (далее - ООО "АЗУР эйр", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне, Красноярской таможне (далее - таможня, заинтересованное лицо) о признании недействительным решение Домодедовской таможни от 12.03.2020 года о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10002010/130816/0042400; о признании незаконным и недействительным решение Домодедовской таможни от 12.03.2020 года о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10002010/270819/0004502; о признании незаконным и недействительным Уведомление Красноярской таможни от 09.04.2020 года N 10606000/У2020/0000330 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней; об обязании устранить допущенные нарушения и восстановить права заявителя в порядке подп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ, путем возврата излишне внесенных в бюджет денежных средств (НДС и пени) в размере 94 147 603 руб. 88 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "АЗУР эйр" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Красноярской таможни, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель ООО "АЗУР эйр" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Домодедовской таможни возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "АЗУР эйр" по декларации на товары N 10002010/130816/0042400 задекларирован ввезенный на таможенную территорию Таможенного союза по Договору аренды от 08.08.2016 N б/н товар - широкофюзеляжный, дальнемагистральный пассажирский самолет гражданской авиации Boeing 767-300ER, с/н 24745, бортовой номер VP-BUV, 1991 года выпуска, массой пустого снаряженного аппарата 88695 кг, количество мест 306, бывший в эксплуатации, страна происхождения - Соединенные Штаты Америки, страна отправления - Турция, получатель и декларант - ООО "АЗУР эйр", условия поставки - FCA Стамбул. По указанной ДТ самолет помещен под таможенную процедуру временного ввоза (код ИМ 53) сроком на 34 месяца. Заявленная в ДТ N 10002010/130816/0042400 таможенная стоимость товара - 613 080 688, 48 руб. Размер таможенных платежей (НДС) составил 110 354 523,93 руб. с периодической уплатой.
Товар выпущен Домодедовской таможней под указанную таможенную процедуру временного ввоза 17.08.2016 г.
Заявителем таможенная стоимость при декларировании товара была определена по 6 (резервному) методу на основе 1 метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними на основании ст. 10 и 4 действовавшего в указанный период Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение от 25.01.2008).
Впоследствии по ДТ N 10001020/270819/0004502 в связи с полной уплатой всех полагающихся к уплате таможенных платежей самолет Boeing 767-300ER, VP-BUV, с/н 24745 был на Внуковской таможне помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и выпущен 28.08.2019 г.
В период с 23.08.2019 г. по 29.01.2020 г. Домодедовской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении таможенной стоимости товара - воздушного судна (далее - ВС) Boeing 767-300ER, с/н 24745, бортовой номер VP-BUV, декларированного ООО "АЗУ эйр" по ДТ N 10002010/130816/0042400.
По результатам камеральной проверки Домодедовской таможней составлен Акт камеральной таможенной проверки от 29.01.2020 N 10002000/210/290120/A000075, а также приняты Решения от 12.03.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары N 10002010/130816/0042400 и N 10001020/270819/0004502 с изменением таможенной стоимости ВС Boeing 767-300ER, с/н 24745, бортовой номер VP-BUV в сторону увеличения до суммы 1 016 256 518,27 руб. При этом сумма подлежащих уплате таможенных платежей (НДС) по указанным ДТ была увеличена таможней до суммы 182 926 173, 29 руб.
Во исполнение Решений от 12.03.2020, Красноярской таможней в адрес заявителя было направлено Уведомление от 09.04.2020 N 0606000/У2020/0000330 о неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей, исчисленных в ДТ N 10002010/130816/004240 (дата корректировки ДТ - 07.04.2020), с указанием доначисленных сумм НДС в размере 72 571 649, 36 руб. и пеней в размере 21 575 954, 52 руб. Общий размер требуемой к уплате суммы составил 94 147 603, 88 руб.
Не согласившись с решениями Домодедовской таможни и Уведомлением Красноярской таможни, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
При проведении таможенным органом таможенного контроля декларантом не было представлено ни документов, ни объяснений причин отличия цены спорного воздушного судна от ценовой информации по аналогичным воздушным судам. Следовательно, признаки недостоверности, не устраненные декларантом, явились законным основанием для принятия решения о корректировке сведений о заявленной таможенной стоимости товаров.
Для целей контроля таможенной стоимости таможенным органом использована информация и о самом спорном воздушном судне. Применяя сведения о регистрационном номере самолета и о его серийном номере, который является его уникальным идентификатором в рамках производства БОИНГ, на интернет-сайте planespotters.net таможенным органом проанализирована "история" эксплуатации самолета (подтверждающие документы имеются в материалах дела). Так, учитывая также информацию, имеющуюся в таможне, в 2003 г. на таможенную территорию Российской Федерации по договору лизинга было ввезено воздушное судно Боинг 767-3Q8ER, серийный номер 24745 и помещено под таможенную процедуру временного ввоза по ДТ N 10002010/260403/0003048 с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформление, то есть декларирование осуществлялось в соответствии с действительной стоимостью воздушного судна, которая составила 40 000 000 долларов США. В дальнейшем в связи с окончанием действия льгот по уплате таможенных пошлин, налогов ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" закрыла режим временного ввоза на ВС и открыла его заново с учетом износа ВС, оценив его в 30,5 млн. долларов США.
Таким образом, стоимость спорного воздушного судна в 2013 году соответствовала 30,5 млн. долларов США (копия ДТ N 10002010/260713/0040006 имеется в материалах дела).
Таким образом, изменение стоимости ВС с учетом износа за 10 лет (с 2003 года по 2013 год) составило 9,5 млн. $, а только за 3 года (с 2013 года по 2016 год) с учетом сведений о стоимости, заявленной ООО "Азур эйр" в спорной ДТ, стоимость самолета снизилась на 21 млн $, что является неправдоподобной ситуацией. И при этом в указанный период воздушное судно прошло необходимое техническое обслуживание для поддержания летной годности (С Chek - декабрь 2014 г., ремонт обоих двигателей - ноябрь и декабрь 2014 г.), а также перед заключением договора аренды с ООО "Азур эйр" было осуществлено переоборудование воздушного судна в части увеличения пассажирских кресел с 276 до 306 и "тяжелый" (капитальный) ремонт ВСУ в марте 2016 года (копии документов о техническом состоянии ВС имеются в материалах дела).
В соответствии с договором аренды воздушного судна от 08.08.2016 N б/н страховая сумма воздушного судна B767-300ER, VP-BUV, серийный номер - 24745 включая двигатели с серийными номерами 724301 (1990 г.в.) и 724325 (1990 г.в.) составляет 9,5 млн. долл. США (копии документов имеются в материалах дела).
Вместе с тем, дополнительным соглашением N 1 к договору аренды от 08.08.2016 N б/н стороны согласовали вместо двигателя 724325 (1990 г.в.) представление арендатору более нового двигателя 727352 (1993 г.в) БЕЗ изменения страховой (согласованной) стоимости воздушного судна, что может свидетельствовать о заявлении недостоверных сведений о стоимости воздушного судна на низком уровне.
Исходя из информации, указанной в дополнительном соглашении от 18.07.2016 N 21 к договору страхования ВС, стоимость двигателя 727352 составляет 5 млн. долл. США. Стоимость двигателя 727352 по состоянию на 30.12.2019 составляет 4,5 млн. долл. США (копия ДТ N 10005020/301219/0036496 имеется в материалах дела).
Стоимость однородных (б/у) двигателей модели PW4060 по имеющимся в таможенном органе сведениям составляет от 4,93 млн. долл. США до 5,65 млн. долл. США (копии ДТ N N 10002010/070318/0016656, 10002010/281218/0092126, 10005020/010220/0003068 - имеется в материалах дела).
Исходя из вышеизложенного, стоимость ТОЛЬКО ДВУХ ДВИГАТЕЛЕЙ, установленных на воздушное судно B767-300ER, VP-BUV, серийный номер - 24745, составляет около 10 млн. долл. США, что превышает заявленную таможенную стоимость воздушного судна (9,5 млн. долл. США), даже без учета стоимости самого планера и других основных узлов воздушного судна.
Следовательно, сведения о заявленной стоимости воздушного судна противоречат сведениям о совокупной стоимости составляющих его частей, что подтверждает занижение стоимости самого воздушного судна.
Вместе с тем, как указано выше, общество по ДТ N 10002010/081016/0054227 осуществило декларирование аналогичного воздушного судна (BOEING B767-300ER, VP-BUX, серийный номер - 24947, 1991 года выпуска), ввезенного в рамках договора аренды от 05.10.2016 N Б/Н в соответствии с таможенной процедурой "временный ввоз (допуск)" (ИМ 53), заявив таможенную стоимость (748 млн. руб. или 12 млн. долл. США) на 22 % превышающую уровень таможенной стоимости согласно ДТ 10002010/130816/0042400 (613 млн. руб. или 9,5 млн. долл. США).
Согласно договорам аренды воздушного судна от 08.08.2016 N б/н (по ДТ N10002010/130816/0042400) и от 05.10.2016 N б/н (по ДТ N10002010/081016/0054227) арендодателем является одно и то же юридическое лицо, а именно "AZEX LEASING LIMITED" (Ирландия). Положениями договоров аренды от 08.08.2016 N б/н и от 05.10.2016 N б/н установлены идентичные условия аренды воздушных судов.
В соответствии с договором аренды от 05.10.2016 N б/н (по ДТ N 10002010/081016/0054227) общая величина арендных платежей в отношении воздушного судна стоимостью 12 млн. долл. США за 61 месяц аренды составит порядка 15,3 млн. долл. США, или в среднем 0,25 млн. долл. США за 1 месяц. За весь предусмотренный договором срок аренды арендатор выплатит арендодателю не менее 128 % от согласованной сторонами сделки стоимости воздушного судна.
В соответствии с договором аренды от 08.08.2016 N б/н (по ДТ N 10002010/130816/0042400) общая величина арендных платежей в отношении воздушного судна стоимостью 9,5 млн. долл. США за 63 месяца аренды составит порядка 14,5 млн. долл. США, или в среднем 0,23 млн. долл. США за 1 месяц. За весь предусмотренный договором срок аренды арендатор выплатит арендодателю не менее 153 % от согласованной сторонами сделки стоимости воздушного судна.
При этом согласно ведомости банковского контроля по контракту, составленной АО "Кредит Европа Банк", итоговая сумма расчетов по договору аренды воздушного судна от 08.08.2016 N б/н (по ДТ N 10002010/130816/0042400) на 15.10.2019 составляет 18 419 176,38 долларов США, что почти в два раза превышает заявленную таможенную стоимость.
Таким образом, расчетная арендная плата за 61 месяц использования воздушного судна стоимостью 9,5 млн. долл. США составит 14 млн. долл. США., что только на 9 % превышает расчетную арендную плату за 61 месяц использования воздушного судна стоимостью 12 млн. долл. США, в то время как цена самолетов отличается более чем на 26 %.
Воздушное судно ввезено на условиях поставки "FCA - Стамбул".
Согласно графе 17 ДТС-2 N 10002010/130816/0042400 в таможенную стоимость декларантом включены транспортные расходы от пункта отправления (Стамбул, Турция) до места прибытия (Москва, РФ) в сумме 1 879 845,15 руб.
Для подтверждения заявленных сведений декларантом представлена копия справки о затратах по заработной плате, затрат на топливо, стоянку и аэропортовое обслуживание, копии подтверждающих документов с переводом на русский язык.
В результате анализа представленных документов и сведений установлено следующее:
отсутствуют документы, подтверждающие данные о заработной плате экипажа, указанные в представленной справке;
счет-фактура (инвойс) N 532559 по загрузке питания экипажа не содержит информацию о воздушном судне и номере рейса, а также иной информации, позволяющей идентифицировать указанные документы с проверяемой ДТ;
сумма транспортных расходов, указанных в представленных документах (735 тыс. руб.), меньше, чем сумма транспортных расходов, заявленная в ДТ (1,8 млн. руб.).
Таким образом, сумма транспортных расходов, включенная в таможенную стоимость товаров, документально не подтверждена.
Арбитражный суд первой инстанции верно указал, что согласно проформе- инвойсу от 11.08.2016 N 2016-1108 стоимость воздушного судна приведена только для таможенных целей.
Так, в проформе-инвойсе от 11.08.2016 N 2016-1108 отсутствует информация о том, что цена воздушного судна является его согласованной стоимостью согласно договору аренды от 08.08.2016 N б/н, а также отсутствует информация об условиях поставки товара в соответствии с Инкотермс.
Таким образом соотнести данный документ с договором аренды от 08.08.2016 N б/н и данной поставкой не представляется возможным.
Следовательно, проформа-инвойс от 11.08.2016 N 2016-1108 не подтверждает ни фактическую стоимость воздушного судна, ни его таможенную стоимость.
По запросу таможенного органа без объяснения объективных причин невозможности предоставления декларантом не представлены следующие документы и сведения:
документы, на основании которых производилась оплата аренды воздушного судна по договору аренды от 08.08.2016 N б/н;
документы бухгалтерского учета, связанные с доставкой воздушного судна от пункта отправления (Стамбул, Турция) до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС (Москва, РФ);
документы бухгалтерского учета, связанные с постановкой воздушного судна на бухгалтерский учет, в частности карточки 19, 20, 51, 68, 76 бухгалтерских счетов.
При этом суд обосновано обратил внимание на то, что документы в подтверждение таможенной стоимости воздушного судна (наличие дополнительного оборудования) представлены суду, а в адрес таможни не представлялись.
Так, общество по ДТ N 10002010/081016/0054227 осуществило декларирование другого однородного воздушного судна (BOEING B767-300ER, VP-BUX, серийный номер - 24947, 1991 года выпуска), ввезенного в рамках договора аренды от 05.10.2016 N Б/Н в соответствии с таможенной процедурой "временный ввоз (допуск)" (ИМ 53), заявив его стоимость (12 млн. долл. США), на 26 % превышающую уровень стоимости спорного воздушного судна согласно ДТ 10002010/130816/0042400 (9,5 млн. долл. США).
Документы, подтверждающие наличие дополнительного оборудования (винглеты, законцовка крыла) на ВС, декларируемом по ДТ N 10002010/081016/0054227, обществом в таможенный орган в ходе таможенного контроля не представлены.
Между тем, стоимость аналогичного оборудования (для ВС Боинг 737) составляет существенно меньшую величину, чем утверждает заявитель.
Согласно информации, имеющейся в таможне, стоимость законцовки крыла: 245050 евро (319423 долл. США), 322730 долл. США и 370008 долл. США, оформленных по ДТ N N 10002010/020613/0028755, 10002010/280613/003954, 10002010/2505130027086 соответственно, при том, что отличие стоимости воздушных судов ВС - 2,5 млн. долл. США.
Доводы заявителя о несогласии с принятыми таможенным органом решениями основываются на отчете об оценке самолета B767-3Q8ER (модификация - B767-300ER) (регистрационный номер VP- BUV, серийный номер - 24745) от 12.08.2016 N 1608731с (далее - отчет) рыночная стоимость на дату оценки на внешнем рынке России без НДС с учетом округлений составляет 478 млн. руб. или 7,4 млн. долл. США.
Содержащиеся в Отчете анализ, мнения и заключения действительны строго в пределах ограничительных условий и допущений, например Отчет достоверен лишь в указанных в нем целях. Таким образом, объем используемой при оценке информации, выбор источников информации и порядок использования информации определяется самим оценщиком исходя из целей проведения оценки.
Сведения о стоимости самолета, указанные в отчете, не могут быть использованы для определения таможенной стоимости воздушного судна, а также в качестве проверочной величины при сравнении заявленной таможенной стоимости с ценовой информацией, имеющейся в таможне, по следующим основаниям:
согласно пп. 14 раздела 1.7 отчет об оценке содержит профессиональное мнение оценщика, неопределенность оценочной стоимости воздушного судна составляет 20 %.
согласно разделу 3.3 эксперт утверждает, что стоимость самолетов в рамках сделок лизинга превышает стоимость аналогичных самолетов при сделках купли продажи не менее чем на 10-30% в связи с необходимостью компенсации дополнительных затрат лизинговый компании в случае полной потери воздушного судна. Вместе с тем, экспертом определена возможная цена продажи воздушного судна и, следовательно, указанная цена значительно отличается в
меньшую сторону от стоимости аналогичных самолетов при сделках лизинга в связи с чем не может быть использована для оценки воздушного судна, взятого в лизинг и декларированного проверяемой ДТ.
согласно разделу 3.5 для оценки стоимости воздушного судна эксперт применил только сравнительный подход, использовав в том числе в качестве сравнения страховую стоимость воздушного судна по проверяемой ДТ (9,5 млн. долл. США).
Указанная стоимость не может использоваться в качестве сравнения и подтверждения заявленной таможенной стоимости воздушного судна, поскольку согласованная страховая сумма между страховщиком и страхователем лежит в плоскости их договорных отношений по договору страхования, затрагивает интересы данных организаций и не может использоваться в качестве основы для определения таможенной стоимости.
Также в качестве сравнения в отчете приводятся стоимость аналогичных самолетов 1994 года выпуска (11 млн. долл. США) и 1997 года выпуска (12,2 млн. долл. США). Документы, подтверждающие указанные сведения в Отчете, декларантом не представлены. Способ получения указанной информации не известен, проверить достоверность представленных сведений не представляется возможным.
Расчеты и коэффициенты, использованные экспертом для обеспечения сравнения указанных самолетов, в отчете не приведены.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможенным органом назначена таможенная экспертиза (решение о проведении таможенной экспертизы от 10.12.2019 N 10002000/101219/ПВ/000024), по результатам которой (заключение таможенного эксперта N 12411004/0045332 от 20.01.2020) установлено, что стоимость воздушного судна BOEING B767-300ER, VP-BUV, серийный номер - 24745, 1991 года выпуска, декларированного по ДТ N 10002010/130816/0042400, на мировом рынке по состоянию на 13.08.2016 составила 633 млн. руб., что превышает заявленную стоимость (611 млн. руб.) более чем на 20 млн. руб.
Полученная по результатам экспертизы ценовая информация также не была использована таможенным органом для определения таможенной стоимости по причинам указанным выше: экспертные заключения не относятся к официальным источникам информации о рыночных ценах, поскольку основаны не на данных о рыночной цене идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени, а на цене, определенной расчетным методом с использованием сравнительного подхода.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.01.2021 по делу N А41-37599/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37599/2020
Истец: ООО "АЗУР ЭЙР"
Ответчик: Красноярская таможня
Третье лицо: ДОМОДЕДОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, КРАСНОЯРСКАЯ ТАМОЖНЯ