г. Москва |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А41-74702/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области - Зорина Л.Н., по доверенности от 18.01.2021,
от заинтересованного лица по делу - ООО "ГРИМИ" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГРИМИ" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2021 по делу N А41-74702/20, по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области к ООО "ГРИМИ" об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ГРИМИ" (далее - общество, ООО "ГРИМИ") об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 30.07.2015 N 50РПО0003156 сроком действия с 22.07.2015 по 21.07.2021, с учетом поданного истцом заявления об уточнении исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
ООО "ГРИМИ" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя ООО "ГРИМИ", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя министерства, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "ГРИМИ" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции N 50РПО0003156 от 30.07.2015 сроком действия с 22.07.2015 по 21.07.2021 на объект лицензирования "Кафе", расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Северный, ул. Советская, д. 68А.
10.11.2020 Министерство приняло решение N 20СЗ-4173/20-18-03 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по пункту 3 статье 20 Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Основанием для принятия решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии послужили неоднократные нарушения ООО "ГРИМИ" Федерального закона N 171-ФЗ в части розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а именно отпуск алкогольной продукции без вскрытия потребительской тары (подпункт 21 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции; внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области на основании Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области", осуществляет лицензирование розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области, а также государственный контроль за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.
В силу абз. 4 п. 4 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки), при этом потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте (п. 7 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
В соответствии со ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 данного Федерального закона.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В Министерство письмом от 16.10.2020 N 88/31297 поступили материалы из УМВД России по г.о. Домодедово о неоднократном нарушении ООО "ГРИМИ" Закона N 171-ФЗ, а именно: розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания ООО "ГРИМИ" осуществлялась без вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Так, 18.04.2019 ООО "ГРИМИ" была осуществлена розничная продажа алкогольной продукции на вынос без вскрытия, в связи с чем общество было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ постановлением Мирового судьи судебного участка N 33 Домодедовского судебного районного Московской области (дело N 5 - 484/2019).
03.04.2020 должностным лицом ООО "ГРИМИ" была осуществлена розничная продажа алкогольной продукции на вынос без вскрытия, в связи с чем должностное лицо привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ постановлением Мирового судьи судебного участка N 33 Домодедовского судебного районного Московской области (дело N 5 - 437/2020).
09.07.2020 должностным лицом ООО "ГРИМИ" была осуществлена розничная продажа алкогольной продукции на вынос без вскрытия, в связи с чем общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ постановлением Мирового судьи судебного участка N 33 Домодедовского судебного районного Московской области (дело N 5-587/2020).
10.09.2020 должностным лицом ООО "ГРИМИ" была осуществлена розничная продажа алкогольной продукции на вынос без вскрытия, в связи с чем общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ постановлением мирового судьи судебного участка N 33 Домодедовского судебного районного Московской области (дело N 5-763/2020).
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установлено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции.
Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах),
Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом ), потребительской тары (упаковки).
В соответствии с пунктом 7 статьи 16 потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке является розничная продажа алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности.
Вместе с тем, в Министерство неоднократно поступали обращения о нарушении ООО "ГРИМИ" лицензионных требований, в том числе от УМВД России по городскому округу Домодедово, Администрации городского округа Домодедово Московской области и Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу.
Доказательствами систематических нарушений лицензионных требований ООО "ГРИМИ" при осуществлении деятельности ио розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания являются:
постановление Мирового судьи судебного участка N 33 Домодедовского судебного района Московской области (дело N 5-484/2020);
постановление Мирового судьи судебного участка N 33 Домодедовского судебного района Московской области (дело N 5-437/2020);
постановление Мирового судьи судебного участка N 33 Домодедовского судебного района Московской области (дело N 5-587/2020);
постановление Мирового судьи судебного участка N 33 Домодедовского судебного района Московской области (дело N 5-763/2020);
решение Арбитражного суда Московской области от 18,02.2021 по делу N А41-80089/20.
Указанные судебные акты вынесены за нарушения требований Федерального закона N 171-ФЗ, а именно осуществления ООО "ГРИМИ" розничной торговли "алкогольной продукцией без вскрытия потребительской тары, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Согласно подпункту 21 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке.
Указанные нарушения в совокупности являются существенными нарушениями лицензионных требований, направленными на нарушение установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" норм, а действия общества ведут к нарушению законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.
Осуществление розничной продажи алкогольной продукции на основании лицензии, выданной на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания невозможно.
Так как осуществление розничной продажи алкогольной продукции под видом оказания услуг общественного питания нарушает лицензионные требования, осуществление двух видов деятельности параллельно невозможно ввиду предъявления к каждому виду деятельности самостоятельных и взаимоисключающих требований, то аннулирование лицензии является единственно возможной мерой.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П, от 30.03.2016 N 9-П, от 18.02.2019 N 11-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а следовательно, процесс оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий, в связи с чем, нарушение правил оборота алкогольной продукции безусловно является основанием для аннулирования лицензии в установленных законом случаях.
При указанных обстоятельствах требование заявителя об аннулировании лицензии, выданной обществу на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2021 по делу N А41-74702/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74702/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ГРИМИ"
Третье лицо: ООО "ГРИМИ"