г. Тула |
|
9 февраля 2024 г. |
Дело N А09-7953/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.02.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Качаравой Майи Джемаловны (ОГРНИП 322325600047263, ИНН 325002715090), заинтересованного лица - Брянской городской администрации (ИНН 3201001909, ОГРН 1023202743574) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Советской районной администрации (ОГРН 1023202741759, ИНН 3234012303), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Качаровой Майи Джемаловны на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2023 по делу N А09-7953/2023 (судья Мишакин В.А.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Качарава Майя Джемаловна (далее - предприниматель, ИП Качарава М.Д.) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Брянской городской администрации о продлении срока действия временных паспортов нестационарных торговых объектов от 04.07.2018 N С-0030\18 и N С-0031\18 до 03.07.2025
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Советская районная администрация.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции ИП Качарава М.Д. указывает, что унаследовала после сына права и обязанности по временным паспортам нестационарных торговых объектов в неизменном виде, как единое целое, в том числе и обязанность внесения ежемесячных платежей за использование временных паспортов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 04.07.2017 Брянской городской администрацией ИП Качараву Н.А. выданы паспорта временных объектов нестационарной торговли N C-0030/18 (адресный ориентир: Советский район, ул. Бежицкая, д. 22А) и N C-0031/18 (адресный ориентир: Советский район, ул. Крахмалева остановка "Памятник летникам"). Временные паспорта выданы сроком до 04.07.2023 (л. д. 13 - 15).
Согласно свидетельству от 31.05.2018 Качарав Н.А. умер 26.11.2018 (л. д. 22).
Как полагает ИП Качарава М.Д., она на основании завещания от 21.09.2018 N 32АБ1474602 с 11.04.2019 является собственником следующих нестационарных торговых объектов: нежилого помещения общей площадью 47,8 кв. м, установленного по адресу г. Брянск, ул. Бежицкая д. 22А, остановка "Больница N 4" и нежилого помещения общей площадью 53 кв. м, установленного по адресу г. Брянск ул. Крахмалева, д. 13, остановка "Памятник летчикам (далее - спорные НТО).
ИП Качарава М.Д. 30.06.2023 обратилась в Брянскую городскую администрацию с заявлением о продлении временных разрешений на нестационарные торговые объекты без проведения торгов сроком на два года.
Письмом от 01.08.2023 N 4328-М-7227 в продлении разрешения на нестационарные торговые объекты предпринимателю было отказано (л. д. 8 - 9).
Не согласившись с указанным ответом, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется в соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 N 803 (далее - Положение N 803).
Согласно пункту 3.1 Положения N 803 лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, на основании соответствующей выписки из протокола заседания конкурсной комиссии управлением по строительству и развитию территории города Брянска оформляется и выдается паспорт временного объекта по форме, утвержденной Брянской городской администрацией, в течение 3 дней на основании его письменного заявления с приложением соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.
Пунктом 3.4 Положения N 803 предусмотрено, что в паспорте временного объекта указывается следующая информация: дата выдачи, срок его действия в соответствии с пунктом 3.8 настоящего Положение, владелец нестационарного торгового объекта - победитель аукциона (лицо, получившее право па размещение нестационарного торгового объекта), а также иные сведения, определяемые Брянской городской администрацией при утверждении формы паспорта.
Передача паспорта временного объекта другим лицам запрещается (пунктом 3.5 Положения N 803).
Переоформление паспорта временного объекта осуществляется управлением по строительству и развитию территории города Брянска на основании заявления владельца нестационарного торгового объекта с представлением выписки из протокола комиссии по проведению аукциона (пункт 3.7 Положения N 803).
Согласно пункту 5.2 Положения N 803 действие паспорта временного объекта прекращается в случае прекращения владельцем нестационарного торгового объекта в установленном законом порядке своей деятельности.
На основании пункта 5.4 Положения N 803 после истечения срока действия паспорта временного объекта либо досрочного прекращения действия паспорта временного объекта нестационарный торговый объект в 10-дневный срок подлежит демонтажу (сносу) за счет средств владельца нестационарного торгового объекта без ущерба для эстетического состояния земельного участка, за исключением случая, если владелец нестационарного торгового объекта стал победителем нового аукциона на соответствующее место, предусмотренное схемой, или получил право на размещение нестационарного торгового объекта на соответствующем месте без проведения аукциона в случаях, предусмотренных пунктом 1.4 настоящего Положения.
Как установлено судом на основе материалов дела, Брянской городской администрацией на ИП Качараву Н.А. 04.07.2017 выданы паспорта временных объектов нестационарной торговли N C-0030/18 (адресный ориентир: Советский район, ул. Бежицкая, д. 22А) и N C-0031/18 (адресный ориентир: Советский район, ул. Крахмалева, остановка "Памятник летникам"). Временные паспорта выданы сроком до 04.07.2023.
Исходя из сведений ЕГРИП, ИП Качарав Н.А. 03.09.2018 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью.
Как верно отметил суд первой инстанции, данный факт является основанием для прекращения действия паспорта временного объекта.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.02.2022 N 481-О указал, что с приведенными конституционными гарантиями, нормативными требованиями, а также целями обеспечение жителей муниципального образования услугами торговли не согласуется самовольное размещение субъектами предпринимательской деятельности нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования, а потому органы местного самоуправления при утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и при внесении в нее изменений, не связаны результатами таких неправомерных действий.
Ведение ИП Качаравой М.Д. предпринимательской деятельности в НТО, право на размещение которых у нее отсутствовало, является самовольным.
С учетом сказанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предприниматель не обладал правом размещения торгового павильона на муниципальном земельном участке.
Вопрос о продлении (разрешении) размещения нестационарного торгового объекта не может быть решен произвольно (автоматически продлен срок без проведения торгов).
Довод апелляционной жалобы о том, что предприниматель унаследовала после сына права и обязанности по временным паспортам нестационарных торговых объектов в неизменном виде, как единое целое, в том числе и обязанность внесения ежемесячных платежей, за использование временных паспортов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку по смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 481-О наследник нестационарного торгового объекта не обладает преимущественным правом на его размещение и после смерти владельца торгового павильона его дальнейшее размещение на участке является самовольным.
Кроме этого, суд первой инстанции справедливо отметил, что судебная защита в порядке главы 24 АПК РФ предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с ответчиком посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконных актов, а также понуждения ответчика к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению, и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно обратил внимание на просительную часть заявления, в которой предприниматель просил суд продлить срок действия временных паспортов нестационарных торговых объектов от 04.07.2018 N С-0030\18, N С-0031\18 до 03.07.2025, не оспаривая при этом сам отказ администрации от 01.08.2023 N 4328\1-7227 в продлении срока действия временных паспортов, в то время как по смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при подаче заявления, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, следует признать, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25.06.2021 по делу N А54-2120/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Качаровой Майе Джемаловне (ИНН 325002715090, ОГРНИП 322325600047263) из федерального бюджета 1350 руб. госпошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Брянское отделение 8603/115 от 14.12.2023 (операция 21).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Участвующим в деле лицам разъясняется, что постановление будет выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной электронно-цифровой подписью. В связи с этим на основании статей 177 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление будет направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия, и будет считаться полученными на следующий день после его размещения на указанном сайте.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7953/2023
Истец: ИП Качарава Майя Джемаловна
Ответчик: Брянская городская администрация
Третье лицо: Советская районная администрация города Брянска, Представитель истца Артюков В.А.