г. Ессентуки |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А20-187/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.02.2021 по делу N А20-187/2020, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий снабженческо-сбытовой обслуживающий кооператив "Регион плюс" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - инспекция) от 01.11.2019 N 33 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 1 034 868 рублей штрафа.
Решением суда от 03.06.2020 признано незаконным и отменено постановление инспекции от 01.11.2019 N 33 о привлечении кооператива к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса со ссылкой на малозначительность совершенного правонарушения.
Определением от 10.07.2019 суд апелляционной инстанции возвратил жалобу инспекции по причине пропуска срока на её подачу и отсутствия уважительных причин для его восстановления.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.10.2020 решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.06.2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 24.02.2021 2020 признано незаконным и отменено постановление инспекции от 01.11.2019 N 33 о привлечении кооператива к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса, административный штраф заменен на предупреждение.
Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить. Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о наличии оснований для замены штрафы на предупреждение.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 19.03.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Инспекция заявила ходатайство о проведении разбирательства по жалобе в отсутствие представителя инспекции, которое апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено в порядке статей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в соответствии с поручением от 10.10.2019 N 42 инспекция провела проверку деятельности кооператива по вопросу выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в ходе которой установила, что за период деятельности с 10.10.2018 по 10.10.2019 при реализации молока покупателям на наличный расчет, кооператив не выдавал отпечатанные кассовые чеки либо бланки строгой отчетности, контрольно-кассовая техника у кооператива отсутствует.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 22.10.2019 N 31.
По данному факту в отношении кооператива составлен протокол об административном правонарушении от 22.10.2019 N 33 и вынесено постановление от 01.11.2019 N 33 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса в виде 1 034 868 рублей штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, кооператив обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Диспозиция части 2 статьи 14.5 КоАП РФ состоит в неприменении в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать в том числе фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия).
Субъектом данного административного правонарушения является, в том числе, индивидуальный предприниматель, осуществляющий реализацию товаров, выполнение работ либо оказание услуг.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в неприменении ККТ в установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ случаях.
Требования в области применения контрольно-кассовых машин установлены Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом.
При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Как следует из материалов дела, инспекция установила, что в период с 10.10.2018 по 10.10.2019 при реализации молока за наличный расчет, кооператив в нарушение пунктов 1, 2 статьи 1.2 Федерального Закона N 54-ФЗ не выдавал чеки либо бланки строгой отчетности. Таким образом, кооператив не применил ККТ или не выдал БСО на общую сумму 1 379 825 рублей.
Судом установлено и как следует из протокола об административном правонарушении, кооператив привлечен к ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса за осуществление реализации покупателям молока за наличный расчет без применения контрольно-кассовой техники за период с 10.10.2018 по 10.10.2019. Постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса вынесено 01.11.2019.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 4.5 Кодекса после слов "о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" дополнена словами "о применении контрольно-кассовой техники", таким образом, начиная с 13.07.2016 срок привлечения к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 14.5 Кодекса, составляет один год.
Таким образом, за нарушения, совершенные в связи с неприменением ККТ при расчетах в период с 10.10.2018 по 01.11.2018 включительно, кооператив не подлежит привлечению к ответственности ввиду пропуска срока давности привлечения к административной ответственности. Данное обстоятельство инспекция не оспаривает.
На основании изложенного, инспекцией исчислена сумма штрафа в размере 677 268 руб. (выручка за период с 05.11.2018 по 30.09.2019 903 025 руб., штраф
от суммы выручки
677 268 руб.). Согласно представленным в материалы дела объяснениям, инспекция считает постановление недействительным в части назначения административного наказания в размере 357 600 руб. (т. 3, л.д. 1-4).
Согласно кассовой книге и книге учета доходов и расходов организаций на 2018 и 2019 годы, представленных в материалы дела, сумма выручки от реализации молока (товара) за период с 02.11.2018 по 10.10.2019 составляет 831 125 руб. И, соответственно, размер штрафа должен был быть исчислен из указанной суммы, что составляет по расчету суда 614 643 руб.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что кооператив не применил ККТ или не выдал БСО на общую сумму 831 125 руб.
Вывод суда о наличии в действиях кооператива объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 Кодекса (отсутствие ККТ), является обоснованным.
Срок давности привлечения к ответственности соблюден. Процессуальные требования в ходе проведения проверки соблюдены.
Установив наличие у кооператива статуса субъекта малого предпринимательства (выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 21.01.2021); совершение правонарушения впервые; отсутствие: факта причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, суд со ссылкой на часть 1 статьи 4.1.1 и часть 2 статьи 3.4 Кодекса счёл необходимым заменить административное наказание по части 4 статьи 14.5 Кодекса на предупреждение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно изменил оспариваемое постановление инспекции в части назначенного наказания, заменив административный штраф на предупреждение, что отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания.
В каждом конкретном случае применение положений статей 3.4, 4.1, 4.1.1 Кодекса является оценочной категорией.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.02.2021 по делу N А20-187/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-187/2020
Истец: СППССОК "Регион Плюс"
Ответчик: МР ИФНС РФ N4 по КБР, ФНС России МРИ N 4 по КБР
Третье лицо: 16 ААС, АССКО
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2103/20
24.02.2021 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-187/20
05.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8078/20
03.06.2020 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-187/20