Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 августа 2021 г. N Ф03-3860/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
04 мая 2021 г. |
А73-18548/2020 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Волковой М.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белая гора"
на решение от 01.02.2021
по делу N А73-18548/2020
Арбитражного суда Хабаровского края,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, г. Хабаровск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Белая Гора" (ОГРН 1102705000034, Хабаровский край, Николаевский район, рп. Многовершинный)
о взыскании в доход федерального бюджета 47 931,94 руб. задолженности по арендной плате с 12.03.2012 по 31.10.2019 по договору аренды лесного участка от 15.02.2012 N 17-231/2012,
третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (Комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Белая Гора" (ООО "Белая Гора") о взыскании в федеральный бюджет задолженности по арендной плате за период с 12.03.2012 по 31.10.2019 по договору аренды лесного участка от 15.02.2012 N 17-231/2012 в размере 47 931,94 руб.
Определением суда от 20.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.02.2021 иск удовлетворен частично: с ответчика взыскана задолженность по арендной плате за период с 3 квартала 2017 года по 3 квартал 2019 года в размере 17 640,75 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда первой инстанции просил отменить, в иске отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указал, что при заключении сторонами договора истцом допущена ошибка при определении подлежащего применению коэффициента, в связи с чем изменение такого коэффициента означает изменение условий договора, что не допускается. Исполнение договора должно быть оплачено по цене, согласованной в таком договоре. Суд первой инстанции неправомерно удовлетворил иск без внесения соответствующих изменений в части размера арендной платы в договор.
Полагал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что арендная плата, начисленная с применением коэффициент 1, является для истца недополученным доходом, убытками, поскольку ответчиком не допущено каких-либо нарушений обязательств по оплате; положения пункта 3 статьи 614 ГК РФ не применяется к правоотношениям сторон.
Полагал, что имеет место порок волеизъявления истца при заключении договора, что может быть исправлено только путем признания сделки недействительной
Истец в отзыве указал на законность решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, и отзыва на нее апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерством природных ресурсов Хабаровского края и ООО "Белая Гора" заключен договор аренды лесного участка от 15.02.2012 N 17-231/2012, находящегося в федеральной государственной собственности.
Срок действия договора установлен со дня государственной регистрации на 15 лет (пункт 7.1 договора).
На основании пункта 1.2 договора схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и N 2 (границы лесного участка определены на плане лесного участка от 13.01.2012), являющемся неотъемлемой частью названного договора.
Цель использования лесов на арендуемом лесном участке согласно приложению N 3 к договору - для строительства и эксплуатации линейных объектов в целях разведки и добычи золота и серебра.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ на основании минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ, приводится в приложении N 4 к названному договору. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Согласно пункту 2.1 договора годовой размер арендной платы в федеральный бюджет составил 27 337,98 рублей.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующей отметкой регистрирующего органа.
Лесной участок по договору передан арендатору по акту приема-передачи, являющимся приложением N 5 к договору.
В ходе проведения Федеральным агентством лесного хозяйства плановой выездной проверки деятельности органа и должностных лиц органа государственной власти Хабаровского края, по результатам которой составлен акт от 24.08.2018 N 24/2018 и выдано предписание от 20.12.2018 N 24/2018, по спорному договору аренды выявлен недополученный доход в федеральный бюджет за 2012-2019 годы, поскольку при первоначальном расчете арендной платы в квартале N 362 (выделы 4, 19) Колчанского участкового лесничества Николаевского лесничества в нарушение пункта 8 примечания к таблице 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" применялся понижающий коэффициент 0,5, когда следовало применять коэффициент 1.
В результате перерасчета размера арендной платы по договору аренды лесного участка от 15.02.2012 N 17-231/2012 с применением коэффициента 1 образовалась задолженность в федеральный бюджет за период с 12.03.2012 по 31.10.2019 в размере 47 931,94 рублей.
20.11.2019 Комитет направил в адрес ООО "Белая гора" уведомление N 07-27/17184 об изменении размера арендной платы с уточненным расчетом по договору, указав о необходимости оплатить задолженность.
Ответчиком требование о погашении имеющейся задолженности оставлено без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В силу пункта 2 статьи 71 Лесного кодекса РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Статьей 72 Лесного кодекса РФ определено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно статье 94 Лесного кодекса РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2 и 4 данной статьи.
В силу пункта 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Таким образом, арендная плата по спорному договору определяется на основании регулируемых цен.
Согласно разъяснениям пункта 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды" (Постановление N 73) к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 постановления N 73).
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
При заключении спорного договора аренды для целей расчета арендной платы изначально применен понижающий коэффициент 0,5.
В абзаце 4 пункта 8 Примечания к таблице 14 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых" Постановления N 310 определено, что наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта РФ (муниципального образования), с коэффициентом 0,5 применяется при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями.
Следовательно, понижающий коэффициент 0,5 при расчете арендной платы для лесных участков, находящихся в федеральной собственности, применяется только к закрытому перечню лесных участков, установленных указанным пунктом.
Поскольку спорный лесной участок не относится к закрытому перечню лесных участков, к которым подлежат применению понижающий коэффициент, поскольку отвалы и ЛЭП в данный перечень не входят, нет оснований для применения в расчете арендной платы данного коэффициента к площадям лесных участков, занятых отвалами и ЛЭП.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об ошибочном применении в спорном периоде при расчете арендной платы коэффициента 0,5.
Арендная плата за использование лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в части, направляемой в федеральный бюджет, является регулируемой. Регулирование арендной платы за лесные участки осуществляется в нормативном порядке, независимо от воли сторон договора аренды.
В этой связи довод жалобы о необходимости внесения арендатором арендной платы в установленном договором размере отклоняется.
В результате перерасчета размера арендной платы по договору с применением коэффициента 1 образовалась задолженность в федеральный бюджет за период с 12.03.2012 по 31.10.2019 в размере 47 931,94 руб.
Расчет апелляционным судом проверен, признан верным. Ответчиком расчет не оспорен, контррасчет не представлен.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление ответчика о пропуске срока исковой давности по требованиям за период с 2012 года по 3 квартал 2017 года, применив нормы главы 12 ГК РФ, разъяснения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности" (пункты 15, 24), учитывая период, за который заявлено требование о взыскании арендной платы (с 12.03.2012 по 31.10.2019), и дату обращения с иском (18.11.2020), условия договора, предусматривающие ежеквартальное начисление арендной платы и ее оплату до 20-го числа последнего месяца квартала, правомерно отказал в удовлетворении требований по платежам по 2 квартал 2017 года включительно, в связи с пропуском срока исковой давности.
При этом, суд первой инстанции правомерно определил подлежащую взысканию сумму задолженности по арендной плате как недополученный доход по платежам за аренду лесного участка, находящегося в федеральной собственности, образовавшейся вследствие занижения коэффициента, учитывающего категорию земель, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы судом отклоняется.
Кроме того, как верно указано судом, в силу того, что регулирование арендной платы, подлежащей уплате в федеральный бюджет, за лесные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и органом местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды лесных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договора подобных изменений.
Иные доводы апелляционным судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Изложенное в совокупности свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.02.2021 по делу N А73-18548/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18548/2020
Истец: Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края
Ответчик: ООО "БЕЛАЯ ГОРА"
Третье лицо: Федеральное агенство лесного хозяйства