г. Воронеж |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А36-9319/2020 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Капишниковой Т.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.03.2021 (резолютивная часть от 04.02.2021) по делу N А36-9319/2020, рассмотренному в порядке упрощенного, принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) (ОГРН 1074823008501, ИНН 4822001396) к Местной религиозной организации Православный приход Храма Равноапостольного Великого Князя Владимира г. Липецка Липецкой епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) (ОГРН 1154827010414, ИНН 4824012280) о взыскании 3 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Местной религиозной организации Православный приход Храма Равноапостольного Великого Князя Владимира г. Липецка Липецкой епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) (далее - ответчик, страхователь, организация) о взыскании 3500 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за февраль 2019 года, за январь 2020 года, 2018 год.
Дело было рассмотрено Арбитражным судом Липецкой области в порядке упрощенного производства на основании п. 5 ч. 1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области, принятым в соответствии с ч. 1 ст. 229 АПК РФ путем подписания судьей резолютивной части решения 04.02.2021 (мотивированное решение изготовлено 29.03.2021, с учетом определения об исправлении опечатки от 29.03.2021) с Местной религиозной организации Православный приход Храма Равноапостольного Великого Князя Владимира г. Липецка Липецкой епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) взыскано 2 500 руб. финансовой санции, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании финансовой санкции в размере 1 000 руб.
В обоснование апелляционной жалобы пенсионный орган указывает, что страхователем представлены не уточненные (исправленные) сведения в отношении лиц, сведения о которых представлялись ранее, а первичные сведения о лицах, сведения на которые не включены в исходную форму СЗВ-М за февраль 2019 года и январь 2020 года.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Согласно ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Управлением была проведена проверка в отношении ответчика c целью контроля достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В ходе проверки установлено, что 12.03.2019 организацией представлена отчетность СЗВ-М за февраль 2019 года с типом "исходная" в отношении 3 физических лиц.
13.04.2019 организацией в адрес Управления представлена отчетность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за февраль 2019 года в отношении 1 застрахованного лица.
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении страхователя Управлением 23.04.2019 составлен акт N 058S18190002801.
По итогам рассмотрения акта Управлением принято решение от 18.06.2019 N 058S19190003740 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в сумме 500 руб.
Впоследствии Управлением выставлено требование от 26.07.2019 N 058S01190004254, с установлением срока его исполнения до 13.08.2019.
Кроме того, 07.02.2020 страхователем представлены сведения о застрахованных лицах за январь 2020 года с типом "исходная" в отношении 3 физических лиц.
08.03.2020 организация в адрес Управления представила отчетность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за январь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица.
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении страхователя Управлением 04.06.2020 составлен акт N 058S18200002674.
По итогам рассмотрения названного акта Управлением принято решение от 21.07.2020 N 058S19200003441 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в сумме 500 руб.
Впоследствии Управлением выставлено требование от 27.08.2020 N 058S01200003552, с установлением срока его исполнения до 15.09.2020.
Ввиду неисполнения указанных требований Управление обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением арбитражного суда области от 11.11.2020 по делу N А36-8292/2020 пенсионному органу в выдаче судебного приказа было отказано, в связи с чем Управление обратилось с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный суд Липецкой области отказал в удовлетворении заявленных требований в части взыскания 1 000 руб. финансовых санкций февраль 2019 года и январь 2020 года.
Суд апелляционной инстанции полагает решение арбитражного суда области в обжалуемой части не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Предусмотренный п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ перечень сведений является исчерпывающим.
Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Как следует из материалов дела, исходные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2019 года и январь 2020 года были представлены организацией в установленный законом срок (12.03.2019 и 07.02.2020 соответственно), а неполнота изначально представленных сведений самостоятельно выявлена и устранена путем направления корректирующих сведений.
В соответствии с п.39 Инструкции от 21.12.2016 N 766н, утвержденной приказом Минтруда РФ в редакции, действующей в спорном периоде, (далее - Инструкция 766н), страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Частью 5 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Кроме того, п. 37 Инструкции N 766н, также предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Форма уведомления утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.16 N 1058п (приложение N 5).
Как усматривается из материалов дела, уведомления были направлены Управлением 16.04.2019 и 04.06.2020 за февраль 2019 года и за январь 2020 года соответственно.
При этом из содержания этих уведомлений не следует, что пенсионный орган предлагал ответчику в 5-дневный срок устранить выявленные нарушения, в уведомлении указано на необходимость получения актов проверки.
Указанное свидетельствует о выявлении неполноты представленных сведений пенсионным органом уже после ее обнаружения и исправления самим страхователем.
Более того, пенсионным органом не было направлено уведомление, предусмотренное п. 37 Инструкции 766н, с предложением добровольного устранения ошибок в 5-дневный срок, что свидетельствует о существенном нарушении Управлением процедуры проверки, что исключает привлечение ответчика к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона 27-ФЗ.
Самостоятельное выявление и устранение неполноты данных в представленных сведениях формы СЗВ-М свидетельствует об отсутствии вины страхователя во вменяемом ему правонарушении.
В Определении Верховного Суда РФ от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует, что воля законодателя направлена на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Верховный Суд РФ в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичный вывод содержится и в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2018 N 306-КГ18-17679, от 05.09.2018 N303-КГ18-5702 и N303-КГ18-5700.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда РФ и судебной практикой позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок, в том числе в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.
По смыслу ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Ссылка Управления в апелляционной жалобе на Инструкцию N 211н, утв. Приказом Минтруда России 22.04.2020, не принята арбитражным апелляционным судом, ввиду ее неотносимости к настоящему делу, поскольку она применяется с 22.07.2020.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда о неправомерности применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ, при самостоятельном обнаружении и устранении ошибок в отчетности СЗВ-М за февраль 2019 года и январь 2020 года.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.03.2021 (резолютивная часть от 04.02.2021) по делу N А36-9319/2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 29.03.2021) в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.04.2021.
Судья |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-9319/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке
Ответчик: МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА Г. ЛИПЕЦКА ЛИПЕЦКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ