город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2021 г. |
дело N А32-21483/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ГБУ "Ветуправление Каневского района": начальника Прохорова А.В.; Миляковой Т.И. по доверенности от 11.01.2021;
от ЮМУ Россельхознадзора: Мешковой С.А. по доверенности от 21.12.2020 N 11-15/200,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.03.2021 по делу N А32-21483/2020
по заявлению государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии Каневского района"
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Управление ветеринарии Каневского района" (далее - учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - управление, административный орган, ЮМУ Россельхознадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2020 N 02-01/72 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением суда от 03.08.2020 отказано в признании ненормативного правового акта недействительным полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.10.2020 решение суда первой инстанции отменено.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.12.2020 судебные акты по делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Суд кассационной инстанции указал, что не дана совокупная оценка представленным в материалы дела доказательствам, суд не выяснил, когда сотрудниками ФГУП "Почта России" фактически вручена адресованная учреждению корреспонденция, в т.ч. повестки о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, и чем это подтверждено, кто и когда фактически доставил и получил указанные повестки, как осуществлялось вручение почтовых отправлений, какими документами оформлено отсутствие адресата по указанному в почтовой корреспонденции адресу.
Принятым по результатам нового рассмотрения решением от 05.02.2021 суд первой инстанции признал ненормативный правовой акт недействительным полностью. Судебный акт мотивирован нарушением административного органа порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на получение учреждением уведомлений о составлении протокола и рассмотрения по дела об административном правонарушении своевременно. Учреждению была обеспечена возможность надлежащего получения корреспонденции.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ЮМУ Россельхознадзора поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представителем управления на обозрение суда было представлено уведомление N 80084847345599 о вручении повестки о времени и месте составления протокола, копию которого суд приобщил к материалам дела.
Представитель ГБУ "Ветуправление Каневского района" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, в ходе мониторинга 06.04.2020 в системе ФГИС "Меркурий" управление выявило, что в нарушение п. 8 ст. 2.3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), п. 2 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (далее - Правила N 589), п.п. 39, 40 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме (далее - Порядок N 589), учреждение допустило нарушения при оформлении эВСД по адресу: Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская, ул. Северная, д. 1, ООО "Полисад", а именно: 13.03.2020 в 15:33:07 оформлено эВСД N 4629969906 на субпродукты свиные - печень (478,4 кг; производитель - ИП Агаджанян А.Р.) с истекшим сроком годности (срок годности - до марта 2020 года); 16.03.2020 в 14:17:29 оформлено эВСД N 4657573563 на субпродукты свиные - печень (719,3 кг; производитель - ИП Агаджанян А. Р.) с истекшим сроком годности (срок годности - до марта 2020 года); 18.03.2020 в 16:17:46 оформлено эВСД N 4686355301 на субпродукты свиные - печень (839,4 кг; производитель - ИП Агаджанян А.Р.) с истекшим сроком годности (срок годности - до марта 2020 года); 23.03.2020 в 18:52:31 оформлено эВСД N 4744577441 на субпродукты свиные - печень (2160,115 кг; производитель - ИП Агаджанян А.Р.) с истекшим сроком годности (срок годности - до марта 2020 года).
Административным органом 27.04.2020 был составлен протокол административного правонарушения, а 12.05.2020 было вынесено постановление о назначении административного наказания N 02-01/72, которым общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что административным органом допущено существенное нарушение установленной КоАП РФ процедуры привлечения к административной ответственности.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, административным законодательством установлены процессуальные гарантии привлекаемого к ответственности лица при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
В нарушение приведенных положений КоАП РФ протокол и постановление об административном правонарушении составлены в отсутствие учреждения либо его представителей.
Из материалов дела следует, что повестка от 14.04.2020 о составлении протокола в отношении учреждения была направлена 15.04.2020 с идентификационным номером 80084847345599.
На момент составления протокола от 27.04.2020, в соответствии с отчетом об отслеживании отправления, административный орган располагал сведениями о том, что от 22.04.2020 уведомление с повесткой было вручено адресату почтальоном.
Данное уведомление фактически было получено адресатом 29.04.2020 под личную подпись и штамп ФГУП "Почта России" (см. отметки на конверте л.д. 19 т. 1).
В соответствии с ответом Управления Федеральной почтовой связи Ростовской области (далее - УФПС Ростовской области) от 18.02.2021 N МР61-11/12394 на обращение учреждения устновлено, что в результате проверки корреспонденция N 80084847345599 была вручена уполномоченному представителю 29.04.2020.
Вышеназванный ответ информирует, что вручение почтовых отправлений в программное обеспечение было внесено несвоевременно по вине работников отделение почтовой связи (далее - ОПС). Отражение информации о повторном вручении произошло в связи с техническим сбоем в работе информационной системе.
Таким образом, учреждение фактически было несвоевременно уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении, которое было произведено в отсутствие представителей учреждения.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении было направлено учреждению 27.04.2020 с идентификационным номером 80088847054178. Согласно отчету об отслеживании отправлений 07.05.2020 было произведено вручение адресату почтальоном, а 13.05.2020 неудачная попытка вручения.
На момент вынесения постановления об административном правонарушении от 12.05.2020 административный орган, руководствуясь отчетом счел, что 07.05.2020 уведомление было получено.
В соответствие с материалами дела, заказное письмо N 80088847054178 было получено 13.05.2020 лично представителем учреждения, что подтверждает штамп ФГУП "Почта России" (л.д. 16 т. 1) и ответ УФПС Ростовской области NМР61-11/12394.
При таких обстоятельствах данное определение о месте и времени рассмотрения дела было получено после вынесения оспариваемого постановления в отсутствие законных представителей учреждения.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Материалы дела (уведомления, отчеты, копия конверта с отметкой о вручении) подтверждают, что лицо было ненадлежащим образом извещено.
Составление протокола об административном правонарушении без участия явившегося представителя лица, привлекаемого к ответственности, лишает данное лицо возможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения, следовательно, является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
Таким образом, управлением допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку учреждение было лишено права представления возражений по существу вменяемого правонарушения, а также иных процессуальных прав на стадии составления протокола об административном правонарушении, являющегося одним из основных доказательств по делу.
Надлежащее извещение привлекаемого к ответственности лица о времени и месте составления процессуальных документов об административном правонарушении входит в задачу органов, уполномоченных составлять протокол.
В судебном заседании управлением представлено на обозрение коллегии уведомление о вручении протокола (отправление с идентификационным N 80084847345599) с отметкой о вручении учреждению 21.04.2020, со штампом ФГУП "Почта России" от 22.04.2020, однако, на нем отсутствует расшифровка Ф.И.О. лица, которое получило указанную корреспонденцию.
При этом, в соответствии с письмом Управления Федеральной почтовой связи Ростовской области от 18.02.2021 N МР61-11/12394 корреспонденция с идентификационным номером 80084847345599 была вручена уполномоченному представителю учреждения 29.04.2020.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что материалами дела достоверно подтверждается только одна дата вручения уведомления на составление протокола - 29.04.2020. По материалам дела усматривается, что, возможно, учреждение получало указанное уведомление ранее указанной даты, однако, сделать вывод о том, когда конкретно и уполномоченному ли лицу оно было вручено, не представляется возможным.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ, п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа, поскольку являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Учитывая допущенные при привлечении к административной ответственности существенные и неустранимые нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, вопрос о наличии либо отсутствии события и состава административного правонарушения выяснению не подлежит и не имеет значения для дела.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 15.03.2021 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 по делу N А32-21483/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21483/2020
Истец: ГБУ КК "Управление ветеринарии Каневского района", Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Управление ветеринарии Каневского района"
Ответчик: Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5760/2022
05.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6051/2021
15.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21483/20
29.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10365/20
06.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13726/20
03.08.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21483/20