город Омск |
|
09 февраля 2024 г. |
Дело N А70-13456/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартыновым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12814/2023) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЯМАЛ" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.10.2023 по делу N А70-13456/2023 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЯМАЛ" (ОГРН 1157232047280, ИНН 7224068880, адрес: 625550, Тюменская область, Тюменский район, улица Санаторная, дом 2, квартира 15) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062, адрес: 625000, город Тюмень, улица Первомайская, 34/1) о признании недействительным предписания от 21.03.2023 N ТО-21-0028/2023,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЯМАЛ" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "ЯМАЛ") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ Тюменской области) о признании незаконным предписания от 21.03.2023 N ТО-21-0028/2023.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.10.2023 по делу N А70-13456/2023 в удовлетворении заявления ООО "УК "ЯМАЛ" о признании незаконным предписания от 21.03.2023 N ТО-21-0028/2023 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы ее заявитель указал, что в силу пункта 1.7 договора, заключенного между ООО "УК "ЯМАЛ" и собственниками помещений в многоквартирном доме N 17 по ул. Шишкова г. Тюмени текущий ремонт общего имущества проводится по отдельному решению общего собрания собственников помещений. Между тем собственниками помещений какие-либо решения о проведении текущего ремонта не принимались. ООО "УК "ЯМАЛ" соблюдает требования жилищного законодательства в части надлежащего содержания и текущего ремонта общего имущества в рамках указанного в договоре размера платы. Судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что работы, указанные в предписании относятся к капитальным, поскольку площадь ремонтируемого имущества составляет 100%
ГЖИ Тюменской области представила отзыв, в котором указала, что апелляционная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании решения ГЖИ Тюменской области от 20.03.2023 N 0217/2022 в связи с поступлением жалоб от гражданина, инспекцией проведен внеплановый инспекционный визит в отношении ООО "УК "ЯМАЛ" по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Шишкова, д. 17, на предмет соблюдения обязательных требований жилищного законодательства.
21.03.2023 по результатам инспекционного визита составлены акт N ТО-21- 0598/2023 и протокол осмотра, обществу выдано предписание N ТО-21-0028/2023.
Согласно предписанию N ТО-21-0028/2023 обществу в срок до 01.08.2023 предложено устранить следующие выявленные нарушения:
- повреждение ступеней на лестничных клетках с 1 по 5 этажи, в тамбурах в подъездах N N 1,2;
- провисание слаботочной проводки в общем коридоре на 1 этаже в подъездах N N 1,2;
- повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен, потолков на лестничных клетках с 1 по 5 этажи, в общем коридоре на 1 этаже, тамбурах в подъездах N N 1,2;
- повреждение окрасочного слоя оконных откосов, рам, подоконников на лестничных клетках с 1 по 5 этажи в подъездах N N 1,2;
- темные пятна на потолке лестничной клетки на 5 этаже в подъезде N 2;
- повреждение потолка в общем коридоре на 1 этаже в подъездах N N 1,2 в районе коробов прокладки коммуникаций;
- повреждение стены лестничной клетки на 4 этаже подъезда N 1 в районе входа в коридор коммунальной квартиры.
Решением инспекции от 25.04.2023 N 2/23 досудебная жалоба общества оставлена без удовлетворения, предписание об устранении нарушений оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
03.10.2023 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 11 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), к работам, необходимым для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов относятся работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
В пункте 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Организация по обслуживанию жилищного фонда также в силу пункта 3.2.2. Правил N 170 должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "УК "ЯМАЛ" оказывает услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Шишкова, д. 17, на основании договора от 01.08.2016 N 16-Я-16.
В соответствии с пунктом 2.4.2 указанного договора ООО "УК "ЯМАЛ" обязуется самостоятельно или с привлечением третьих лиц оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда по перечню, объему услуг, работ и условиями их выполнения, определяемых в соответствии с порядком, установленным разделом N 1 настоящего договора.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено оказание следующих услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 17 по ул. Шишкова г. Тюмени: техническое обслуживание и ремонт конструктивных элементов, систем водоснабжения, электроснабжения, отопления.
Таким образом, ООО УК "ЯМАЛ", являясь лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, обязано содержать общее имущество дома в состоянии, обеспечивающем безопасное проживание граждан, сохранность имущества физических лиц.
Судом установлено, что предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, направлено на устранение допущенных нарушений и является исполнимым.
При изучении материалов дела суд апелляционной инстанции не усмотрел несоответствия оспариваемого предписания инспекции положениям действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предусмотренные предписанием инспекции работы относятся к капитальному ремонту, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Действующим законодательством нормативно разграничены работы, относящиеся к капитальному и текущему ремонту (ГОСТ 51929-2014, ГОСТ Р 56535-2015).
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 56535-2015 текущий ремонт - это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает тридцати процентов от ремонтируемого имущества.
В соответствии с пунктом 3.13 ГОСТ 51929-2014 капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома - это комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту) потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт.
Вопреки позиции заявителя предусмотренные предписанием работы не относятся к капитальному ремонту.
Довод апеллянта о том, что собственниками помещений какие-либо решения о проведении текущего ремонта не принимались, отклоняется судебной коллегией, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность неисполнения управляющей организацией возложенных на нее в силу закона обязательств в зависимости от наличия или отсутствия решения общего собрания, а также наличия или отсутствия денежных средств, если неисполнение обязательных требований законодательства создает угрозу жизни и здоровью и может причинить существенный имущественный вред.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, сформулированной в постановлении от 29.09.2010 N 6454/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Все работы (услуги), предусмотренные ЖК РФ, Правилами N 170, Минимальным перечнем N 290, иными нормативными правовыми актами в сфере жилищного законодательства управляющая организация должна осуществлять в рамках размера платы, указанного в договоре.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем предписание инспекции N ТО-21-0028/2023 является законным и обоснованным, права и законные интересы ООО "УК "ЯМАЛ" не нарушает, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя.
ООО "УК "ЯМАЛ" из федерального бюджета подлежат возврату 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 11.12.2023 N 817.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.10.2023 по делу N А70-13456/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЯМАЛ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЯМАЛ" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 11.12.2023 N 817.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-13456/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЯМАЛ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ