город Томск |
|
11 мая 2021 г. |
Дело N А45-1924/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи и веб-конференции, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (N 07АП-3399/2021) на решение от 17.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1924/2021 (судья Рубекина И.А.) по заявлению Сибирского межрегионального управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН: 1045402505268, ИНН: 5406290571, 630091, Новосибирская обл, город Новосибирск, улица Каменская, 74) к обществу с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (ОГРН: 1125476156211, ИНН: 5410772955, 630007, Новосибирская обл, город Новосибирск, улица Советская, дом 5 эт.7, оф. В-701) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие:
от административного органа: Черенев А.В., доверенности от 20.02.2021,
от ООО "Экология-Новосибирск": Ненеску Ю.А., доверенность от 30.12.2020.
УСТАНОВИЛ:
Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (далее - заинтересованное лицо, Общество) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 17.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба мотивирована наличием в действиях общества события и состава вменяемого административного правонарушения, а также неправильной оценкой судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств и неприменением закона, подлежащего применению.
В отзыве на апелляционную жалобу общество отклонило доводы апеллянта за необоснованностью, указав на правильность выводов суда первой инстанции.
В судебном заседании представители сторон свои правые позиции поддержали.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании приказа и.о руководителя Управления И.Е. Шереметьева от 08.12.2020 N 04-02/1560 о проведении плановой документарной и выездной проверки юридического лица в отношении ООО "Экология-Новосибирск" проведена плановая выездная и документарная проверка.
В рамках плановой проверки Управлением 25.12.2020 был проведён натурный осмотр места погрузки коммунальных отходов из контейнеров контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Новосибирск, территория административного здания по ул. Ольги Жилиной, 93 Б, в транспортное средство, используемое ООО "Экология-Новосибирск" для работ по транспортированию отходов IV класса опасности, в ходе которого установлено следующее.
25.12.2020 с 15:10 до 15:20 погрузка из контейнеров коммунальных отходов в мусоровоз марки МК-4546-06 на шасси КАМАЗ, гос. номер: Н388КУ154, и их транспортирование производилась водителем Фисенко Иваном Николаевичем, который предъявил следующие документы: водительское удостоверение 54 20 302409, план-график вывоза ТКО автотранспортом с 21.12.2020 по 27.12.2020, путевой лист грузовой автомашины от 25.12.2020 N 00001467. Паспорта на транспортируемые отходы не представлены.
Согласно представленной выписке из приказа от 01.12.2020 N 182/1/лс, трудовой договор Фисенко И.Н. с ООО "Экология-Новосибирск" заключен 01.12.2020 N 295. Удостоверение о повышении квалификации ПК 0003778 выдано Фисенко И.Н. в том, что он прошёл обучение по программе "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV класса опасности" в объёме 112 часов.
Кроме того, при проведении натурного осмотра транспортного средства, используемого ООО "Экология-Новосибирск" для работ по транспортированию отходов IV класса опасности был установлен факт наличия иного лица, у которого не было каких-либо документов, подтверждающих его включение в штат сотрудников ООО "Экология-Новосибирск", о чём составлен акт от 25.12.2020.
На запрос Управления исх. N ИШ-04-07/15460 от 28.12.2020 о предоставлении сведений о наличии трудовых отношений с лицом, осуществлявшим вместе с водителем погрузку коммунальных отходов, а также сведений о профессиональной подготовке лица, подтверждённой свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV классов опасности, получен ответ ООО "Экология-Новосибирск" (исх. N 01/01/20- 21148 от 28.12.2020, вх. N Управления 07/25483 от 28.12.2020), в котором сообщалось, о том, что указанное лицо не состоит в трудовых и иных отношениях с ООО "Экология-Новосибирск".
Как указывает административный орган, наличие иного лица, который фактически осуществлял деятельность по обращению с отходами и с которым лицензиат ООО "Экология-Новосибирск" не заключил трудовой договор на осуществление деятельности в области обращения с отходами, и который не прошёл профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности, является нарушением п.п. "г" п.3, п.п. "а" п.4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062; п.1 ст. 9, п.1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N Р-1460 от 29.12.2020.
На основании материалов проверки управлением 12.01.2021 составлен протокол N Р-1460/2 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях общества отсутствует событие и вина в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Диспозицией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с примечанием к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
ООО "Экология-Новосибирск" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области и осуществляет транспортирование отходов IV класса опасности на основании лицензии N (54)-5479-Т/П от 06.04.2018.
25.12.2020 на территории Российской Федерации действовало Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062).
В соответствии с п.4 Положения N 1062, грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также: допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
В соответствии с п.3 Положения N 1062, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются в том числе: для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены следующие основные понятия: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлены ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления": - п. 1 данной статьи определено, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. - п. 2 ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Статьей 2 Закона N 99-ФЗ определено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Согласно определению понятия, данному в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89), транспортирование отходов - это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Приказом генерального директора ООО "Экология-Новосибирск" N 77/1 от 04.12.2020 допущены к транспортированию отходов водители Фаранчук Д.А. и Фисенко И.Н., состоящие в трудовых отношениях с ООО "Экология-Новосибирск" и прошедшие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами на право работы с отходами I-IV класса опасности, в соответствии с требованиями пп. "г" п. 3 Положения.
Иных лиц к транспортированию отходов лицензиат не допускал.
Из содержания пп. "г" п. 3 Положения следует, что обязательным требованиям к лицензиату является наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Водители Фаранчук ДЛ. и Фисенко И.Н., состоящие в трудовых отношениях с ООО "Экология-Новосибирск", имеют соответствующие документы, что и было установлено заявителем в ходе проведения проверки, и отражено в протоколе от 12.01.2021.
Из материалов дела следует, что лицо, находящееся с водителем Фисенко И.Н. во время погрузки твердых коммунальных отходов 25.12.2020 по адресу: г. Новосибирск, ул. О. Жилиной 93Б, не состоит в трудовых и иных отношениях с ООО "Экология-Новосибирск", не допускалось региональным оператором к осуществлению деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов, фамилия, имя и отчество данного лица не известны ООО "Экология-Новосибирск", а также суду не сообщены.
Согласно объяснительной Фисенко И.Н., лицо, которое находилось с ним в ходе проверки, является его приятелем. При этом при проведении проверки по адресу: г. Новосибирск, ул. Д. Бедного, 57, часом ранее, указанное лицо не находилось в местах погрузки отходов.
Объяснения от лица, зафиксированного на фото административным органом, о котором идет речь в протоколе об административном правонарушении и акте проверки, не отбирались, личность не устанавливалась.
Суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что доказательств того, что ООО "Экология-Новосибирск" нарушало требования пп. "г" п. 3 и пп. "а" п. 4 Положения не имеется, поскольку бесспорных доказательств осуществления данным неустановленным физическим лицом транспортирования отходов, а именно перемещения отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка (в понимании этой деятельности согласно ст. 1 ФЗ N 89), заявителем не представлено, фотографии к акту обследования от 25.12.2020 свидетельствуют только об участии в транспортировании работника общества Фисенко И.Н., претензий к которому не предъявлено. Иное лицо не задействовано в осуществлении лицензионной деятельности.
Судом обоснованно установлено, что все состоящие в трудовых отношениях с ООО "Экология-Новосибирск" работники, осуществляющие транспортирование отходов, прошли профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами на право работы с отходами I-IV класса опасности (в соответствии с требованиями пп. "г" п. 3 Положения); общество не допускало неизвестное лицо от имени ООО "Экология-Новосибирск" к осуществлению деятельности по транспортированию отходов (пп. "а" п. 4 Положения). Доказательств обратного административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 1.5 КоАП РФ и представленные административным органом материалы, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что факт совершения обществом вменяемого ему в вину правонарушения не доказан.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1924/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1924/2021
Истец: СИБИРСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "Экология-Новосибирск"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд