Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 сентября 2021 г. N Ф06-7887/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А55-29192/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" - представителя Черниковой Д.А. (доверенность от 25.03.2021 N 83),
от Средне-Поволжского управления Ростехнадзора - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 февраля 2021 года по делу N А55-29192/2020 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ", г. Санкт-Петербург
к Средне-Поволжскому управлению Ростехнадзора, г. Самара
о признании незаконным Постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Средне-Поволжскому управлению Ростехнадзора (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене Постановления от 28.09.2020 года N 274-690-57 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 февраля 2021 года заявленные требования удовлетворены частично, постановление Средне-Поволжского управления Ростехнадзора N 274-690-57 от 28.09.2020 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 рублей изменено в части назначения наказания. Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. В остальной части заявленные требования оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 24 февраля 2021 года по делу N А55-29192/2020 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Податель жалобы ссылается на нарушение требований Федерального закона N294-ФЗ, отсутствие состава вменяемого правонарушения.
В материалы дела 16.04.2021 г. поступило ходатайство Управления об отложении судебного разбирательства на более позднюю дату, в связи с участием представителя Управления Ушаковой Е.А. в судебном заседании 21.04.2021 в 14:00 в Шигонском районном суде Самарской области.
Рассмотрев указанное ходатайство в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд находит его не подлежащим удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Согласно части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, исходя из норм статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, является правом, а не обязанностью суда.
Податель апелляционной жалобы не обосновал надлежащими доказательствами уважительность причины невозможности явки своего представителя в судебное заседание. Указание в качестве причины отложения разбирательства - невозможность явки в судебное заседание в силу участия представителя в ином судебном заседании не может расцениваться как уважительная причина для удовлетворения подобного ходатайства, так как Управление вправе направить в суд иного представителя. Кроме того, руководитель Управления вправе самостоятельно представлять его интересы без доверенности.
Учитывая изложенное, заявленное Управлением ходатайство удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель Управления в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя Управления, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Управлением, в рамках постоянного государственного надзора, на основании приказа от 03.06.2020 N ПР-301-274-о "О назначении должностных лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор" была проведена проверка в отношении ООО "Газпром ПХГ", на опасном производственном объекте I класса опасности - Подземное хранилище газа филиала ООО "Газпром ПХГ" "Елшанское УПХГ", рег. N А01-13225-0006, расположенного по адресу: 410086, г. Саратов, Сокурский тракт (согласно сведениям из реестра ОПО).
Так, в ходе контрольных мероприятий должностными лицами Управления был выявлен ряд нарушений, которые отражены в Акте проверки от 04.08.2020 N ПР-301-274-0-07-08-20-08-ПН (т. 1 л.д. 99-110).
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.08 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ N 294), Обществу, в связи с выявлением нарушений обязательных требований, было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 04.08.2020 N ПР-301-274-0-07-08-20-08-ПН (т. 1 л.д. 112-119).
14.08.2020 в присутствии представителя Заявителя, извещенного надлежащим образом, был составлен протокол об административном правонарушении N 274-690-57, по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ (т. 1 л.д. 112-114).
В соответствии с ч. 1 ст. 23.31 КоАП РФ, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
28.09.2020 в отношении Общества было вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания N 274-690-57 по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ (т. 1 л.д. 133-138).
Не согласившись с принятым постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07 2004 г. N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии и на основании Положения "О Средне-Поволжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.18 N 558.
Управление является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, строительстве, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах в Российской Федерации, а также в сфере энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями.
В соответствии с п. 2 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утв. постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 455 (далее - Положение N 455), постоянный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.
Согласно п. 4 Положения N 455, режим постоянного государственного надзора предусматривает проведение уполномоченными должностными лицами органа надзора мероприятий по контролю за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим объект повышенной опасности (далее -организация, владеющая объектом повышенной опасности), обязательных требований при эксплуатации объекта повышенной опасности, ведении технологических процессов и работ на данном объекте, в том числе при обслуживании, текущем ремонте, диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений, технических устройств, средств и оборудования, применяемых на объекте повышенной опасности, осуществлении работ по капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта повышенной опасности, а также выполнение мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений.
Как следует из п. 5 Положения N 455, постоянный государственный надзор достигается посредством систематического и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами органа надзора следующих мероприятий по контролю:
а) обход и осмотр зданий, сооружений, помещений объекта повышенной опасности, территории или частей территории объекта повышенной опасности, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;
б) проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте повышенной опасности;
в) проверка пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
г) проверка обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на объекте повышенной опасности (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса");
д) рассмотрение организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте повышенной опасности предусмотрено обязательными требованиями промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, технического регулирования, анализ и оценка ее соответствия указанным требованиям;
е) рассмотрение и анализ представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, технического регулирования, о результатах контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения;
ж) рассмотрение и анализ сведений, подтверждающих соблюдение организацией, владеющей объектом повышенной опасности, обязательных требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, технического регулирования;
з) рассмотрение сведений о планируемых организацией, владеющей объектом повышенной опасности, мероприятиях на объекте повышенной опасности, относящихся к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования, и их анализ и оценка на предмет своевременности, полноты и достаточности;
и) участие уполномоченных должностных лиц органа надзора в обследованиях гидротехнического сооружения при подготовке декларации безопасности гидротехнического сооружения;
к) наблюдение за работой комиссий по расследованию причин инцидентов на объектах повышенной опасности;
л) наблюдение за соблюдением на объекте повышенной опасности требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;
м) наблюдение за работой аттестационных комиссий по аттестации специалистов в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений организации, владеющей объектом повышенной опасности;
н) проверка выполнения мероприятий по устранению причин аварий, повреждений и инцидентов на объекте повышенной опасности, профилактике аварий, повреждений и инцидентов;
о) проверка правильности идентификации опасного производственного объекта, установления класса гидротехнического сооружения;
о.1) проверка организации и функционирования системы управления промышленной безопасностью;
о.2) объявление учебной тревоги и проверка готовности организации, владеющей объектом повышенной опасности, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (без развертывания основных средств аварийно-спасательных формирований и остановки технологических процессов не чаще одного раза в год на срок, установленный планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий);
п) осуществление иных мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Главой 9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за административные правонарушения в области промышленности, строительства и энергетики.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение требований промышленной безопасности заключается в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Объектом правонарушения являются отношения, регулируемые действующим законодательством о соблюдении требований промышленной безопасности, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица.
Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации ОПО и направленные на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий регулируются Федеральным Законом от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - ФЗ N 116-ФЗ, Закон), под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий.
В силу ст. 3 ФЗ N 116, требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу ст. 4 ФЗ N 116-ФЗ, правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является представление заявителем не полных сведений, характеризующих опасный производственный объект "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Елшанское УПХГ", рег. N А01 -13255-0006 для регистрации опасных производственных объектов (в сведениях не указаны здания на (в) которых размещаются объекты, а также технические устройства, применяемые на опасном производственном обьекте).
Довод заявителя о том, что административным органом нарушено Постановление Правительства от 03.04.2020 года N 438 о временных требованиях проведения проверок только с использованием средств дистанционного взаимодействия в связи с распространением вируса COVID 19, судом обоснованно отклонен.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;
ж) внеплановые проверки некоммерческих организаций, основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 412 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", проведение которых согласовано органами прокуратуры;
з) внеплановые проверки, основание для проведения которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
и) плановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Согласно п. 7 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438, выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается в следующих случаях:
а) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящего постановления;
б) возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте "в" пункта 1 настоящего постановления;
в) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора) осуществляется при проведении проверок, указанных в подпункте "з" пункта 1 настоящего постановления.
Согласно реестру субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Газпром ПХГ" ИНН 5003065767 не является субъектом малого и среднего предпринимательства. Кроме того, судом установлено, что спорная проверка проведена в рамках постоянного государственного надзора, а Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438, не устанавливает каких-либо запретов или ограничений для мероприятий, проводимых в рамках постоянного государственного надзора.
Довод заявителя о том, что оспариваемое Постановление вынесено с существенным нарушениями норм процессуального права, поскольку в оспариваемом Постановлении указаны два разных размера штрафа - "250 000 (двести тысяч) рублей, суд также правомерно отклонил, поскольку данные нарушения носят устранимый характер (путем исправления описки (опечатки) и не относятся к существенным нарушениям процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом, суд верно отметил, что определением от 20.01.2021 года данная опечатка исправлена и размер штрафа составил 200 000 рублей.
Довод заявителя о том, что оспариваемое Постановление вынесено с существенным нарушениями норм процессуального права, поскольку в описательной части протокола об административном правонарушении указано иное юридическое лицо - ООО "Газпром трансгаз Саратов", суд также правильно признал необоснованным, поскольку данные нарушения носят устранимый характер (путем исправления описки (опечатки) и не относятся к существенным нарушениям процедуры привлечения к административной ответственности.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 14.08.2020 N 274-690-57 содержит все сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, согласно абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.05 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Довод заявителя о том, что проверка проведена с грубыми нарушениями Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях и Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку административный орган не ознакомил заявителя с приказом о проведении проверки и графиком проведения проверочных мероприятий, а также в отсутствии соответствующего распоряжения/приказа о проведении проверки, суд также обоснованно отклонил, исходя из следующего.
Так, судом установлено, что Приказом административного органа от 03.06.2020 года N ПР-301-274-о назначены должностные лица, уполномоченные на осуществление постоянного государственного надзора. Указанным должностным лицам предписано осуществлять в отношении заявителя постоянный государственный надзор согласно графику проведения мероприятий по контролю, утвержденного приказом Управления от 10.01.2020 года N 4 (т. 1 л.д. 95-98).
Приказ N ПР-301-274-0 от 02.06.2020 г. был отправлен 3 июня 2020, 10:48 +03:00 по следующим адресам электронной почты: <phg@phg.gazprom.ru>, secretar<secretar@step.phg.gazprom.ru>, secretar<secretar@elsh.phg.gazprom.ru>, secretar<secretar@psch.phg.gazprom.ru>, указанным на официальных сайтах ООО "Газпром ПХГ", с последующим вручением заверенных копий начальникам филиалов УПХГ ООО "Газпром ПХГ", а именно: начальнику филиала Степновского УПХГ Илларионову В.Т. 07.07.2020 г.; начальнику филиала Елшанского УПХГ Моле И.С. 08.07.2020 г.; начальнику филиала Песчано-Уметского УПХГ Новикову Ю.Н. 18.08.2020 г.
При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 455 "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях", обязанности направления в адрес организации эксплуатирующей ОПО 1 класса опасности приказа об утверждении графика проведения мероприятий по контролю - отсутствуют.
Довод заявителя об отсутствии события административного правонарушения, поскольку в нормативно-правовых актах отсутствует требование о необходимости включения в сведения, характеризующие ОПО, зданий, в которых размещаются данные объекты, суд также правомерно отклонил.
Юридическое лицо, эксплуатирующее опасные производственные объекты (далее -ОПО) в соответствии с пунктом 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. N 495 (далее - Требования), и пунктом 5 правил регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 г. N 1371, не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации объекта представляет в регистрирующий орган Ростехнадзора заявление о предоставлении государственной услуги и документы, содержащие сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в Реестре, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ.
Согласно пунктам 1,2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее -Федеральный закон N 116-ФЗ), опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к данному Федеральному закону и подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется в соответствии Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 N 140 (далее - Административный регламент).
Согласно разделу 6 Приложения 2 к Административному регламенту в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, указываются конкретные наименования производственных площадок, участков, цехов, зданий и сооружений организации, учитываемых в составе опасного производственного объекта.
В разделе 6 приложения N 2 к Административному регламенту в графе "Краткая характеристика опасности" указывается конкретная характеристика опасности в соответствии с Приложением N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
Таким образом, в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, необходимо указывать только те здания и сооружения, которые содержат признаки опасности, в соответствии с Приложением N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
Также согласно части 2 п. 20 Административного регламента, для регистрации ОПО в Реестре заявитель прилагает к заявлению следующие документы, содержащие сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра: копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений).
Согласно Требований при проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ: проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии); обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано); декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки); технологических регламентов; генерального плана расположения зданий и сооружений; сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств; спецификации установленного оборудования; документации на технические устройства, используемые на объекте; данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.
Согласно п. 23 Административного регламента, для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (о заявителе и (или) характеристик ОПО, изменение адреса места нахождения ОПО, а также связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению N 2 к Административному регламенту, подписанные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа в одном экземпляре.
Таким образом, на момент проверки с 08 июля по 04 августа 2020 года установлено, что сведения характеризующие опасный производственный объект не актуализированы в соответствии с проектной документацией (документации) объекта, декларацией промышленной безопасности, а также "генерального плана расположения зданий и сооружений" на здания на (в) которых размещаются объекты.
Довод заявителя о том, что выявленные Управлением нарушения требований законодательства носят рекомендательный характер, верно признан судом первой инстанции несостоятельным и не принят во внимание. В силу того, что заявитель осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта, который как сам по себе несет высокую опасность, так и высокую опасность при его эксплуатации, требования обеспечивающие промышленную безопасность должны соблюдаться в обязательном порядке.
Довод заявителя о том, что в Постановлении не описано надлежащим образом событие вмененного правонарушения, суд также правильно признал необоснованным, поскольку из оспариваемого Постановления следует, что основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является представление заявителем не полных сведений, характеризующих опасный производственный объект "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Елшанское УПХГ", рег. N А01-13255-0006 для регистрации опасных производственных объектов (в сведениях не указаны здания на (в) которых размещаются объекты, а также технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте).
Также обоснованно признан несостоятельным довод заявителя о том, что Общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, то есть Обществу было известно о возбужденном в отношении него административном производстве.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал руководитель филиала ООО "Газпром ПХГ" - "Елшанское УПХГ" - Моля И.С., действующий на основании доверенности N 24 от 07.07.2020 года (т. 1 л.д. 139-146).
Таким образом, Общество, будучи надлежащим образом извещенным о возбужденном в отношении него деле об административном правонарушении, уполномочило вышеуказанное должностное лицо представлять интересы Общества в указанном административном производстве.
Судом установлено, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель был извещен путем направления в его адрес по электронной почте определения от 14.09.2020 года о переносе места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (т. 2 л.д. 78-79).
Более того, как следует из материалов дела об административном правонарушении при рассмотрении дела об административном правонарушении вновь присутствовал руководитель филиала ООО "Газпром ПХГ" - "Елшанское УПХГ" - Моля И.С., действующий на основании доверенности N 24 от 07.07.2020 года, которая общей не является, поскольку в соответствии с п.п. 6.5 и 6.7 данной доверенности указанное должностное лицо уполномочено представлять Общества, в том числе, в Ростехнадзоре в рамках административного производства в государственных органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях с правом подписывать протоколы и постановления об административным правонарушениях.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела, суд, оценивая обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, применяя положения части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ пришел к выводу о необходимости снизить размер административного штрафа до 100 000 рублей.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных Обществом требований.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе Общества не содержится. Доводы жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции. Между тем, доводы Общества рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Доводы о нарушении требований Федерального закона N 294-ФЗ не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, в рассматриваемом случае проверка была проведена в рамках постоянного государственного надзора на основании Приказа от 03.06.2020 N ПР-301-274-о. Наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения подтверждено материалами дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 февраля 2021 года по делу N А55-29192/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29192/2020
Истец: ООО "Газпром ПХГ", ООО "Газпром ПХГ" Филиал "Елшанское УПХГ", ООО Филиал "Газпром ПХГ" "Елшанское УПХГ"
Ответчик: Средне-Поволжское управление Ростехнадзора