город Омск |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А46-20599/2020 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сидоренко О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2561/2021) общества с ограниченной ответственностью "Вектра-Форм" на решение Арбитражного суда Омской области от 12.02.2021 по делу N А46-20599/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654) к обществу с ограниченной ответственностью "Вектра-Форм" (ИНН 5505217808, ОГРН 1135543024913) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - истец, ООО "Магнит") обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Вектра-Форм" (далее - ответчик, ООО "Вектра-Форм") о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 20.12.2019 N РГ0013050/ТКО за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 33 070 руб. 43 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.02.2021 по делу N А46-20599/2020 исковые удовлетворены полностью, распределены расходы по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Вектра-Форм" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом уточнений), в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы её податель приводит следующие доводы: истцом при подаче искового заявления приложен проект договора и односторонне составленные документы, в которых величина услуги указана произвольно, без указания применяемого норматива и без учета вида деятельности ответчика; включение в приложение N 1 к проекту договора пунктов 1, 3, определяющих стоимость оказываемых услуг исходя из площади помещения, является необоснованным и не подтвержденными доказательствами.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "Магнит" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу (с учетом уточнений), дополнения к ней, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Магнит" выбрано региональным оператором по обращению с ТКО на основании конкурсного отбора, проведенного в порядке Постановления Правительства РФ от 05.09.2016 N 881.
Положения пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах, Закон N 89-ФЗ), части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156), устанавливают обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Постановлением N 1156 установлен порядок заключения договоров между потребителем - собственником твердых коммунальных отходов или уполномоченным им лицом и региональным оператором.
Инициативу в заключении договора могут проявить как потребитель, так и региональный оператор.
В соответствии с пунктом 8 (17) Постановления N 1156 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора ООО "Магнит" в разделе "Заключение договоров" - "Предложение о заключении договора с региональным оператором".
ООО "Вектра-Форм" направило в адрес ООО "Магнит" заявку для заключения договора с указанием своих потребностей.
Региональным оператором, был подготовлен и направлен проект договора ответчику, однако подписанный договор истцу не вернулся.
Пунктом 8.12 Постановления N 1156 предусмотрено, что в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю проекта договора, последний не представил подписанный договор либо мотивированный отказ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной в проекте договора.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер, в его заключении не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора, размещенного на официальном сайте ООО "Магнит".
Так как ответчик предоставил необходимую информацию о месте и количестве накопления ТКО, истцом при выставлении счетов применяется расчет из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением N 1156 (далее - Правила), потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области (приказ N 74 Министерства природы и экологии Омской области от 23.09.2016 "Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области").
Согласно информации, представленной транспортной компанией ЗАО "Экос", услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресам: г. Омск, пр-кт Космический, д. 246, предоставлены в полном объеме в соответствии с Приложением N 1 к договору - периодичность вывоза установлена - по норме.
В порядке досудебного урегулирования спора, истец направил ответчику претензию от 20.07.2020 N 5025 об оплате услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Отсутствие со стороны ООО "Вектра-Форм" действий, направленных на погашение задолженности, послужило основанием для обращения ООО "Магнит" в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 309, 310 ГК РФ, Закона N 89-ФЗ, Правилами N 1156, пришел к выводу о доказанности факта оказания ООО "Магнит" услуг в исковой период в заявленном объеме, в связи с чем исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Повторно рассмотрев дело с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статьям 307, 309 ГК РФ обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с ТКО.
Сфера деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность региональных операторов регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими нормативно-правовыми актами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением N 1156.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ к твердым коммунальным отходам (ТКО) относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами установлена обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8)-8(16) Правил.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (http://magnit-tko.ru/zaklyuchenie_dogovorov/) в разделе "Заключение договоров" - "Предложение о заключении договора с региональным оператором".
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Учитывая, что истец осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО на территории города Омска как региональный оператор, ООО "Магнит" оказывает услуги вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником и, как следствие, вправе требовать оплаты оказанных услуг.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019 N 24/13 утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО "Магнит".
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.05.2017 N 61/27 также утверждены нормативы накопления ТКО юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в зависимости от осуществляемого вида деятельности.
В соответствии с Правилами потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, Омской области.
Из материалов дела следует, что услуги по обращению с ТКО по адресу деятельности ответчика, предоставлены в полном объеме, что подтверждается представленными истцом в материалы дела ответом ЗАО "Экос" на запрос от 14.10.2020 N 2546 и счетами-фактурами.
Учитывая, что ответчиком в исковой период велась хозяйственная деятельность по означенному адресу, соответственно ООО "Вектра-Форм" образовывались твердые коммунальные отходы.
Доказательств, утилизации отходов ответчиком иным не нарушающим норм действующего законодательства способом, и свидетельствующих о том, что потребитель не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО, ответчиком в материалы дела не представлено.
При данных обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами является обоснованным.
Доводы подателя жалобы о том, что истцом при начислении суммы задолженности, величина услуги указана произвольно, без указания применяемого норматива и без учета вида деятельности ответчика не принимаются судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, 22.07.2020 ответчиком подана заявка на заключение договора. Согласно сведениям указанным потребителем в заявке и приложенным к ней документам ответчик осуществляет свою деятельность по адресу: г. Омск, пр-т Космический 24Б. Согласно договора аренды нежилых помещений N 8007/54 ООО "Вектра-Форм" является арендатором нежилого помещения расположенного по адресу г. Омск, пр-т Космический 24Б назначение арендуемого объекта определено в договоре аренды как складские и производственные, помещения общей площадью 595,5 кв.м для производства тарной продукции.
Основной вид деятельности ООО "Вектра-Форм" согласно выписке из ЕГРЮЛ 20.16 Производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах, дополнительный 46.19 Деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров.
Производство продукции предполагает ее временное хранение с целью дальнейшей продажи и получение прибыли. Следовательно, на основании данных, представленных потребителем в заявке на заключение договора, назначению и использованию нежилого помещения региональным оператором определена категория N 12 рынки, оптовые базы, склады продовольственных, промышленных товаров, расчетной единицей для которой является площадь, кроме того часть помещений, а именно 12, 2 кв.м использовалась ответчиком под офисы согласно указанным в заявке сведениям число сотрудников работающих в ООО "Вектра-Форм" составляет 24 человека, что соответствует 28 категории расчетной единицей для которой является количество сотрудников.
На основании изложенного цена договора определена региональным оператором согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 03.0б.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы TKO" коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема с применением следующих расчетных единиц:
- Категория 12 Рынки, оптовые базы, склады продовольственных, промышленных товаров - 595, 5 кв.м (норматив образования отходов в месяц на 1 расчетную единицу составляет 0, 030 м3),
- Категория 28 Учреждения офисы конторы - 24 сотрудника (норматив образования отходов в месяц на 1 расчётную единицу составляет 0, 122м3).
Таким образом, категория и норматив образования отходов определены региональным оператором верно.
Учитывая изложенное, требования истца о взыскании с ответчика задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектра-Форм" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 12.02.2021 по делу N А46-20599/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20599/2020
Истец: ООО "МАГНИТ"
Ответчик: ООО "ВЕКТРА-ФОРМ"