г. Чита |
|
09 февраля 2024 г. |
Дело N А78-7802/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 декабря 2023 года по делу N А78-7802/2023 по заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501158541, ИНН 7536033755) о признании незаконным решения от 19 июня 2023 года,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Воробьев Дмитрий Олегович, индивидуальный предприниматель Мамедов Аладдин Насиб-Оглы (ОГРНИП 304753417300216, ИНН 753500140676), Министерство финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230), Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 7536098079),
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю - Чирковой Т.А. - представителя по доверенности от 10 января 2024 года,
иные участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - заявитель, Департамент имущества Забайкальского края или Департамент) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее -Забайкальское УФАС России, Управление или антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным решения от 19 июня 2023 года.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в деле участвуют: Воробьев Дмитрий Олегович (далее - Воробьев Д.О.), индивидуальный предприниматель Мамедов Аладдин Насиб-Оглы (далее - ИП Мамедов А.Н.-О.), Министерство финансов Забайкальского края (далее - Минфин Забайкальского края), Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее - УФК по Забайкальскому краю).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 01 декабря 2023 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, департамент обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, по мотивам, изложенным в жалобе.
Забайкальское УФАС России в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права основанными на верном толковании норм права. По мнению Управления, всем доводам жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
В судебном заседании представитель Забайкальского УФАС России выразила своё несогласие с доводами жалобы.
Департамент, Воробьев Д.О., ИП Мамедов А.Н.-О., Минфин Забайкальского края, УФК по Забайкальскому краю отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Департамент, Воробьев Д.О., ИП Мамедов А.Н.-О., Минфин Забайкальского края, УФК по Забайкальскому краю участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя Управления, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба Воробьева Д.О. на действия департамента при организации и проведении аукциона (извещение 22000160440000000004) на право заключения договора аренды государственного имущества Забайкальского края - нежилого здания - объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - "Усадьба Бард Л.Р. Дом жилой" обшей площадью 317.0 кв.м., расположенное по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова, д. 3.
26 апреля 2023 года на сайте https:/torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликована процедура проведения открытого аукциона и размещено извещение N 22000160440000000004, участниками которого могут быть любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, претендующее на заключение договора.
Организатором аукциона является Департамент.
В соответствии с указанным извещением Воробьевым Д.О. подана заявка на участие в аукционе с приложением необходимых документов, включая платежное поручение N 588 от 16 мая 2023 года о внесении суммы задатка на участие в аукционе по реквизитам, указанным в аукционной документации.
По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению N 22000160440000000004, организатором принято решение об отказе в допуске Воробьева Д.О. к участию в аукционе, по причине не поступления задатка, до дня окончания приема документов для участия в аукционе.
При этом, задаток, перечисленный по реквизитам, указанным в аукционной документации возвращен 17 мая 2023 года Минфин Забайкальского края по платежному поручению N 169946 в качестве ошибочно зачисленных средств. Из разговора со специалистом Минфин Забайкальского края, который производил возврат задатка, выяснилось, что денежные средства вернулись по причине отсутствия указания территориальности, номера лицевого счета и кода бюджетной классификации.
Однако в аукционной документации была представлена информация о реквизитах для зачисления задатка только в части ИНН, КПП, БИК, расчетного и корреспондентского счета, наименования банка и назначении платежа.
Учитывая изложенное, Воробьеву Д.О. стало известно, что организатор аукциона на официальном сайте разместил неполные реквизиты счета для перечисления денежных средств в обеспечение задатка.
В связи с чем, по мнению Воробьева Д.О., действия организатора аукциона нарушают порядок организации проведения торгов и ограничивают доступ к участию в торгах.
Рассмотрев жалобу Воробьева Д.О., на основании частей 17, 20 статьи 18.1, части 1 статьи 23, Федерального Закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) 20 июня 2023 года Комиссией Забайкальского УФАС России принято решение N 075/10/18.1-224/2023, согласно которому решила:
1. Признать жалобу Воробьева Д.О. на действия департамента при проведении открытого аукциона по извещению N 22000160440000000004 обоснованной;
2. Действия организатора торгов - Департамента признать нарушающими подпункт 12 пункт 114 раздела 17 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, являющихся приложением N 1 к Приказу ФАС России от 10 февраля 2010 года N 67.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения должностных лиц департамента к административной ответственности.
Департамент, считая указанное решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционных жалоб. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Заинтересованное лицо в силу части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий, а именно:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 АПК РФ указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом, решением своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 3 Постановления Правительства Забайкальского края от 28 июля 2016 года N 333 "Об утверждении Порядка установления льготной арендной платы в отношении неиспользуемых объектов культурного наследия, которые включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к собственности Забайкальского края" (далее - Постановление N 333) объекты культурного наследия предоставляются в аренду по результатам проведения аукциона на право заключения договора аренды (далее - аукцион) исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по управлению и распоряжению собственностью Забайкальского края, государственным унитарным предприятием или государственным учреждением Забайкальского края (далее - организатор аукциона).
Пунктом 10 Постановления N 333 предусмотрено, что информация о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 26 апреля 2023 года на сайте httpsytorgi.gov.ru опубликована процедура проведения открытого аукциона и размещено извещение N 22000160440000000004.
Организатором аукциона является Департамент.
Вид торгов: Аренда, безвозмездное пользование, доверительное управление имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, продажа имущества ФГУП...на объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - на здание ("Усадьба Бард Л.Р. Дом жилой", постройки 1910) общей площадью 317,0 кв.м., расположенное по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Лермонтова, д. 3.
Условия проведения процедуры.
Дата и время начала подачи заявок - 27 апреля 2023 года 09:00 (МСК+6).
Дата и время окончания подачи заявок - 17 мая 2023 года 10:00 (МСК+6).
Порядок подачи заявок согласно разделу 2 документации об аукционе.
Дата рассмотрения заявок - 17 мая 2023 года.
Дата и время начала проведения аукциона - 18 мая 2023 года 00:00 (МСК+6).
Место подачи заявок г. Чита, ул. Амурская, д. 68, 3 этаж, кабинет N 60 (для прохода в здание необходимо иметь документ, удостоверяющий личность), в рабочие дни: с понедельника по четверг с 09-00 часов до 17-00 часов по местному времени, в пятницу с 09-00 часов до 16-00 часов по местному времени (обеденный перерыв с 13-00 до 14-00). Место проведения аукциона г. Чита, ул. Амурская, д. 68, каб. 55 (3 этаж).
Срок, место и порядок предоставления документации об аукционе - согласно пункту 1.7 документации об аукционе.
Сайт размещения документации об аукционе - www.torgi.gov.ru.
Размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление документации об аукционе - плата не взимается.
Срок отказа организатора от аукциона - не позднее 11 мая 2023 года (не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок).
В соответствии с указанным извещением Воробьевым Д.О. подана заявка на участие в аукционе с приложением необходимых документов, включая платежное поручение N 588 от 16 мая 2023 года о внесении суммы задатка на участие в аукционе.
Оплата задатка была произведена Воробьевым Д.О. по реквизитам, указанным в аукционной документации в пункте 4.1 и в срок, предусмотренный пунктом 4.2.
По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению N 22000160440000000004, организатором принято решение об отказе в допуске Воробьева Д.О. к участию в аукционе по причине не поступления задатка, до дня окончания приема документов для участия в аукционе.
Судом первой инстанции установлено, что задаток, перечисленный по реквизитам, указанным в аукционной документации возвращен Воробьеву Д.О. Минфин Забайкальского края 17 мая 2023 года, в связи с отсутствием таких реквизитов в платежном поручении, как территориальность, номер лицевого счета и код бюджетной классификации.
Однако, в аукционной документации, опубликованной Департаментом на сайте httpsytorgi.gov.ru, информация о реквизитах для зачисления задатка указана только в части ИНН, КПП, БИК, расчетного и корреспондентского счета, наименования банка и назначения платежа, что подтверждается, как сведениями из аукционной документации, размещенной на сайте, так и письмом Минфин Забайкальского края от 08 июня 2023 года N 06/2-17-56.
Согласно пункту 22 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, являющихся приложением N 1 к Приказу ФАС России от 10 февраля 2010 года N 67 (далее - Правила N 67), действующих в период спорных правоотношений организатором конкурса или аукциона может быть установлено требование о внесении задатка.
Из подпункта 7 пункта 105 Правил N 67 следует, что в извещении о проведении аукциона должно быть указано, в том числе требование о внесении задатка, а также размер задатка, в случае если в документации об аукционе предусмотрено требование о внесении задатка.
Подпунктом 12 пункта 114 Правил N 67 установлено, что документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать требование о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка в случае установления организатором аукциона требования о необходимости внесения задатка.
Таким образом, подпунктом 12 пункта 114 Правил N 67 установлено, в том числе обязательное указание организатором торгов реквизитов счета для перечисления задатка.
В соответствии с пунктом "д" части 4 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 года N 24н, для учета операций, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, органами Федерального казначейства открывается и ведется, помимо прочих, следующий вид лицевого счета: лицевой счет, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств со средствами, поступающими в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, в соответствии с заключенным Соглашением во временное распоряжение получателя бюджетных средств, а также подразделения судебных приставов (далее - лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств).
В соответствии с вышеуказанными положениями, как правильно указал суд, организатор торгов имеет соответствующий лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств.
В данном случае судом установлено, что Департаментом в аукционной документации реквизиты указаны неверно (неполно), что явилось причиной возврата платежа Воробьеву Д.О. Минфином Забайкальского края по платежному поручению N 169946 в качестве ошибочно зачисленных средств.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что по вине организатора, Воробьев Д.О. был лишен права быть участником опубликованного аукциона.
На основании изложенного, Забайкальским УФАС России, правильно установлено, что действия организатора торгов нарушают подпункт 12 пункта 114 раздела 17 Правил N 67.
Заявителем в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в заявлении, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены антимонопольным органо.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришёл к правомерному и обоснованному выводу о законности оспариваемого решения Забайкальского УФАС России.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 декабря 2023 года по делу N А78-7802/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7802/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, МАМЕДОВ АЛАДДИН НАСИБ-ОГЛЫ
Третье лицо: Воробьев Дмитрий Олегович, Мамедов Аладдин Насиб-оглы, Министерство финансов Забайкльского края, Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю, ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ