город Томск |
|
13 мая 2021 г. |
Дело N А45-32441/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Зайцевой О.О.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Абросимовой Н.Э., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бондаренко Ивана Ивановича (N 07АП-2857/2021) на решение от 04.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32441/2020 (судья Рубекина И.А.) по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (ОГРН: 1095406025428, ИНН: 5406541225, 630132, г. Новосибирск, ул.Дмитрия Шамшурина, д.53) к индивидуальному предпринимателю Бондаренко Ивану Ивановичу (ОГРНИП: 315547600002744, ИНН: 541706073523, с. Баган, ул.Транспортная, д.29, кв.2) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Бондаренко Ивана Ивановича (далее по тексту - предприниматель, заинтересованное лицо) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 04.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области индивидуальный предприниматель Бондаренко Иван Иванович привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Алкогольную продукцию, указанную в протоколе изъятия товаров и иных вещей от 29.05.2020 N 0601/270420/01480, в протоколе изъятия товаров и иных вещей от 19.05.2020 N 0601/270420/01481, производство и оборот которой осуществлялись в отсутствие сопроводительных документов, решено изъять и направить на уничтожение в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована пропуском срока давности привлечения к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу управление отклонило доводы апеллянта за необоснованностью, указав на правомерность выводов суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно информации, поступившей от гражданина посредством телефонного звонка в Управление (доведена служебной запиской от 02.12.2019 N сзб-2667/03), ООО "Ветераны БД" (ИНН 5417105728) осуществляет нелегальное производство алкогольной продукции (водка, ликероводочные изделия, пивные напитки) по адресу: Новосибирская область, Баганский район, село Баган, ул. Строителей, дом 3в.
В соответствии с заданием на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 02.12.2019 N 97 в отношении ООО "Ветераны БД" (ИНН 5417105728, адрес осуществления деятельности: Новосибирская область, Баганский район, село Баган, ул. Строителей, дом Зв) были проведены мероприятия по анализу информации, содержащейся в федеральных государственных информационных системах: Сервер отчетов "SQL Server Reporting Services" (ЕГАИС), ЛИС "Электронный паспорт предприятия" (подсистема "Лицензирование"), Государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Личный кабинет Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, по адресу: Новосибирская область, Баганский район, село Баган, ул. Строителей, дом 3в, офис 1 осуществляет деятельность ООО "Ветераны БД".
В результате проведенных мероприятий установлено, что ООО "Ветераны БД" не имеет лицензии на осуществление деятельности по производству и обороту маркируемой алкогольной продукции (водка, ликероводочные изделия) и не подключено к ЕГАИС по адресу осуществления деятельности: Новосибирская область, Баганский район, село Баган, ул.Строителей, дом 3в.
Не фиксация в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
По данному факту 04.12.2019 должностным лицом Управления в отношении ООО "Ветераны БД" было возбуждено дело об административном правонарушении N 6-04-29/312ю-2019 по статье 14.19 КоАП РФ и проведено административное расследование.
04.12.2019 и 05.12.2019 в рамках дела об административном правонарушении N 6-04-29/312ю-2019 должностными лицами Управления проведен осмотр складского помещения расположенного по адресу: Новосибирская область, Баганский район, село Баган, ул. Строителей, дом 3в (далее - Складское помещение) (протоколы осмотра от 04.12.2019 и от 05.12.2019 N 6-04-29/312ю-2019 с приложением фотоматериала).
Осмотр проведен в отсутствии законного представителя ООО "Ветераны БД" директора Бондаренко А.И., в присутствии кладовщика Николаеико Николая Николаевича.
В ходе осмотра в Складском помещении обнаружена алкогольная продукция, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС в общем количестве 44 228 штук. Товаросопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота обнаруженной алкогольной продукции в ходе осмотра не представлены и не обнаружены.
Таким образом, в ходе осмотра было установлено, что ООО "Ветераны БД", в нарушение Федерального закона N 171-ФЗ осуществляло хранение (оборот) алкогольной продукции в количестве 26 482 бутылок в отсутствие документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
Кроме того, в ходе осмотра 04.12.2019 в помещении по адресу Новосибирская область, Баганский район, село Баган, ул.Строителей, дом 3в было обнаружено основное технологическое оборудование, этиловый спирт, а также вспомогательные материалы, что свидетельствовало об осуществлении ООО "Ветераны БД" деятельности по производству алкогольной и спиртосодержащей продукции (протокола осмотра от 05.12.2019 N 6-04- 29/312ю-2019).
ООО "Ветераны БД" не имеет лицензии на осуществление деятельности по производству и обороту маркируемой алкогольной продукции (водка, ликероводочные изделия).
По данному факту 05.12.2019 должностным лицом Управления в отношении ООО "Ветераны БД" было возбуждено дело об административном правонарушении N 6-04-29/313ю-2019 по ч. 3 статье 14.17 КоАП РФ и проведено административное расследование. Алкогольная продукция в общем количестве 44 228 штук, (в том числе указанная в Таблице N 1 протокола в количестве 26 482 шт.), была изъятия в рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Ветераны БД" по ст.14.19 КоАП РФ (протокол изъятия товаров и иных вещей от 05.12.2019 N 6- 04-29/312ю-2019). Вся изъятая сотрудниками Управления алкогольная продукция передана на хранение представителю АО "Росспиртпром" и находятся хранении у соисполнителя АО "Росспиртпром" по государственному контракту от 09.12.2019 N0173100005119000027 ООО "Альянс-Агро" по адресу г. Новосибирск, ул. Приграничная, д. 1 согласно актам приема-передачи продукции 05.12.2019 NNу6-21935/05(1), уб-21935/05 (2), уб-21935/05 (3), уб21935/05 (4), уб-21935/05 (5), уб-21936/05(1)).
В рамках производства по делам об административных правонарушениях N 6-04-29/312-2019 и N 6-04-29/313-2019, возбужденных в отношении ООО "Ветераны БД" по ст. 14.19 и ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ соответственно, было установлено, что по адресу Новосибирская область, Баганский район, село Баган, ул. Строителей, дом 3б, деятельность по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции осуществляет ИП Бондаренко Иван Иванович (ГРН 315547600002744, ИНН 541706073523), а не ООО "Ветераны БД".
На основании вышеизложенного, постановлениями от 03.06.2020 в отношении ООО "Ветераны БД" прекращены дела об административном правонарушении N 6-04-29/312ю-2019 по ст.14.19 КоАП РФ и N 6-04-29/313ю2019 по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В то же время, в отношении ИП Бондаренко И.И. определениями от 27.04.2020 возбуждены дела об административном правонарушении: N 0601/270420/01480 по ст.14.19 КоАП РФ; N 0601/270420/01481 по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.
Факт осуществления деятельности по производству и обороту алкогольной продукции (в том числе немаркированной (маркированной поддельными марками)) ИП Бондаренко И.И. был подтвержден в ходе административных расследований по делам N 0601/270420/01481 по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ и N 0601/270420/01480 по ст.14.19 КоАП РФ, по результатам которых в отношении ИП Бондаренко И.И. 25.08.2020 были составлены протоколы об административных правонарушениях (протоколы N 0601/270420/01480 по ст.14.19 КоАП РФ, 0601/270420/01481 по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ).
Кроме того, факт незаконного осуществления ИП Бондаренко И.И. оборота (хранения) этилового спирта, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции но адресу: Новосибирская область, Баганский район, с. Баган, ул. Строителей, д.3б подтвержден решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.10.2020 в рамках дела N А45-25127/2020 по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, следовательно, находящаяся в указанном помещении алкогольная продукция хранилась ИП Бондаренко И.И.
В рамках административного расследования по делу N 0601/270420/01481 в адрес ИП Бондаренко И.И. направлено определение от 27.04.2020 N 0601/270420/01481 (исх. от 28.04.2020 N уб-6980/04) об истребовании пояснений и документов, в том числе товаросопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота обнаруженной алкогольной продукции.
Во исполнение определения ИП Бондаренко И.И. представлены пояснения (от 19.05.2020 N вхб-9645), согласно которым он деятельность по указанному адресу не осуществляет.
Истребованные товаросопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота обнаруженной алкогольной продукции ИП Бондаренко И.И. не представлены.
Таким образом, в ходе административного расследования по делу N 0601/270420/01480 установлено, что ИП Бондаренко И.И. по адресу Новосибирская область, Баганский район, с. Баган, ул. Строителей, 3Б осуществлял оборот (хранение) алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность се производства и оборота, определенных федеральным законом, что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
По вышеуказанному факту главным специалистом-экспертом, референтом государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу составлен протокол от 12.11.2020 N 0601/121120/06163 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Алкогольная продукция изъята в рамках: дела N 0601/270420/01480 (протокол изъятия товаров и иных вещей от 19.05.2020 N0601/270420/01480), дела N 0601/270420/01481 (протокол изъятия товаров и иных вещей от 19.05.2020 N 0601/270420/01481).
На основании статьи 23.1 КоАП РФ и статей 202, 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что предпринимателем допущено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); его виновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Субъект данного административного правонарушения - должностное лицо либо юридическое лицо.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту - Федеральный закон N 171-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается, в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
К сопроводительным документам, подтверждающим легальность оборота алкогольной продукции, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, относятся такие документы, как товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
В силу пункта 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимаются закупка, поставка, хранение, перевозка и розничная продажа.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ, оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных, справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным). Алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Как закреплено в статье 25 Федерального закона N 171-ФЗ, в целях пресечения незаконного оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция в случае, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
На основании п. 3 ст. 26 Закона N 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования данного Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что факт незаконного осуществления ИП Бондаренко И.И. производства и оборота (хранения) этилового спирта, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по адресу: Новосибирская область, Баганский район, с. Баган, ул. Строителей, д.3б, подтвержден материалами дела, в т.ч. протоколами осмотра складского помещения,в котором обнаружена алкогольная продукция в присутствии кладовщика Николаева Н.Н., подписавшего протоколы осмотра и изъятия без возражений, копией трудовой книжки Николаева Н.Н., согласно которой он находится в трудовых отношениях с Бондаренко И.И., протоколом об административном правонарушении, а также по существу подтверждается решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.10.2020 в рамках дела N А45-25127/2020 по ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ, следовательно, находящаяся в указанном помещении алкогольная продукция хранилась в отсутствие документов, подтверждающих ее легальность, ИП Бондаренко И.И., который на запрос административного органа не представил документов на алкогольную продукцию.
Исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что указанные выше действия предпринимателя по обороту (хранению) алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных федеральным законом, образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет: административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к этой статье указано, что совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц. При этом вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что вина заинтересованного лица в форме неосторожности установлена и подтверждена соответствующими доказательствами, поскольку предприниматель должен был знать порядок реализации (хранении) алкогольной продукции, в том числе необходимость наличия необходимых документов на спиртосодержащую продукцию, в связи с чем обязан был воздержаться от противоправных действий, что не было исполнено, предприниматель имел реальную возможность надлежащим образом выполнить требования Закона N 171-ФЗ, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, что в итоге привело к возможности оборота алкогольной продукции без товаросопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
Материалы дела не содержат доказательств принятия предпринимателем всех необходимых мер для соблюдения требований закона, в том числе осуществление надлежащего контроля за работниками магазина, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Кроме того, факт незаконного осуществления ИП Бондаренко И.И. оборота (хранения) этилового спирта, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по адресу: Новосибирская область, Баганский район, с. Баган, ул. Строителей, д.3б подтвержден: - решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.10.2020 в рамках дела N А45-25127/2020 по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, которое вступило в законную силу; - постановлением по делу об административном правонарушении N 5- 265/2020-4 от 30.11.2020 о привлечении ИП Бондаренко И.И. к административной ответственности по ч.4 ст. 15.12 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (согласно отметке в копии судебного акта, постановление вступило в законную силу - 22.12.2020), принятым мировым судьей 4-ого судебного участка Карасукского судебного, района Новосибирской области; - постановление по делу об административном правонарушении N 5- 239/2020-4 от 27.11.2020 о привлечении ИП Бондаренко И.И. к административной ответственности по ст.14.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, с уничтожением алкогольной продукции, изъятой на основании протокола изъятия товаров и иных вещей от. 29.05.2020 N 0601/270420/01480 (согласно отметке - в копии судебного акта, постановление вступило в законную силу 15.12.2020), принятым мировым судьей 4-ого судебного участка Карасукского судебного района Новосибирской области.
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, предприниматель должен в силу публичной доступности законодательства не только знать о существовании обязанностей, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения требований закона.
Нарушений со стороны административного органа требований статей 25.1, 25.15, 28.2 и 28.3 КоАП Российской Федерации судом не установлено, реализация предусмотренных законом прав предпринимателю была обеспечена в полной мере.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного предпринимателем правонарушения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, а также положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Данное правонарушение затрагивает экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг, оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
Апелляционный суд полагает, что в рассматриваемом случае административное наказание в виде назначенного штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения и сможет обеспечить достижение цели наказания.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы предпринимателя о пропуске срока привлечения к административной ответственности, обоснованно указав следующее.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, является длящимся.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки - предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 24.03)2005 N 5, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушении считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
27.04.2020 года было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 0601/270420/01481 и проведении административного расследования в отношении ИП Бондаренко И.И. по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.
В рамках указанного дела об административном правонарушении N 0601/270420/01481 было вынесено определение от 27.04.2020 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в т.ч. товаросопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции.
В соответствии со ст.26.10 КоАП РФ, истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения.
Согласно отчету об отслеживании отправления определение получено ИП Бондаренко И.И. 07.05.2020. Однако, ответ на него получен. Управлением 19.05.2020 (копия ответа с отметкой о получении Управлением находится в материалах дела).
Только из указанного ответа должностные лица Управления выявили и могли выявить в действиях ИП Бондаренко И.И. факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Таким образом, датой выявления административного правонарушения в данном случае является дата, когда должностным лицом Управления (исходя из ответа ИП Бондаренко И.И.) было установлено наличие в действиях ИП Бондаренко И.И. признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена, ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, а именно: оборот алкогольной продукции без сопроводительных: документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных федеральным законом, в виде административного штрафа - дата получения от ИП Бондаренко И.И. ответа, подтверждающего отсутствие товаросопроводительных документов (19.05.2020).
Соответственно, только после выявления указанного административного правонарушения, установления надлежащего субъекта административной ответственности за рассматриваемое правонарушение, должностным лицом было возбуждено дело об административном правонарушении N 0601/121120/06163.
Датой, когда в действиях предпринимателя установлены достаточные данные, свидетельствующие о наличии состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, является в рассматриваемом случае 19.05.2020, когда был установлен субъект ответственности и отсутствие у него сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции.
Дата 05.12.2019 является датой проведения первоначального осмотра и получения сведений о предполагаемом факте нарушения в ходе обороте обнаруженной алкогольной продукции. Такие сведения подлежат проверке и являются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и административного расследования.
Следовательно, установленный ч.2 ст.4.5. КоАП РФ срок привлечения ИП Бондаренко И.И. к административной ответственности, подлежащий исчислению с указанной даты (с 19.05.2020), истекает 19.05.2021.
Таким образом, на дату рассмотрения дела срок привлечения ИП Бондаренко И.И. к административной ответственности по признакам административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, не истек.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32441/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бондаренко Ивана Ивановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-32441/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ИП Бондаренко Иван Иванович
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд, Солунин Егор Алексеевич