г. Саратов |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А12-29468/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (404171, Волгоградская область, район Светлоярский, рабочий поселок Светлый Яр, микрорайон 4-й, дом 6, офис 3, ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 февраля 2021 года по делу N А12-29468/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами-Волгоград" (404171, Волгоградская область, район Светлоярский, рабочий поселок Светлый Яр, микрорайон 4-й, дом 6, офис 3, ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 113, ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698)
об оспаривании предписания,
без участия сторон
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами-Волгоград" (далее по тексту - заявитель, ООО "Управление отходами-Волгоград", общество, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее по тексту - управление, ответчик, административный орган) о признании недействительным предписания от 25.08.2020 N 4\1-20-Э.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ни предписание, ни постановление не указывают какая недостоверная цифра и куда необходимо внести изменения. Надзорный орган производил сверку с данными третьих лиц и иной отчетностью регионального оператора. Таблица по форме 2-ТП за 2019 г. была заполнена Обществом надлежащим образом и представлена в Управление. Предписание не содержит конкретных правовых норм, нарушение которых необходимо устранить региональному оператору. Предписание не является исполнимым и конкретным, способ исполнения предписания не указан.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Волгоградской области проверена Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением в рамках производства по делу об административном правонарушении установлено, что ООО "Управление отходами-Волгоград" в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям представило недостоверную отчетность по форме 2 -ТП (отходы) за 2019 год.
По данному факту, 18.08.2020 в отношении ООО "Управление отходами-Волгоград" административным органом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 25.08.2020 N 4/1-20-Э Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 20 000 руб.
25.08.2020 года Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям по факту выявленного нарушения Обществу выдано предписание N 4\1-20-Э, в котором в качестве нарушения указано: "Предоставление в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям недостоверной статистической отчетности 2-ТП (отходы)", со сроком устранения - 01.02.2021.
Считая, что предписание Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 25.08.2020 N 4\1-20-Э является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы ООО "Управление отходами-Волгоград" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Как установлено пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В силу пункта 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.1.3 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области обращения с отходами.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации (пункт 6.6 Положения).
На основании абзаца 4 пункта 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно подпункту 3 пункта 1 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, утвержденного Приказом от 27.08.2019 N 492, Управление осуществляет полномочия по государственному надзору в области обращения с отходами.
Оспариваемое предписание вынесено Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона N 89-ФЗ).
ООО "Управление отходами - Волгоград" наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 811 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
По результатам конкурсного отбора с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области 06.08.2018 подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, определяющие, в том числе, права и обязанности его сторон, порядок деятельности регионального оператора. В соответствии с соглашением статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен Заявителю на 10 лет. Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
ООО "Управление отходами - Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
В зону деятельности регионального оператора входит вся территория Волгоградской области.
С 2020 года заключено соглашение между региональным оператором и Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области).
Между ООО "Управление отходами-Волгоград" и организациями (объектами сортировки (обработки), и объектами размещения отходов (полигонами) заключены договоры на оказание услуг по обработке твердых коммунальных отходов (ТКО) IV- V классов опасности и соответственно захоронению ТКО IV-V классов опасности.
В своей деятельности ООО "Управление отходами - Волгоград" эксплуатирует следующие объекты негативного воздействия на окружающую среду, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору: Перегрузочный пункт ТБО (сортировка) по адресу г. Волгоград, ул. Химзаводская, дом 2, категория объекта ОНВОС - 3.
По данным ООО "Управление отходами - Волгоград" собственным транспортом обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Волгограда, в Светлоярском, Городищенском, Октябрьском и Котельниковском районах Волгоградской области - в Южной зоне обслуживания, его подрядная организация - ООО "Волга-Д", осуществляет транспортирование ТКО в остальных муниципалитетах Волгоградской области - трех зонах обслуживания (Северо-западная, Северная, Волжская). ООО "Волга-Д", кроме своего транспорта, также использует подрядную организацию ООО "Баркас+". Все указанные организации имеют лицензию на транспортирование отходов I-IV класса опасности.
Учет принимаемых на объекты обработки и полигоны ТКО отходов, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - ПП РФ N 505) ведется с использованием средств измерения (весов) на основании весового контроля формируются "Журнал о движении отходов на объекты обработки/размещения" (далее - Журнал).
По результатам отчетного периода на основании сведений, указанных в Журнале, формируются Акты выполненных работ и счета на оплату региональному оператору.
Согласно п. 3 I раздела ПП РФ N 505 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с которым он заключил соглашение, касающееся организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения об объеме и (или) о массе накопленных твердых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, по форме, установленной указанным соглашением, ежемесячно, если иная периодичность представления указанных сведений не предусмотрена данным соглашением. Как следует из пункта 2.1.12. Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, утвержденных приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской обл. от 30.11.2017 N 316-ОД (ред. от 06.11.2019, действовавших в спорный период) (далее - Правила) региональный оператор обеспечивает доступ к информации в области обращения с ТКО путем ее размещения в форме открытых данных в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти Волгоградской области.
Региональный оператор по запросам Комитета и иных органов государственной власти представляет информацию о деятельности в сфере обращения с ТКО (п. 4.3. Правил).
В целях контроля за выполнением настоящих Правил Региональный оператор направляет в Комитет отчетность в соответствии с Соглашением (5.3. Правил).
Приказом Росстата от 12.12.2019 N 766 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" (далее - приказ Росстата N 766) утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора.
В соответствии с п. п. 2, 7 приказа Росстата N 766 форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" (далее - форма) предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заполненная форма предоставляется респондентом в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.
При заполнении формы в части количественных характеристик твердых коммунальных отходов для перевода объемных величин в количественные (масса, тонны) респонденты руководствуются, в том числе, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Пунктом 2.1.33 Соглашения определена обязанность Общества ежеквартально, по установленной форме, до 15 числа месяца, следующим за отчетным периодом, представлять в уполномоченный орган отчет, содержащий сведения об объеме и (или) о массе накопленных ТКО, а также ТКО, в отношении которых были осуществлены сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение.
По итогам 2019 года региональным оператором и собственниками объектов обработки (сортировки) и полигонов были предоставлены: статистическая отчетность 2-ТП (отходы), отчетность о ТКО, в отношении которых были осуществлены сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение, а также сведения собственников объектов обработки (сортировки) и полигонов ТКО.
Из письма от 20.01.2020 N 37-14-06/349 следует, что за 2019 г. согласно официальной отчетности регионального оператора, представленной в Комитет ЖКХ и ТЭК ВО (с 2020 г. предоставляемой в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области), на территории Волгоградской области в 2019 году собрано 6 110 710,5 куб. м/631 903,25 тонн ТКО (коэффициент перевода ТКО в массу 0,10340913 - расчетный), масса ТКО, переданных на обработку, составляет 543 23916 тонн (85,9687% от собранных ТКО) (включая переданные на последующее размещение).
По данным владельцев полигонов и сортировочных станций за 2019 на объекты обработки и размещения поступило суммарно 574 530.028 тонн (включая переданные на последующее размещение при натурном весовом контроле на каждом ОРО).
Таким образом, административным органом установлено, что данные регионального оператора и собственников объектов обработки (сортировки) и полигонов по итогам работы за 2019 содержат отличные сведения от данных отчетности, предоставленной в Комитет ЖКХ и ТЭК ВО.
Разница в направленной информации Региональном оператором и фактически поступивших отходов на сортировку и размещение составляет 31 290,86 тонн, т.е. данные отходы не "доехали" до мест сортировки (полигонов) и находятся на площадках временного накопления отходов на территории Волгоградской области, что указывает на сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.
Сведения, указанные в отчетной документации регионального оператора и сведения, указанные в отчете формы 2-ТП (отходы) за 2019 г. по массе, не могут отличаться, должны быть идентичными и не должны содержать противоречий.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30 июня 2017 г. N 21 на территории Волгоградской области утверждены нормативы накопления ТКО.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления ТКО", приказа Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО", средняя плотность ТКО составляет 170 кг/куб. м (0,17 т/куб. м), данная плотность указана и в территориальной схеме обращения с отходами на территории Волгоградской области, утвержденной приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 N 927-ОД.
Как следует из материалов дела, при объемах, собранных региональным оператором отходов за 2019 год в 6 110 710,5 куб. м, их масса составляет 631 903,25 тонн, следовательно, при указанных показателях плотность поступаемых на обработку и размещение (полигоны) ТКО составляет всего 0,10340913 т/куб. м, что несопоставимо с плотностью ТКО - от 0,17 т/куб. м.
При расчете данных о количестве собранных и обработанных отходов, в соответствии с установленным коэффициентом 0,170 т/м3, выявлено несоответствие массы отходов ТКО.
По данным декабря 2019 - января 2020, при коэффициенте 0,170 т/м3 и объеме 6 110 710,5 м3, количество отходов составит массу - 1 038 820,785 тонн. Утеря ТКО, при указанном коэффициенте, по официальным данным регионального оператора, составит - 495 581 т (1 038 820,785-543 239,16)/ 2 915 186,03 м3.
При сопоставлении с данными, предоставленными объектами, осуществившими обработку и последующее размещение ТКО, установлено, что фактическая утеря отходов, при установленном коэффициенте 0,170 т/м3, составила 473 783,7850 т (1 038 820,785-565 035,56)/ 2 786 963,4 м3).
По данным корректированной в 2020 отчетности, предоставленной региональным оператором в адрес Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, при коэффициенте 0,170 т/мЗ и объеме 6 292 838,5 м3, составит массу - 1 069 782 тонн. Утеря отходов ТКО при указанном коэффициенте по официальным данным регионального оператора составит - 504 748,08 т/ 2 969 106 м3.
При сопоставлении с данными, предоставленными объектами, осуществившими обработку и последующее размещение ТКО, установлено, что фактическая утеря отходов при установленном коэффициенте 0,170 т/м3, составила - 504 746,4 т (1 069 782-565 035,56)/2 969 096 м3.
В представленной ООО "Управление отходами-Волгоград" годовой форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" за 2019 г. указано:
В графе 2 количество твердых коммунальных отходов, образованных у регионального оператора за отчетный год - 32 596 тонн;
В графе 3 количество твердых коммунальных отходов, поступивших к региональному оператору в субъекте от других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения в течение отчетного года - 1 139 526 тонн;
В графе 5 количество обработанных твердых коммунальных отходов, поступивших к региональному оператору в субъекте от других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и образованных в жилых помещениях, на объектах обработки отходов, принадлежащих региональному оператору в субъекте на праве собственности или иных законных основаниях, в течение отчетного года - 33 345 тонн;
В графе 14 количество твердых коммунальных отходов, поступивших к региональному оператору в субъекте от других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и образованных в жилых помещениях, переданных региональным оператором в субъекте в течение отчетного года другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (операторам) для обработки - 528 642 тонн;
В графе 23 количество твердых коммунальных отходов, поступивших к региональному оператору в субъекте от других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и образованных в жилых помещениях, переданных региональным оператором в субъекте в течение отчетного года другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (операторам) для захоронения - 565 034 тонн;
В графе 28 количество твердых коммунальных отходов, поступивших к региональному оператору в субъекте от других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и образованных в жилых помещениях, накопленных на объектах, эксплуатируемых региональным оператором в субъекте, на конец отчетного года - 78 447 тонн.
Таким образом, согласно отчету 2-ТП (отходы), Обществом от других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения в течение отчетного 2019 г. года принято - 1 139 526 тонн, а также количество твердых коммунальных отходов, образованных у самого регионального оператора за отчетный год составило 32 596 тонн, всего 1 172 122 тонны, из них обработано самостоятельно 33 345 т; накопленных на объектах, эксплуатируемых региональным оператором в субъекте, на конец отчетного года - 78 447 тонн, всего 1 060 330 т.
Проверкой установлено, что по факту на объекты обработки и объекты размещения (полигоны) за 2019 поступило суммарно 574 530,028 тонн (включая переданные на последующее размещение при натурном весовом контроле на каждом ОРО).
Обществом допущено искажение в утерянном тоннаже на 485 799,97 тонны, поскольку обработка отходов предполагает их последующее размещение.
Количество твердых коммунальных отходов, поступивших к региональному оператору и переданных региональным оператором операторам для обработки - 528 642 тонн и количество твердых коммунальных отходов, поступивших к региональному оператору и переданных региональным оператором для захоронения (Гр.23) - 565 034 тонн - не разделимы, поскольку учитывается, что все отходы передаются на обработку и включают в себя объем размещенных отходов.
Оплата услуг по сбору и транспортировке операторами (подрядными организациями), по приему отходов на (сортировке) полигоны и их размещению, осуществляется исходя из фактически привезенных отходов (по факту), тогда как плата с населения за вывоз ТКО взимается по нормативу.
Управление и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о том, что по результатам сравнительного анализа сведений регионального оператора, отчетности 2-ТП (отходы) и сведений, предоставленных объектами обработки (сортировки), установлено, что фактически значительная часть отходов - 485 799,97 тонн, находится на площадках временного накопления.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Общество предоставило недостоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Управлением также установлено, что у Общества имеется разница в коэффициентах уплотнения за 9 мес. и за 1 год (за 9 мес. коэффициент меньше, чем за год), что указывает на некорректность учета данных.
Согласно официально представленных Обществом данных за 9 месяцев 2019, объем принятых отходов меньше, чем указано в письмах ООО "Управление отходами Волгоград" (официальные данные - 4 660 024, 12 м3, по письмам 5 191 490,79 м3).
Административным органом установлено искажение массы отходов за год.
Обществом принято за 2019 год 33 345,03 тонн, из которых прошли обработку 33 345,03 тонн, в отчете отражено 631 903,25 тонн. Кроме того, за 9 мес. 2019 г., согласно ранее направленных писем, принято и передано на обработку 496 518,33 тонн, (по данным отчета, представленного в комитет 474 621,01 т.).
При использовании установленного норматива 0,170 кг/м, при осуществлении обращения с отходами, в том числе, их транспортирования от населения до объекта обработки и размещения, за 2019 год утеряно отходов 495 581 т (1 038 820,785-543239,16)/ 2 915 186,03 куб. м - при использовании данных декабря 2019 года и января 2020, а при корректировке в июне 2020 года соответственно 507 795 т (1 069 782,5-561 987)/ 2 987 029 м3.
Управлением установлено, что фактическая утеря отходов, при установленном коэффициенте 0,170 т/м3 составила - 473 783,7850 тонн/ 2 786 963,4 м3.
Таким образом, Управление и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о предоставлении Обществом в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям недостоверной статистической отчетности 2-ТП (отходы) по итогам 2019 года.
В предписании указано на нарушение Обществом ч.1 ст. 11 Федерального Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды", ч.2 ст. 11 Закона РФ N 89-ФЗ от 24.06. 1998 г. "Об отходах производства и потребления.
В соответствии ч.1 ст. 11 Федерального Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч.2 ст. 11 Закона РФ N 89-ФЗ от 24.06. 1998 г. "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В предписании Управлением обоснованно указано на нарушение Обществом указанных положений нормативных правовых актов.
Предоставленные недостоверные сведения, а именно искажения о количестве образования отходов, препятствуют определению реально образующегося количества отходов ТКО на территории Волгоградской области, объема необходимых мощностей объектов размещения образуемых отходов, а также получению достоверной информации о наполненности объектов размещения отходов, предназначенных для размещения ТКО.
Кроме того, искажение и представление недостоверных сведений о данной категории отходов несет существенные риски сбоев в системе учета отходов, невозможности формирования достоверной информации об объемах отходов, нарушает единую систему обращения с отходами. Данные нарушения приводят к бесконтрольному движению отходов, т.е. фактически отходы могут попасть на непредназначенные для этих целей объекты (на незаконные полигоны, объекты обезвреживания, несанкционированные места размещения), что несет непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды (в виде загрязнения) и здоровья человека.
Общество в апелляционной жалобе указало, что нормативным актом не установлена плотность ТКО 170,3132 кг на куб. м., в связи с чем, применение указанного коэффициента необоснованно, ссылка на приказ Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области N 927-ОД от 30.05.2020 г. неправомерна, поскольку данный приказ не может быть применен к отчетности за 2019 г.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Нормативы накопления ТКО на территории Волгоградской области утверждены приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30 июня 2017 г. N 21.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления ТКО" нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области N 927-ОД от 30.05.2020 г. утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области.
Средняя плотность ТКО - отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников ТКО (без учета ТКО, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе.
В п. 2.4 приказа указаны нормативы накопления ТКО и расчет массы образуемых ТКО.
В п. 2.4 приказа указано, что нормативы накопления ТКО на территории Волгоградской области утверждены приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30 июня 2017 г. N 21 в соответствии с Законом об отходах, постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления ТКО", приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО", Положением о комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 06 февраля 2014 г. N 32-п.
В таблице 11 указано, что средняя плотность ТКО составляет 170,3132 кг на куб. м.
Таким образом, нормативы накопления ТКО на территории Волгоградской области утверждены приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30 июня 2017 г. N 21, а также указаны в территориальной схеме обращения с отходами на территории Волгоградской области, в том числе, средняя плотность ТКО.
Ссылка Общества на письмо от 16.07.2020 N 7593 (стр. 5, таблица, графа 3 "поступление ТКО к региональном оператору от хозяйствующих субъектов и населения) сумма в размере 1 139 526 т отходов определена исходя из суммы слагаемых собранных ТКО и остатков сортировки "хвостов", судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованная, поскольку одни и те же отходы не могут быть посчитаны дважды, что фактически сделано региональным оператором с целью создания видимости достижения объемов ТКО в соответствии с территориальной схемой.
Ссылка Общества на то, что решением Волгоградского областного суда от 03.03.2021 г. отменено постановление Управления N 4/1-2020-Э от 25.08.2020 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ и прекращено производство по делу об административном правонарушении, судебной коллегией отклоняется.
Как следует из материалов дела, решением Светлоярского районного суда Волгоградской области от 21.12.2020 г. постановление Управления N 4/1-2020-Э от 25.08.2020 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, оставлено без изменения.
Решением Волгоградского областного суда от 03.03.2021 г. отменены решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 21.12.2020 г. и постановление Управления N 4/1-2020-Э от 25.08.2020 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, прекращено производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ.
Решением Волгоградского областного суда от 03.03.2021 г. установлено, что административным органом неверно определена квалификация совершенного Обществом правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ, тогда как необходимо квалифицировать выявленное правонарушение по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
При этом, судом установлено, что основанием для привлечения к административной ответственности явилось предоставление Обществом недостоверной статистической отчетности 2-ТП (отходы) по итогам 2019 г., предоставление недостоверных сведений об объеме и массе накопленных ТКО за 2019 г.
Таким образом, наличие события правонарушения судом не опровергнуто, а указано, что нельзя согласиться с выводом административного органа в части квалификации деяния Общества по ст. 8.5 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона.
Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.05.2019 г. N 215 утверждена форма предписания.
Пунктом 70 Административного регламента, утв. приказом Минприроды России от 29.06.2012 г. N 191 (действующего в рассматриваемый период) установлено, что предписание содержит данные: а) дата и место составления предписания; б) дата и номер акта проверки, на основании которого выдается предписание; в) фамилия, имя, отчество и должность лица, выдавшего предписание; г) наименование и реквизиты проверяемого юридического лица, фамилия, имя, отчество, должность законного представителя проверяемого юридического лица (или фамилия, имя, отчество проверяемого физического лица или его представителя); д) содержание предписания (конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено), срок исполнения; е) сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (либо их законным представителям), которым вынесено предписание, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения, либо отметка об отправлении предписания почтой.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
Оспариваемое предписание содержит указание на выявленное нарушение, ссылку на нарушение нормативных правовых актов, требование об устранении нарушений, срок, установленный для исполнения предписания.
Способ исполнения предписания определяется юридическим лицом самостоятельно. Предписание не должно определять характер необходимых действий проверяемого лица. В случае неясности Общество вправе обратиться в Управление за разъяснениями.
Требования, изложенные в предписании реальны и исполнимы, Обществу предписывается в срок до 01.02.2021 г. представить достоверную отчетность.
Предписание не содержит неясностей к исполнению, оно содержит формулировки нарушений, ссылки на соответствующие нормы, позволяющие устранить указанное нарушение.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий и не содержит незаконных либо неисполнимых требований. Оно не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям 25.08.2020 N 4\1-20-Э соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 февраля 2021 года по делу N А12-29468/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29468/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ - ВОЛГОГРАД"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Третье лицо: Арбитражный суд Волгоградской области