Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2021 г. N Ф07-12270/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
13 мая 2021 г. |
Дело N А42-9701/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-х лиц: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9705/2021) ПАО "МРСК Севоро-Запада" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.02.2021 по делу N А42-9701/2020, принятое
по заявлению ПАО "МРСК Севоро-Запада" в лице Мурманского филиала "Колэнерго"
к УФАС по Мурманской области
3-и лица: 1) Муравьева В.С.; 2) Администрация Кольского района Мурманской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Колэнерго" (ОГРН: 1047855175785, адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н; далее - заявитель, Общество, ПАО "МРСК Северо-Запада") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (ОГРН 1025100848630, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Книповича, д. 9а; далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления от 27.10.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 051/04/9.21-505/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Муравьева Валентина Степановна, Администрация Кольского района (далее - Администрация).
Решением от 15.02.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ПАО "МРСК Севоро-Запада" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие события правонарушения, поскольку энергопринимающее устройство гр. Муравьевой В.С. непосредственно не присоединены к электрическим сетям ПАО "МРСК Северо-Запада", обращение по вопросу увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств возможно только в адрес владельца электрических сетей, к которым осуществлено данное технологическое присоединение, т.е. Администрации Кольского района.
Стороны и третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 28.02.2020 гр. Муравьева В.С. обратилась в Общество с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица, максимальная мощность которых составляет 15 кВт включительно и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику питания, в связи с необходимостью увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств - с 4 кВт до 15 кВт.
25.03.2020 Общество, рассмотрев заявку, направило гр. Муравьевой В.С. ответ N МР2/4/08/1927 "О технологическом присоединении", в котором указало, что заявленные энергопринимающие устройства надлежащим образом присоединены, объект заявителя не подключен к электрическим сетям ПАО "МРСК Северо-Запада"; обращение по вопросу увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств возможно только в адрес владельца электрических сетей, к которым осуществлено данное технологическое присоединение.
Не согласившись с действиями Общества, Муравьева В.С. 06.04.2020 обратилась с жалобой в Управление.
Посчитав, что в действиях Общества имеется состав правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусматривается частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, Управление составило в отношении заявителя протокол N 051/04/9.21-505/2020 от 23.07.2020, который определением от 27.08.2020 был возвращен для устранения нарушений, допущенных при его составлении.
После устранения нарушений, 17.09.2020 главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления составил в отношении Общества протокол N 051/04/9.21-505/2020 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а постановлением от 27.10.2020 ПАО "МРСК Северо-Запада" привлечено к административной ответственности за необоснованное отклонение заявки на присоединение в виде наложения штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
В пункте 2 указанных правил установлено, что их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 3 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 861 заявитель - физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, направляет заявку в сетевую организацию с приложением соответствующих документов.
Согласно пункту 15 Правил N 861 (в редакции, действовавшей в период подачи заявки) в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, энергопринимающие устройства гр. Муравьевой В.С. присоединены к электрическим сетям, находящимся на балансе муниципального образования Кольский район.
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, обращение Муравьевой В.С. в сетевую организацию связано с необходимостью увеличить максимальную мощность с 4 кВт до 15 кВт, что, в свою очередь, увеличивает нагрузку на сеть и ведет к изменению технических условий и не свидетельствует о повторном технологическом присоединении.
Заявка подана заявителем в соответствии с требованиями пункта 2 Правил N 861 в связи с необходимостью увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств заявителя.
Увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств согласно Правил осуществляется в том же порядке, что и технологическое присоединение.
Сетевая организация исполняет мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.
Учитывая, что речь идет об объекте, который ранее уже был присоединен к сетям электросвязи, Общество обязано было рассмотреть заявку заявителя на предмет соответствия требованиям Правил технологического присоединения (требования пункта 15 Правил технологического присоединения) с учетом изложенных выше обстоятельств.
Возможность (право) обращения заявителя с заявкой в сетевую организацию в случае увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, предусмотрена пунктом 2 Правил N 861.
Требования к содержанию заявок установлены пунктами 9, 10 и 12 - 14 Правил N 861.
Сетевая организация рассматривает поданные в их адрес заявки на предмет соответствия требованиям Правил технологического присоединения в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 15 Правил N 861.
Администрация Кольского района Мурманской области сетевой организацией не является. Обращение Муравьвой С.В. с заявкой на технологическое присоединение в сетевую организацию на нарушает положения статьи 26 Закона N 35-ФЗ об однократности технологического присоединения.
Кроме того, суду первой инстанции Администрация в объяснениях от 28.01.2021 пояснила, что подключение потребителя к линии электропередач 0,4 кВ с кадастровым номером 51:00:0000000:101 в с.Минькино было осуществлено до их оформления в собственность муниципального образования Кольский район. Право собственности на указанную линию электропередач зарегистрировано 20.03.2019 на основании решения суда о признании указанного имущества бесхозяйным и передачи его в собственность муниципального образования Кольский район. При подключении Муравьевой С.В. к линиям электропередач Общества в связи с увеличением максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, Администрация произведет ее отключением от линии электропередач 0,4 кВ с кадастровым номером 51:00:0000000:101 в с.Минькино, находящихся в собственности муниципального образования.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении Обществом требований Правил технологического присоединения (пункты 15, 3, 6) при рассмотрении поступившей от заявителя заявки.
Приняв во внимание изложенные выше обстоятельства, а также отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства в области электроэнергетики, суд первой инстанции с учетом того, что заявитель ранее привлекался к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии в деяниях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражным судом первой инстанции правомерно не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
В данном случае Управление назначило Обществу наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб., то есть в размере ниже низшего предела санкции инкриминируемой части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что назначенный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15 февраля 2021 года по делу N А42-9701/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9701/2020
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА", ПАО "МРСК Севоро-Запада" Мурманский ф-л
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КОЛЬСКОГО РАЙОНА, Муравьева Валентина Степановна