город Ростов-на-Дону |
|
13 мая 2021 г. |
дело N А53-38497/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Ковалевой Н.В., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя Шелухиной И.В. по доверенности от 26.11.2018 N 4108,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2021 по делу N А53-38497/2020
по иску акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (ИНН 6102007550, ОГРН 1026100664006)
к ответчику федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (далее - АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России", ответчик) о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также задолженность за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за август 2020 года в размере 11 731 290,74 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате отбора проб сточных вод истцом выявлено, что ответчиком допускается сброс загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций, в том числе, сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в связи с чем, истцом начислена соответствующая плата.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2021 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что требования истца являются обоснованными, поскольку материалами дела подтверждается факт сброса ответчиком сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда от 27.02.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что в расчете платежей за сброс загрязняющих веществ в сточные воды, истец значительно занизил максимально допустимые значения нормативных показателей, которые регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" и АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" заключен контракт от 13.02.2019 N 984 холодного водоснабжения и водоотведения, дополнительное соглашение N 1 к контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 984 от 13.02.2019.
Местом исполнения обязательств по настоящему контракту являются объекты, расположенные по адресу:
объект N 1 - Ростовская область, Аксайский район, п. Степной, ул. Звездная,1;
объект N 2 - Ростовская область, Аксайский район, п. Рассвет, ул. Дорожная, 3, В/Г5.
Согласно пункту 3.9 контракта размер оплаты за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Стороны согласовали место отбора проба сточных вод с целью осуществления контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод требований к составу и свойствам сточных вод установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Объект N 1 Ростовская область, Аксайский район, п. Степной, ул. Звездная, 1, установлены места отбора проб сточных вод (контрольные колодцы);
- выпуск N 1 - сбросной канализационный колодец в 25 м от торца здания котельной (доля сбрасываемых сточных вод по территории в/г N 8 в/ч 11659 - 70 %);
- выпуск N 2 - сбросной канализационный колодец в 20 м от торца здания (казармы) N 12 (доля сбрасываемых сточных вод по территории в/г N 8 в/ч 11659 - 30 % (согласно акту об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод) от 26.04.2018).
Объект N 2 Ростовская область, Аксайский район, п. Рассвет, ул. Дорожная, 3, В/Г 5. Контрольным местом отбора проб сточных вод считать канализационный колодец, предшествующий приемной емкости КНС в 6 м от северного и в 32 м от восточного ограждения (забора) в/ч 62829 (согласно акту об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод) от 08 июня 2018 года).
29.07.2020 истцом совместно с МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог произведен отбор сточной воды из контрольных колодцев:
- объекта N 1, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, п. Степной, ул. Звездная, 1;
- объекта N 2, расположенного по адресу: Ростовская область, поселок Рассвет, ул. Дорожная, 3, В/Г 5.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышением установленных ДК производится по формуле.
По объекту N 1, по результатам протокола измерений проб воды N 089 - СВА от 05.08.2020, выполненных МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог, в составе сточных вод обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сульфиды (в 2545 раз), железо общее (в 2,89 раз), медь (в 56,67 раз).
Истцом произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и ответчику выставлены платежные документы за август 2020 года на сумму 3 199 305,28 руб.
По объекту N 2 по результатам протокола измерений проб воды N 088 - СВА от 05.08.2020, выполненных МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог, в составе сточных вод обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сульфиды (в 2136,36 раз), железо общее (в 2,13 раз), медь (в 60,0 раз).
Истцом произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и ответчику выставлены платежные документы за август 2020 года на сумму 787 575,74 руб.
Общая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за август 2020 года составила 3 986 881,02 руб.
Также по объекту N 1 по результатам протокола измерений проб воды N 089 - СВА от 05.08.2020, выполненных МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог, в составе сточных вод обнаружено превышение сероводорода и сульфидов согласно приложению N 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Истцом произведен расчет и выставлены ответчику платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за август 2020 года в сумме 6 243 665,62 руб.
По объекту N 2 по результатам протокола измерений проб воды N 088 - СВА от 05.08.2020, выполненных МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог, в составе сточных вод обнаружено превышение сероводорода и сульфидов согласно приложению N 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Истцом произведен расчет и выставлены ответчику платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за август 2020 года в сумме 1 500 744, 10 руб.
Общая сумма задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за август 2020 года составила 7 744 409,72 руб.
30.09.2020 АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" направило в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" претензию с требованием добровольно оплатить задолженности за сброс сточных с превышением допустимых концентраций в системы канализации и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 11 731 290,74 руб.
В связи с тем, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" добровольно не погасило образовавшуюся задолженность, АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (пункт 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (пункт 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
В пункте 1 статьи 15 Закона N 416-ФЗ указано, что в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные данным Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в пункте 118 Правил N 644.
В силу пункта 113 Правил N 644 значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Обязанность по указанной выше компенсации расходов наступает у абонента в силу пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным, в том числе, пунктами 113 и 114 названных Правил.
В пункте 120 Правил N 644 содержится формула определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для случая, когда по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 Правил N 644.
В силу пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 данных Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Таким образом, с введением в действие с 01.01.2014 раздела VII Правил N 644 все абоненты организаций водопроводно-канализационного хозяйства обязаны вносить следующие виды платежей: плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов"); по влиянию на работу сооружения централизованной системы водоотведения (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, разделы VI, VII Правил N 644).
Из материалов дела следует, что по результатам анализа проб сточных вод из контрольных колодцев истцом установлено превышение максимально допустимых значений концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, в результате чего ответчику начислена плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Материалами дела подтверждается факт того, что учреждение сбрасывает загрязняющие вещества в системы канализации с превышением допустимых концентраций, в том числе запрещенные к сбросу загрязняющие вещества в систему канализации г. Аксая.
В соответствии с пунктом 4.3.5 контракта абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации муниципальных образований Ростовской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка он распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов, осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Ростовской области.
Порядок регулирует механизм взимания платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации муниципальных образований Ростовской области.
Фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации муниципальных образований Ростовской области включает в себя: услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующих установленным нормативам водоотведения; прием загрязняющих веществ по временным условиям приема (льготным условиям, стимулирующим водоохранную деятельность абонентов); сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 4 Порядка).
В пункте 22.3 Порядка установлено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы, умноженных на разницу между фактической концентрацией и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к базовым нормативам платы, умноженных на коэффициент индексации платы, на коэффициент экологической ситуации и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в постановлении Главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612. Нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая, определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Загрязняющие вещества, которые не были утверждены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
Постановлением администрации Аксайского городского поселения N 501 от 11.08.2020 утверждены нормативы водоотведения по составу сточных вод на август 2020 года, согласно приложению к постановлению администрации Аксайского городского поселения N 501 от 11.08.2020 нормативы сброса сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения города Аксай на август 2020 года составляет: сульфиды - 0,0021 мг/дм3, железо общее - 0,7 мг/дм3, АСПАВ - 0,11 мг/дм3, медь - 0,0012 мг/дм3.
В соответствии с Порядком ответчик отнесен к числу абонентов, указанных в пункте 22.4, к которым применяется пятикратный тариф на услуги по водоотведению за сброс загрязняющих веществ. Плата за сброс абонентами веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации всех видов загрязняющих веществ, рассчитывается как произведение пятикратного тарифа на услуги по водоотведению и фактического объема сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, зафиксированный абонентским отделом.
На основании пункта 24 постановления N 348 общая величина платы взимается организациями ВКХ в соответствии с пунктом 22 указанного Порядка в каждом расчетном периоде, ограничивается семикратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод в расчетном периоде.
Расчет платы за сбор сточных вод с превышением допустимых концентраций в системы канализации г. Аксая, в том числе за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций (ДК) за август 2020 года произведен истцом в соответствии с вышеуказанными нормативными положениями и с учетом нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, разрешенных абонентам к сбросу в городскую канализацию, утвержденных в приложении N 1 к Условиям приема.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в расчете платежей за сброс загрязняющих веществ в сточные воды, истец значительно занизил максимально допустимые значения нормативных показателей, которые регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, отклоняются судебной коллегией, как необоснованные.
Произведенный истцом расчет задолженности соответствует Правилам N 644, проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2021 по делу N А53-38497/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38497/2020
Истец: АО "АКСАЙСКАЯ ПМК РОСТОВСЕЛЬХОЗВОДСТРОЙ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, федеральное государственной бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации