г. Санкт-Петербург |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А56-97043/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6958/2021) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2021 по делу N А56-97043/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Траско"
к Санкт-Петербургской таможне
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Траско" (ОГРН: 1025002866470, адрес: 143420, Московская обл., р-н Красногорский Район, Архангельское п/о, 4 км Ильинского шоссе, стр. 8; далее - Общество, ООО "Траско", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (199000, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10; далее - таможня, таможенный орган) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-3791/2020 от 13.10.2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 52 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 11.03.2021 суд первой инстанции признал незаконным постановление Санкт-Петербургской таможни от 13.10.2020 о назначении административного наказания к протоколу об административном правонарушении N 10210000-3791/2020.
Не согласившись с решением суда, таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает на то, что вина Общества доказана таможенным органом и подтверждается материалами дела.
Определением апелляционного суда от 18.03.2021 апелляционная жалоба таможни принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.08.2020 в 10 час. 38 мин. в отдел таможенного оформления и таможенного контроля (далее - ОТК и ТК) Таможни таможенным представителем Общества, на основании договора таможенного представителя с декларантом ООО "Воронеж-Аква" N 00000000022150140002/ВА-2016/0052-У от 31.08.2016, в лице специалиста по таможенному оформлению Тендрякова Ф.В., действующему на основании доверенности N 67 от 01.01.2020, подана посредством электронного декларирования декларация на товары, которой присвоен номер 10210200/170820/0230288 (далее - ДТ) для помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" на два товара:
В том числе часть товара N 1: оборудование для очистки воды в системах водоснабжения промышленных объектов. Установка ультрафильтрации RUN Aqua-UF (GCB45), с тех. документацией. Номинальной производительностью 82 м3/ч. предназначена для осветления воды.
Согласно сведениям, указанным в ДТ, отправитель товара - UAB "Run Engineering", LT-54469, Литва, Каунасский район, Бирулишкес, ул. Ветеринару 40, получатель товара - ООО "Воронеж-Аква".
Фактически товар поступил на т/п Южный Санкт-Петербургской таможни по следующим транспортным и коммерческим документам: -CMR б/к от 14.08.2020; Инвойс N RE-0144 от 13.08.2020; Контракт N ВА-2020/72-ПОС от 17.02.2020 на транспортное средство (гос. per. знак Н246ОВ39/АМ5880-39). Страна отправления - Литва.
В ходе таможенного контроля проведен таможенный осмотр товара по ДТ. В результате фактического таможенного контроля (АТО N 10210100/170820/002966) установлено, товар перевозится в разобранном виде, согласно приложенной к товару заводской документации (технологическая часть) товар представляет собой установку ультрафильтрации RUN Aqua - UF 90,208 (GCB 45AT001).
Таможенным контролем выявлено и установлено несоответствие сведений о товаре указанных непосредственно в заводской документации и сведениях о товаре, указанных в графе 31 ДТ, а также в декларации о соответствии N ЕАЭС N RU Д-LT.B.02735/20 от 28.04.2020 (далее - ДС), а именно в графе 31 ДТ и заводской документации, указана установка ультрафильтрации RUN AQUA-UF (GCB45), в представленной декларации о соответствии указана установка ультрафильтрации RUN AQUAU-F.
Усмотрев наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, должностным лицом отдела таможенного контроля 11.09.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 10210000-3791/2020.
Постановлением от 13.10.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-3791/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 52 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суды первой инстанции пришел к выводу, что выявленное таможенным органом несоответствие сведений о товаре указанных непосредственно в заводской документации и сведениях о товаре, указанных в графе 31 ДТ, а также в декларации о соответствии не свидетельствует о нарушении установленных запретов и ограничений, а также об отсутствии вины Общества во вмененном правонарушении, в связи с чем признал оспариваемое постановление незаконным.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Объектом правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров при их помещении под таможенную процедуру.
Объективная сторона правонарушения выражается в противоправном действии, заключающемся в заявлении в декларации на товары недостоверных сведений о товаре либо в представлении недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Согласно статье 32 раздела XIII Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор) в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями настоящего Договора.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.
В соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (пункт 1).
Пунктом 1 статьи 80 ТК ЕАЭС установлено, что лица, определенные ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций.
Выпуск товаров производится таможенным органом при условии, если: декларантом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС).
На основании пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено понятие "запреты и ограничения" применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС), меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Пунктами 1,2 статьи 52 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза.
Порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС) определены Протоколом о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) (далее - Протокол).
В соответствии с Протоколом технический регламент Союза - документ, принятый Комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).
Согласно пункту 5 Протокола оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах Союза, проводится, в том числе, в Форме подтверждения соответствия.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации. Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение.
Согласно пункту 2 Протокола под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
Статьей 2 ТК ЕАЭС установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", включающее "ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза, О безопасности машин и оборудования"), согласно статьи 2 предисловия данного TP ТС 010/20177 данный технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к машинам и (или) оборудованию при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации, обеспечения свободного перемещения машин и (или) оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Пункт 2 статьи 1 TP ТС 010/2011 настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Статьей 351 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные органы обеспечивают и выполняют на таможенной территории НАЭС функции и задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.
Согласно подпункту 7 части 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС установлено, что выпуск товаров производится таможенными органами, если соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров. В соответствии со статьей 125 ТК ЕАЭС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 118 ТК ЕАЭС, а также в случаях, указанных в пункте 1 статьи 125 ТК ЕАЭС, таможенный орган до истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, а также, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - рекомендации по их устранению.
Согласно пункту 1 статьи 13 TP ТС 010/2011 государства - члены Таможенного союза обязаны предпринять все меры для ограничения, запрета выпуска в обращение машин и (или) оборудования на единой таможенной территории Таможенного союза, а также изъятия с рынка машин и (или) оборудования, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента.
Согласно пункту 5 Главы II Правил оформления декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 293 от 25.12.2012, в части 5 пункта "д" указано, что в поле 5 декларации о соответствии указываются, в том числе сведения о продукции, включая: наименование и обозначение (в случаях, предусмотренных техническими регламентами Союза (тех. регламентами Таможенного союза) (далее - технические регламенты)) продукции и (или) иное условное обозначение, присвоенное изготовителем продукции (при наличие); название продукции (в случаях, предусмотренных техническими регламентами) (при наличии); иные сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (при наличии).
Таким образом, в силу приведенных норм установлена обязанность декларанта по соблюдению запретов и (или) ограничений, в том числе, при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, выявленное и установленное таможней несоответствие сведений о товаре указанных в графе 31 ДТ, а также в сертификате соответствия N ЕАЭС N RU Д-LT.B.02735/20 от 28.04.2020, а именно в графе 31 ДТ и заводской документации указана установка фильтрации RUN AQUA-UF, в представленной декларации о соответствии указана установка фильтрации RUN AQUAU-F (л.д.18).
Вместе с тем, орган по сертификации ООО "Центр Сертификации "ВЕЛЕС" при регистрации указанной Декларации о соответствии допустил техническую опечатку в части наименования товара: вместо "Установка ультрафильтрации RUN AQUA-UF" указано наименование товара "Установка ультрафильтрации RUN AQUAU-F", то есть знак дефис в слове AQUA-UF некорректно поставлен органом по сертификации следующим образом - AQUAU-F, о чем к ДТ было приложено письмо N В/137-1 от 18.08.2020 (л.д. 57).
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств совершения Обществом виновных действий, направленных на искажение сведений в части наименования товара с целью несоблюдения ограничений по ввозу товара таможенным органом не представлено.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконными и отменил постановление Санкт-Петербургской таможни от 13.10.2020 о назначении административного наказания к протоколу об административном правонарушении N 10210000-3791/2020.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 марта 2021 года по делу N А56-97043/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-97043/2020
Истец: ООО "ТРАСКО"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ