г.Москва |
|
13 мая 2021 г. |
Дело N А40-175816/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Аэрофлот-Российские авиалинии"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2021 по делу N А40-175816/20
по иску ПАО "Аэрофлот-Российские авиалинии"
к 1) ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", 2) АО "Международный аэропорт Нижний Новгород"
третье лицо: ООО "Трансстроймеханизация"
о солидарном взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Журбина В.Г. по доверенности от 14.12.2020,
от ответчика1: Боровкова А.А. по доверенности от 20.04.2021,
от ответчика2: Трофимова А.С. по доверенности от 20.02.2021,
от третьего лица: Бевз С.И. по доверенности от 15.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", АО "Международный аэропорт Нижний Новгород" о солидарном взыскании убытков в размере 476 689 руб. 80 коп.
Решением суда от 26.02.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права.
Ответчики и третье лицо возражают против доводов жалобы, просят отказать в ее удовлетворении. Представили письменные отзывы на жалобу.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23.09.2017 в 21:21 (мск) при выполнении захода на посадку в аэропорту г. Нижнего Новгорода воздушного суда (далее - ВС) RRJ-95 RA-89028, выполнявшего рейс SU1340 Шереметьево - Нижний Новгород, в условиях низкой видимости на посадочной полосе, диспетчер ОрВД предоставил экипажу ВС информацию о прекращении дистанционных наблюдений за видимостью в районе середины ИВПП-2 аэродрома ввиду обрыва кабеля линии связи и управления.
В 21:41 экипаж ВС, убедившись, что информации о том, когда будут показания дальности видимости на середине ВПП, нет, принял решение об уходе на запасной аэродром Шереметьево.
В соответствии с п.1 ст.95 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационное происшествие или инцидент с гражданским, государственным или экспериментальным воздушным судном Российской Федерации либо с воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации подлежат обязательному расследованию.
Согласно п.1.1.6. Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 N 609 (далее - ПРАПИ-98) процесс расследования авиационного происшествия или инцидента включает в себя сбор и анализ информации, проведение необходимых исследований, установление причин авиационного происшествия или инцидента, подготовку отчета и заключения, разработку рекомендаций, разбор (слушание) по результатам расследования.
Согласно отчету по результатам расследования авиационного события с ВС RRJ-95 RA-89028 ПАО "Аэрофлот" от 04.10.2017, проведенного комиссией, назначенной приказом Начальника Поволжского МТУ Росавиации от 26.09.2017 N 192-П, причиной прекращения наблюдений за видимостью в районе середины ИВПП-2 явился обрыв кабеля линии связи и управления, вызванный следующими обстоятельствами:
- нарушение технологии строительных работ по прокладке связных кабелей службой ЭРТОС Нижегородского Центра ОВД филиала "МЦ АУВД" ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" (несоблюдение нормативных требований к глубине закладки кабелей на летном поле). Указанный кабель принадлежит на праве собственности ФГУП "Госкорпорация по ОРВД";
- необеспечение контроля со стороны АО "МАНН" за работой сторонней подрядной организации на аэродроме (нарушение ООО "Трансстроймеханизация" согласованного маршрута движения строительной техники при осуществлении 23.09.2017 строительных работ, проводимых под руководством сменного инженера аэродромной службы).
По результатам расследования авиационного события комиссия представила рекомендации АО "МАНН" усилить контроль за выполнением работ на территории летного поля сторонними строительными организациями, ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" обратить особое внимание на соблюдение нормативных требований по эксплуатации и прокладке кабелей на летном поле.
В соответствии с действующим на дату авиационного события договором N 91 от 26.01.2004 на обеспечение обслуживания воздушных судов, заключенным между ОАО "МАНН" (далее - Аэропорт) и ПАО "Аэрофлот" (далее - перевозчик), Аэропорт предоставляет перевозчику услуги по аэропортовому, наземному и сервисному обсаживанию воздушных судов перевозчика, выполняющих регулярные и нерегулярные рейсы (внутрироссийские, международные), а также использующих аэродром в качестве запасного.
Согласно п.3.1.1 указанного договора Аэропорт обеспечивает взлет-посадку воздушных судов перевозчика.
На основании сертификата N ФАВТ.ОА-075 АО "Международный Аэропорт Нижний Новгород" является оператором аэродрома гражданской авиации Нижний Новгород (Стригино).
Согласно ст.48 Воздушного кодекса Российской Федерации требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В силу п.6 Приказа Минтранса России от 25.09.2015 N 286 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил" (далее - ФАЛ 286) оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
На основании п. 38 ФАЛ 286 оператор аэродрома гражданской авиации осуществляет контроль за проведением работ на аэродроме сторонними организациями.
Согласно п.8.12 Приказа Минтранса России от 31.07.2009 N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - ФАП 128) подготовка аэродрома к полетам воздушных судов, контроль над его техническим состоянием, своевременный ремонт, определение значений коэффициента сцепления осуществляется главным оператором аэропорта.
В соответствии с п. 8.13 ФАП 128 организация работ на аэродроме, время начала и окончания работ по подготовке аэродрома к полетам воздушных судов, определяется главным оператором аэропорта и в письменной форме согласовывается с органом ОВД аэродрома (при его наличии).
Движение техники сторонних строительных организаций в контролируемой зоне аэродрома осуществляется в сопровождении должностного лица службы оператора аэродрома.
Контроль за работой сторонней строительной организации на аэродроме осуществляет должностное лицо аэродромной службы оператора аэродрома, как ответственное лицо за эксплуатационное содержание аэродрома.
Следовательно, на АО "МАНН" как на субъекте, осуществляющем аэропортовую деятельность и имеющем соответствующий сертификат, лежала обязанность по обеспечению контроля за осуществлением работ подрядной организацией в зоне аэродрома.
Нарушения, допущенные ООО "Трансстроймеханизация", при осуществлении строительных работ, проводимых под руководством сменного инженера аэродромной службы, привели к повреждению кабеля линии связи и управления и прекращению дистанционных наблюдений за видимостью в районе середины ИВПП-2 аэродрома г.Нижнего Новгорода 23.09.2017.
Поврежденный кабель линии связи и управления принадлежит ФГУП "Госкорпорация по ОРВД". Техническую эксплуатацию объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи осуществляет служба эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (далее - ЭРТОС).
Ввиду нарушений, допущенных службой ЭРТОС Нижегородского Центра ОВД филиала "МЦ АУВД" ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" при осуществлении строительных работ по прокладке связных кабелей (несоблюдение нормативных требований к глубине закладки кабелей на летном поле), кабель линии связи и управления был поврежден, что явилось причиной прекращения дистанционных наблюдений за видимостью в районе середины ИВПП-2 аэродрома г. Нижнего Новгорода 23.09.2017.
Согласно представленному расчету истца в связи с уходом на запасной аэродром ВС RRJ-95 RA-89028, выполнявшего рейс SU1340 Шереметьево - Нижний Новгород, ПАО "Аэрофлот" понесены убытки, размер которых составил 476 689 руб. 80 коп., из которых:
- 167 030 руб. - расходы ПАО "Аэрофлот", связанные с задержкой рейса (обслуживание пассажиров - размещение в гостинице);
- 34 958, 64 руб. - расходы ПАО "Аэрофлот", связанные с уходом на запасной аэродром (наземное обслуживание);
- 117 960 руб. - расходы ПАО "Аэрофлот", связанные с задержкой рейса (обслуживание пассажиров - предоставление питания);
- 3 684, 16 руб. - расходы ПАО "Аэрофлот" на аэронавигационное обслуживание рейса SU1340;
- 153 057 руб. - расходы ПАО "Аэрофлот" на дополнительное израсходованное топливо в связи с уходом рейса SU1340 Шереметьево - Нижний Новгород на запасной аэродром Шереметьево.
Направленные в адрес ответчиков претензии от 10.12.2019 N 09-1386, от 12.12.2019 N 09-1384 с требованием о солидарном возмещении вышеуказанных убытков оставлены без удовлетворения.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия причинно-следственной связи между действиями ответчиков и причиненными убытками, а также вина ответчиков, в связи с чем обоснованно отказал в иске.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определен характер спорных взаимоотношений и дана полная оценка обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают. Противоправность действий ответчиков из материалов дела не усматривается.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2021 по делу N А40-175816/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175816/2020
Истец: ПАО "АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ"
Ответчик: АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ НИЖНИЙ НОВГОРОД", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Третье лицо: ООО "ТРАНССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ"