г.Москва |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А40-93900/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хыбыртовой З.Р.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021 по делу N А40-93900/20
по иску ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ОГРН 1027700430889)
к 1. ГКУ "ГЦЖС" (ОГРН 1047702001016), 2. ПРАВИТЕЛЬСТВУ МОСКВЫ (ОГРН 1027739813507),
3-е лицо: ДЖКХ ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН 1037700110238),
о взыскании 19 047 331,58 рублей,
При участии в судебном заседании:
от истца: Ярошева И.М. по доверенности от 12.01.2021,
от ответчика1: Кровякова Т.В. по доверенности от 11.01.2021,
от ответчика2: Григорьева А.Э. по доверенности от 11.03.2021,
от третьего лица: Григорьева А.Э. по доверенности от 30.12.2020.
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 20.02.2021 в удовлетворении исковых требований о взыскании 19.047.331,58 рублей убытков, возникших вследствие отказа в предоставлении субсидий, выраженных в разнице между утвержденными тарифами для определенной группы потребителей, и утвержденными для иной группы потребителей экономически обоснованными тарифами, за период с ноября 2017 года по июнь 2019 года - отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, считает, что ввиду межтарифной разницы, в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, возникли выпадающие доходы, обязанность по компенсации которых возникла у ответчиков не зависимо от установления механизма предоставления субсидии.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, приняв по делу новый судебный акт.
Явившиеся представители иных участвующих в деле лиц поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают их необоснованными, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, возражений, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Договором управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации N 7-УЖФ от 25.09.2017 в управление Истцу, в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по г.Москве и Московской области), переданы 52 объекта жилищного фонда.
Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами (п.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Истец осуществляет деятельность, как управляющая компания, на основании Лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 077001173 от 26.07.2017, выданной Государственной жилищной инспекцией города Москвы.
За период с ноября 2017 года по июнь 2019 года оплата коммунальных услуг со стороны нанимателей специализированного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации, имеющих право на льготы и проживающих в жилых помещениях, управление которыми осуществляет Истец, производилась в размере 50% от полной стоимости оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Оплата 50% жилого помещения и коммунальных услуг осуществлялась за счет собственных средств Истца.
Согласно законодательству РФ, тарифы на коммунальные услуги формируются в каждом субъекте РФ при помощи критерия экономической обоснованности.
Истцу за период с ноября 2017 года на основании нормативных актов города Москвы устанавливался экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги.
В соответствии с действующим законодательством РФ (ст.539 Гражданского кодекса РФ; ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения"; постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан"); Федеральный закон N 69-ФЗ от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации") у Истца возникла обязанность по оплате коммунальных услуг в полном объеме в размере экономически обоснованного тарифа.
Таким образом, по мнению Истца, в результате реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) городом Москвой, как публично-правовым образованием, у Истца возникли убытки, выраженные в разнице между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты Истца на производство соответствующего ресурса.
С учетом непредставления Истцу субсидии на возмещение не дополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) и установления льгот отдельным категориям населения, в настоящее время у Истца возникли убытки за период с ноября 2017 по июнь 2019 года в размере 19 047 331,58 рублей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.1 ст.65, ч.2 ст.9 АПК РФ).
Полномочия Правительства Москвы регламентированы и закреплены положениями Закона Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", в силу ч.1 ст. 19 которого публично-правовое волеизъявление данного административного органа может быть выражено в форме правовых актов - постановлений (имеют нормативный характер) или распоряжений (принимаются по вопросам организационного-распорядительного характера и не являются нормативными актами).
На основании п.2 ч.3 ст.4 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" постановления Правительства Москвы -нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Постановлением Правительства города Москвы от 07.12.2004 N 850-ПП "О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг" (далее - Постановление 850-ПП) утверждены Порядок и условия предоставления с 01.01.2005 отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно пункту 2.2 постановления Правительства Москвы от 07.12.2004 N 850-1111 возмещение выпадающих доходов жилищных и ресурсоснабжающих организаций от предоставления отдельным категориям гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг производится через Городской центр жилищных субсидий в установленном Правительством Москвы порядке.
Порядок возмещения через Городской центр жилищных субсидий выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002 N 411-ПП "О Порядке предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи" (далее -Постановление 411-ПП).
Возмещение выпадающих доходов жилищным и иным организациям, осуществляющим функции по управлению жилищным фондом, производится на основании заключенных с ПСУ "ГЦЖС" договоров.
В соответствии с Порядком, ГКУ "ГЦЖС" возмещает недополученные доходы от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг на основании заключенных с этими организациями договоров (п. 3.1. Постановление 411-1111).
Таким образом, у истца отсутствовали основания требовать возмещения выпадающих доходов за период с ноября 2017 г. по июнь 2019 г., так как договор ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и ГКУ "ГЦЖС" заключен только 18.07.2019. До 18.07.2019 обращений от ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с просьбой о заключении договора в ГКУ "ГЦЖС" не поступало.
В соответствии с ч. 1 ст.425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Обязанность возмещения выпадающих доходов возникает у ГКУ "ГЦЖС" с момента заключения договора, в период действия договора и по истечении срока действия договора до полного исполнения своих обязательств по договору.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России указывало в исковом заявлении, что в результате незаконных действий (бездействий) государственного органа, у него возникли убытки.
Так, в соответствии со статьей 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Таким образом, под убытками в юридическом аспекте понимаются не любые имущественные потери лица, независимо от причин их возникновения, имеющие экономическую основу, а лишь те невыгодные имущественные последствия, которые наступают для потерпевшего вследствие противоправного нарушения обязательства либо причинения вреда его личности или имуществу и подлежащие возмещению.
Убытки представляет собой меру ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности при одновременном причинении вреда. Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказывании совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действия (бездействия) причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями (бездействиями) и убытками, наличие и размер понесенных убытков.
Следовательно, лицо, требующее возмещения убытков, в силу статьи 65 АПК РФ должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер убытков и причинно-следственную связь между первым и вторым обстоятельствами.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п.2 ст.15 ГК РФ).
На основании пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
В пункте 5 Постановления N 7 Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что по смыслу ст.ст.15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков. При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается. При принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
ГКУ "ГЦЖС" - государственное казенное учреждение города Москвы, создано для оказания государственных услуг, связанных с предоставлением гражданам (жителям) мер социальной поддержи в сфере жилищно-коммунального хозяйства (предоставление субсидий на оплату ЖКУ), для осуществления возмещения недополученных доходов управляющим организациям.
Функции и полномочия учредителя учреждения в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.03.2017 г. N 81-ПП осуществляет Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. Взаимодействие учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и бюджетным законодательством города Москвы.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение -это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
При предоставлении субсидий, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий ( ч. 5 ст.78 БК РФ).
Возмещение недополученных доходов организациям ГКУ "ГЦЖС" осуществляет в строгом соответствии с порядком (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002 г. N 411-ПП "О порядке предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи".
В соответствии с Порядком, ГКУ "ГЦЖС" возмещает недополученные доходы от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг на основании заключенных с этими организациями договоров (п. 3.1. Порядка).
Между ГКУ "ГЦЖС" и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России договор N 0511044 о предоставлении субсидии (грантов в форме субсидии) из бюджета города Москвы в целях возмещения недополученных доходов от предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством, был заключен 18.07.2019 на основании обращения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, действовал в период с 01.07.2019 по 31.12.2019 (п. 6.1. Договора), иных сроков действия не содержал.
Как пояснил представитель 1-го ответчика в суде первой инстанции, до 18.07.2019 обращений от ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с просьбой о заключении договора в ГКУ "ГЦЖС" не поступало.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России указывало в исковом заявлении, что в результате незаконных действий (бездействий) государственного органа, у него возникли убытки.
В гражданском праве убыток, это выраженный в денежной форме реальный ущерб, который причинен лицу противоправными действиями другого лица.
Однако, исковое заявление не содержало ссылок на нормативно-правовые акты, которые по мнению ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России были нарушены.
Предоставление субсидии во исполнение ст. 159 ЖК РФ из средств Федерального бюджета Российской Федерации и бюджета субъекта Российской Федерации - город Москва в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" являются мерой социальной поддержки гражданам, назначаются и выплачиваются непосредственно гражданам - физическим лицам на основании их обращения, поданного в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27.03.2012 г. N 111-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" (приложение N 1 к Постановлению), регламентом о взаимодействии и на основании постановления Правительства Москвы от 23.04.2014 N219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" (п.23.1. приложения N1 Постановления).
Меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам и возмещение недополученных доходов юридическим лицам (управляющим организациям) являются различными услугами и их предоставление регламентировано различными нормативными актами и требованиями к их предоставлению.
Суд апелляционной инстанции полагает, что истец не представил допустимых доказательств, того, что неправомерные действия ответчиков, привили к возникновению у него убытков, как и не доказал невозможность их компенсации в установленном порядке (путем получения субсидии), в связи с этим исковые требования не могли быть удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Понесенные истцом расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд с иском, правомерно взысканы с ответчика в порядке ч.1 ст.110 АПК РФ.
Расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021 по делу N А40-93900/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93900/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ