г. Челябинск |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А76-5403/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.03.2021 по делу N А76-5403/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Магнитогорского природоохранного прокурора - Дроженко И.Н. (служебное удостоверение).
общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" - Алимова А.В. (доверенность N 2021-151 от 16.02.2021, диплом).
Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области (далее - заявитель, прокурор) обратилась в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" (далее - ООО "ЦКС", общество) о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.03.2021 (резолютивная часть решения объявлена 23.03.2021) заявленные требования удовлетворены, ООО "ЦКС" привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
ООО "ЦКС" не согласилось с решением арбитражного суда и обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на отсутствие его вины в совершении. Обращает внимание на следующее: общество не имело альтернативного способа оказания услуги по размещению отходов на территории Магнитогорского кластера, кроме как посредством рассматриваемого полигона пос. Локомотивный; отходы 3 класса опасности общество принимало в 2020 году на временное хранение с последующим захоронением на ином полигоне Карабашского кластера; общество, являясь региональным оператором, должно размещать твердые коммунальные отходы согласно утвержденной территориальной схеме; полигон в пос. Локомотивный включен в государственный реестр захоронения отходов, и общество использует его на основании договора аренды, в соответствии с территориальной схемой, иное место захоронения отходов отсутствует; общество вынуждено размещать отходы 4 класса опасности на указанном полигоне, поскольку в противном случае может быть лишено статуса регионального оператора; общество выполняет социально значимую функцию и не может отказаться от оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов; получить необходимую лицензию на захоронение отходов общество не может, так как спорный полигон расположен на землях населенного пункта, и общество не может повлиять на ускорение процесса перевода земель. Помимо этого, общество указывает на малозначительность допущенного правонарушения.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель прокурора в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "ЦКС" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1157456004683 и с 17.05.2017 наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами сроком на 10 лет.
С октября 2017 года ООО "ЦКС" на основании соглашения от 17.05.2017 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магнитогорского кластера Челябинской области (т.2 л.д.62-87) осуществляет деятельность регионального оператора на территории Магнитогорского кластера Челябинской области, используя для целей размещения и накопления отходов расположенный на территории Магнитогорского кластера полигон твердых бытовых отходов в пос. Локомотивный, находящийся во владении общества на основании договора аренды от 01.12.2016 N 13 (т.1 л.д.35-38) и включенный в Территориальную схему в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Челябинской области, утвержденную приказом Министерства экологии Челябинской области от 24.12.2018 N 1562.
В целях эксплуатации указанного полигона обществом разработан соответствующий технологический регламент (т.1 л.д.171-173).
На основании справки о мониторинге системы НВОС от 17.12.2020 (т.1 л.д.18), в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2017 N 172 и решением о проведении проверки от 17.12.2020 (т.1 л.д.19) в период с 28.12.2020 по 27.01.2021 Магнитогорской природоохранной прокуратурой проведена проверка ООО "ЦКС" в порядке мониторинга государственной системы негативного воздействия на окружающую среду.
Итоги проверки отражены в акте проверки от 04.02.2021 (т.2 л.д.36-37), которым зафиксировано наличие в действиях общества признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. В частности, как следует из акта проверки, 16.12.2019 ООО "ЦКС" получена лицензия N (66)-8753-СТО УРБ, не предусматривающая право на осуществление деятельности пол захоронению отходов III-IV классов опасности на территории Полигона ТБО в п. Локомотивном. При этом, ООО "ЦКС" на основании заключенных договоров за плату оказывает услуги юридическим и физическим лицам по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно: принимает твердые коммунальные отходы, обеспечивает их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации (т.1 л.д.81-127). Согласно данным учета в области обращения с отходами всего за 2020 год, обособленное подразделение ООО "ЦКС" - Локомотивный захоронило на эксплуатируемом объекте 127,764 тонны отходов III класса опасности, 11548,500 тонны отходов IV класса опасности. Также, для захоронения на полигоне ТБО п. Локомотивный ООО "ЦКС" в 2020 году принято 0,911 тонны отходов III класса опасности, 11 578,8 тонны отходов IV отходов опасности. В соответствии со сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 год по форме N 2-ТП (отходы), обособленным подразделением ООО "ЦКС" - Локомотивный в 2020 году на эксплуатируемом объекте захоронены отходы IV класса опасности, в частности: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 442,4 тонны; мусор и смет уличный - 1 тонна; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 98,8 тонн; отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные - 4,1 тонны; отходы (мусор) от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев - 0,7 тонны; отходы ватных дисков, палочек, салфеток с остатками косметических средств - 0,1 тонны. Согласно представленному сопроводительному письму от 29.01.2021 исх. N ЧЛБ 1440, указанные сведения по форме N 2-ТП (отходы) направлены ООО "ЦКС" в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора. В соответствии с ответом от 03.02.2021 N МГН 1673/1, ООО "ЦКС" в период с 01.01.2021 по 31.01.2021 на полигоне принято 765,88 тонн отходов, в том числе: ТКО 99,631172%, промышленные отходы 0,366398%, строительные отходы 0,00243%.
24.01.2020 ООО "ЦКС" обратилось в Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора за получением лицензии на осуществление деятельности по размещению (захоронению) отходов III, IV классов опасности на полигоне ТБО п. Локомотивный (заявление о переоформлении лицензии вх. N 1328), на основании которого Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена внеплановая документарная проверка с целью оценки сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, на соответствие положениям статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также с целью оценки сведений о лицензиате. Согласно акта проверки от 13.02.2020, в ходе проведения внеплановой документарной проверки Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора выявлены основания для отказа в переоформлении лицензии, а именно: несоответствие лицензиата лицензионным требованиям. Заместителем руководителя указанного управления 13.02.2020 издан приказ N ЗЗ-Ч об отказе в переоформлении лицензии.
ООО "ЦКС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене указанного приказа. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.09.2020 по делу N А60-25064/2020 в удовлетворении соответствующих требований ООО "ЦКС" отказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.09.2020 по делу N А60-25064/2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "ЦКС" - без удовлетворения.
Также, вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2020 по делу N А76-9849/2020 ООО "ЦКС" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ по фактам осуществления ООО "ЦКС" предпринимательской деятельности по размещению (захоронению) отходов III-IV классов опасности на территории Полигона ТБО в п. Локомотивном, расположенном по адресу: Челябинская 5 область, поселок Локомотивный, ул. Строителей, д. 73, без соответствующей лицензии.
По указанным обстоятельствам прокурором 12.02.2021 в присутствии представителя ООО "ЦКС" вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "ЦКС" дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Как следует из содержания постановления, обществу вменяется в вину осуществление в период с 05.03.2020 по 04.02.2021 предпринимательской деятельности по размещению (захоронению) отходов III-IV классов опасности на территории Полигона ТБО в п. Локомотивном без соответствующей лицензии в нарушение требований пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), части 1 статьи 9 и пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Поскольку в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст.14.1 КоАП РФ, отнесено к компетенции арбитражных судов, прокурор обратился в Арбитражный суд Челябинской области с рассматриваемым заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно частям 1, 2 статьи 28.4 КоАП РФ, пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, вправе возбудить производство по делу об административном правонарушении, в том числе предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом этого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере лицензирования. Указанные отношения непосредственно касаются установленного государственного порядка и права на занятие той или иной предпринимательской деятельностью, на осуществление которой необходимо получение специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
В силу пункта 30 статьи 12 Закона N 99-ФЗ и пункта 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Пунктом 5 части 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что отдельными федеральными законами, регулирующими сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, могут устанавливаться особенности лицензирования указанного вида деятельности, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что: под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; под объектами захоронения отходов понимаются предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Исходя из указанных положений размещение отходов, как разновидность обращения с отходами, осуществляется региональным оператором и заключается в их хранении, то есть складировании отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, и захоронении отходов, то есть изоляции отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии со статьей 4.1 Закона N 89-ФЗ, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на 5 классов опасности отходов: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензия подлежит переоформлению, в том числе, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии (часть 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
То есть, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности, а осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии до момента ее переоформления запрещено.
Как установлено прокурорской проверкой и по существу не оспаривается заявителем, ООО "ЦКС", являющимся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магнитогорского кластера Челябинской области, получена лицензия на право обращения с отходами, включающая в том числе, право размещения отходов III-IV классов опасности, в которой в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности адрес Полигона ТБО в п. Локомотивном отсутствует. В дальнейшем ООО "ЦКС" указанная лицензия была переоформлена. Как следует из переоформленной лицензии ООО "ЦКС" от 16.12.2019 N (66)-8753-СТОУРБ (т.1 л.д.140-170), лицензиат не вправе осуществлять деятельность по обращению с отходами размещению (хранению и захоронению) отходов III-IV классов опасности на Полигоне ТБО п. Локомотивный, что также подтверждается письмом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 28.02.2020 N 09-05- 08/3574, приказом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора об отказе в переоформлении лицензии от 13.02.2020 N 33-ч (т.2 л.д.29) (поскольку Полигон ТБО п. Локомотивный расположен на земельном участке с категорией земель - земли населенных пунктов, что было установлено актом проверки Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 13.02.2020 N42-ч - т.2 л.д.26-28).
Фактическое осуществление ООО "ЦКС" деятельности по размещению отходов III-IV классов опасности на территории Полигона ТБО в отсутствие соответствующей лицензии в период с 05.03.2020 по 04.02.2021 подтверждается материалами дела: договором аренды полигона от 01.12.2016 N 13; данными учета в области обращения с отходами по Полигону ТБО п. Локомотивный за 2020 год (т.1 л.д.48-53); статистическими сведениями ООО "ЦКС" об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления по Полигону ТБО п. Локомотивный за 2020 год по форме 2-ТП-отходы (т.1 л.д.54-79); справкой ООО "ЦКС" о количестве отходов, принятых на Полигон ТБО п. Локомотивный в январе 2020 года, согласно которой за период с 01.01.2020 по 31.01.2020 на указанном полигоне размещено 818,570 тонн отходов различных видов (т.1 л.д.89); договорами на оказание услуг по обращению с ТКО и актами об оказании услуг по обращению с ТКО за 2020 год (т.1 л.д.81-127); паспортами отходов (т.1 л.д.134-139); технологическим регламентом ООО "ЦКС" по эксплуатации полигона ТБО ЗАТО ГО Локомотивный (т.1 л.д.171-173), в котором подробно регламентируется процедура захоронения отходов на Полигоне ТБО в п. Локомотивный; письмом ООО "ЦКС" от 03.02.2021 N МГН 1671/1 (т.1 л.д.44-46).
В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что обществом на спорном полигоне не размещались отходы III класса опасности, а лишь принимались на временное хранение в целях дальнейшего размещения на ином полигоне Карабашского кластера, подлежит отклонению, как не основанный на материалах дела.
Поскольку такое размещение отходов на рассматриваемом полигоне осуществлялось в отсутствие соответствующих изменений в лицензии, следует признать подтвержденным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновный характер поведения ООО "ЦКС" установлен судом первой инстанции.
В частности, судом отмечено, что обществом не были приняты все необходимые и достаточные меры для надлежащего исполнения возложенных на него лицензионным законодательством обязанностей при сохранении возможности исполнения требований материально-правового закона.
Отклоняя довод общества о невозможности переоформления лицензии в силу непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля ООО "ЦКС" (общество ссылается на нахождение полигона на земельном участке с категорией земель - земли населенных пунктов, что и послужило основанием для отказа в переоформления соответствующей лицензии от 13.02.2020, а также на непринятие органами местного самоуправления Локомотивного городского округа мер, направленных на исключение данного земельного участка из границ поселка Локомотивный и перевод земельного участка из категории земель населенных пунктов в категорию земель промышленности), а также на принятие обществом мер для переоформления лицензии (получение санитарно-эпидемиологическое заключения от 26.08.2019 N 74.50.02.000.М.001081.08.19, в котором отражено, что Полигон ТБО п. "Локомотивный" соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам - т. 2 л.д.24; неоднократные обращения ООО "ЦКС" в органы государственной власти и местного самоуправления в целях содействия в исключении земельного участка из границ поселка Локомотивный, переводе земельного участка из категории земель населенных пунктов в категорию земель промышленности;- оспаривание в судебном порядке отказа в переоформлении лицензии) суд первой инстанции обоснованно указал на то, что эти обстоятельства свидетельствуют не об отсутствии вины ООО "ЦКС" в осуществлении противоправной деятельности по размещению на полигоне отходов в отсутствие соответствующей лицензии, а лишь о наличии намерения ООО "ЦКС" получить соответствующую лицензию при продолжении направленной на извлечение прибыли противоправной предпринимательской деятельности по размещению отходов в отсутствие соответствующей лицензии. Также судом верно отмечено отсутствие доказательств принятия обществом мер к оспариванию бездействия органов местного самоуправления Локомотивного городского округа, выразившегося в непринятии мер, направленных на исключение земельного участка, на котором расположен полигон, из границ поселка Локомотивный, перевод земельного участка из категории земель населенных пунктов в категорию земель промышленности.
Как правильно указал суд первой инстанции, ООО "ЦКС", обладая статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и являясь профессиональным участником отношений по обращению отходов, было осведомлено о противоправности деятельности по размещению отходов III-IV классов опасности в отсутствие лицензии и имело возможность воздержаться от осуществления такой деятельности. Заключая договор аренды спорного полигона, не соответствующего нормативным требованиям, предъявляемым к месту размещения отходов, в целях его использования для размещения твердых коммунальных отходов и приступая к деятельности по размещению (захоронению) на этом полигоне отходов, общество не проявило должную степень заботливости и осмотрительности.
Допущенное обществом правонарушение не было вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне зоны его контроля.
В этой связи суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о доказанности вины ООО "ЦКС" в совершении вмененного ему правонарушения. Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
Таким образом, наличие в действиях ООО "ЦКС" состава административной правонарушения, предусмотренного частью 2 стать 14.1 КоАП РФ, подтверждено.
Привлечение к административной ответственности состоялось в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячного срока давности, исчисляемого с даты окончания длящегося правонарушения - 04.02.2021.
Доводу общества о малозначительности правонарушения судом первой инстанции также дана надлежащая оценка.
Так, в силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, характер совершенного обществом нарушения, суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, не нашел оснований для признания таких нарушений малозначительными. В частности, судом учтено, что после привлечения ООО "ЦКС" к административной ответственности в 2020 году за совершение аналогичного правонарушения общество продолжило противоправную деятельность. Также, суд принял во внимание наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Поскольку признание правонарушения малозначительным отнесено к судейскому усмотрению, позиция суда первой инстанции в этой части основана на внутреннем убеждении, и не противоречит представленным в материалы дела доказательствам, оснований для ее переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части основаны исключительно на субъективном мнении общества о возможности признания нарушений малозначительным. Такие возражения не могут служить основанием для изменения судебного акта.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод общества о том, что совершенное им правонарушение не повлекло за собой негативных последствий, что свидетельствует о малозначительности совершенного деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Поскольку состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является формальным, отсутствие общественно опасных последствий не может быть основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ, следовательно, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности. При этом необходимо иметь в виду, что объект указанного правонарушения - общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства - и нарушение этого порядка независимо от последствий образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 КоАП РФ.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии объективных препятствий для недопущения обществом нарушения нормативных требований, а также об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Таким образом, совершенное обществом правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок лицензирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, а также с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного учреждения деяния, а также наличия пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права, суд считает невозможным применение к рассматриваемому правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Примененный судом первой инстанции размер административного штрафа соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 14.1 КоАП РФ. Предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 и статьей 4.1.1 КоАП РФ оснований для назначения штрафа в размере менее минимального размера санкции, а также для замены административного штрафа предупреждением не имеется.
Процессуальные требования при производстве по делу об административном правонарушении уполномоченным на возбуждение дела об административном правонарушении лицом и судом соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.03.2021 по делу N А76-5403/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5403/2021
Истец: Магнитогорская природоохранная прокуратура
Ответчик: ООО "Центр коммунального сервиса"