город Омск |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А81-7132/2020 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сидоренко О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1439/2021) индивидуального предпринимателя Суханкиной Ирины Зинуровны на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.01.2021 по делу N А81-7132/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (ИНН 8602196404, ОГРН 1128602024385) к индивидуальному предпринимателю Суханкиной Ирине Зинуровне (ИНН 890300581002, ОГРН 304890307600082) о взыскании 267 873 руб. 80 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (далее - истец, ООО "Инновационные технологии") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Суханкиной Ирине Зинуровне (далее - ответчик, ИП Суханкина И.З.) о взыскании долга в размере 249 291 руб. 96 коп. за оказанную в течение 2019 года услугу по обращению с ТКО и пени в размере 18 581 руб. 84 коп. за просрочку внесения платежей за период с 13.01.2020 по 27.08.2020. Также просило взимать пени на сумму долга по день его фактического погашения, начиная с 28.08.2020.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.01.2021 по делу N А81-7132/2020 исковые требования удовлетворены, с ИП Суханкиной И.З. в пользу ООО "Инновационные технологии" взыскан долг в размере 249 291 руб. 96 коп., пени в размере 18 581 руб. 84 коп. за период с 13.01.2020 по 27.08.2020 и расходы по уплате госпошлины в размере 8 357 руб. Кроме того, взысканы пени на сумму долга в 249 291 руб. 96 коп. по день его фактического погашения, начиная с 28.08.2020 в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Суханкина И.З. обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью.
В обоснование жалобы её податель приводит следующие доводы: истец ненадлежащем образом исполнил обязанность по заключению договора в части направления оферты по заключению договора от 01.01.2019 N ИТ01КОНД00000143; услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывались не истцом, а ИП Мендель Н. Г. на основании договора от 09.01.2019 N 10-У-2019; истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "Инновационные технологии" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и ООО "Инновационные технологии" (региональным оператором) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2018 N 4001-19/111, на основании которого общество приступило к исполнению обязательств регионального оператора в пределах зоны деятельности, определенной в соответствии с соглашением с 01.01.2019.
Согласно исковому заявлению, в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) в связи с осуществлением предпринимателем ИП Суханкиной И.З. предпринимательской деятельности, истцом ответчику оказаны услуги по обращению с ТКО.
Предпринимателю для подписания направлен типовой договор по обращению с ТКО от 01.01.2019 N ИТ01КОНД0000143.
Истец принятые на себя обязательства выполнил полностью, оказав ответчику услуги на сумму 249 291 руб. 96 коп., что подтверждается универсальным передаточным документом (далее - УПД) от 31.12.2019 N 19123101538/89.
Поскольку ответчик оплату за оказанные услуги по обращению с ТКО не произвел, в том числе после направления претензии, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался статьями 309, 310, 330, 779, 781 ГК РФ, положениями Закона N 89-ФЗ и Правил N 1156, исходил из того, что факт оказания услуг следует из материалов дела, а исковые требования ответчиком не опровергнуты, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Повторно рассмотрев дело с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (части 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Исключением (в части даты наступления обязательности исполнения установленной законом схемы обращения с ТКО) является случай несостоявшегося конкурсного отбора или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, которое не может быть компенсировано органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункты 6, 7 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ). Тогда обязательные правила указанного Закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении ТКО региональными операторами вступают в силу не позднее 01.01.2020.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона N 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
Если до проведения реформы исполнитель услуги по вывозу ТКО получал стоимость услуги от собственника отходов и далее должен был дополнительно оплачивать услуги держателя мусорного полигона по размещению отходов (что при недобросовестности транспортировщика ТКО приводило к фактическому вывозу отходов на несанкционированные свалки), то после реформы плата за услуги по обращению с ТКО вносится собственником отходов напрямую региональному оператору, оплачивающему услуги транспортировщиков ТКО (оператора по общению с ТКО, далее - оператор), которым, в свою очередь, выгодно увеличить объем отходов, привозимых на полигон, а не уменьшать его.
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Законом установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю территорию субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников ТКО возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО (пункты 4, 9 статьи 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N 881), Правила N 1156.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ). Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки (далее - НВВ), должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы в области обращения с ТКО, содержащей, в числе прочего, данные о нахождении всех источников образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации (статья 13.3, пункты 2, 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ, абзацы двадцатый, двадцать второй пункта 2, подпункт "а" пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16).
Региональные операторы несут расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, учитываемые при установлении тарифов (пункт 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ, пункт 43(1) Основ ценообразования). Расходы операторов учитываются в составе НВВ регионального оператора (пункт 22 Основ ценообразования).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания НВВ регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
В настоящем случае предложение о заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО истцом размещено на официальном сайте в сети интернет (https://tkoyamal.ru/zaklyuchenie_dogovorov/), ООО "Инновационные технологии" имеет статус регионального оператора с 01.01.2019 сроком на 6 лет, в связи с чем типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО является заключенным, а истец принял на себя обязательств оказывать услуги по заявке потребителя.
Системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Соответствующая правовая позиция приведена, например, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.03.2021 по делу N А70-19349/2019.
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Иными словами, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения. Равным образом, невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае невостребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ, пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Истец, являясь специализированной организацией по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, в спорный период осуществлял их сбор, транспортировку и размещение, в то время как в ходе деятельности ответчика образовывались ТКО, которые подлежали вывозу истцом на основании спорного договора.
В подтверждение факта оказания услуг, ООО "Инновационные технологии" представило универсальный передаточный документ за спорный период, что является надлежащим доказательством оказания услуг в силу статей 720, 753 ГК РФ и согласно разъяснениям пункта 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 51 от 24.01.2000 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", применяемого в рассматриваемом случае по аналогии.
Суханкина И.З., согласно предоставленным свидетельствам о государственной регистрации права, является собственником ряда нежилых помещений, расположенных в доме 5 по ул. Пионерская гор. Надым (магазины "Дельта" и "Дельта-2").
17.12.2018 ответчиком подана заявка в адрес истца о заключении с ним договора на оказание услуг регионального оператора по вывозу ТКО с указанных магазинов.
Несмотря на публикацию в средствах массовой информации текста типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, дополнительно он был направлен ответчику и получен им 05.08.2019, о чем сообщено истцу в письме от 04.09.2019.
Разногласия состояли лишь в дате начал оказания услуг, ответчиком предлагалась дата - 01.09.2019. Вместе с тем, оснований считать типовой договор заключенным с 01.09.2019 не имеется. Не имеет никакого значения согласен ответчик с условиями типового договора или нет, поскольку он един для всех.
На основании пункта 8(14) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
Соответственно, поскольку истец от подписания направленного ему проекта договора отказался, то в силу своей публичности, обязательности и фактической заключенности в силу закона, договор считается заключенным с ИП Суханкиной И.З. на условиях типового договора.
В силу пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Приказом департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа N 335-т от 18.12.2018 в отношении ООО "Инновационные технологии" установлен предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
С 01.01.2019 по 30.06.2019 тариф равнялся 1 002 руб./куб.м. без учета НДС (Приказ Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 18.12.2018 N 335-т), с 01.07.2019 по 31.12.2019 он равнялся 997,3 руб./куб.м. (Приказ Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 21.06.2019 N 51-т).
При этом определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505.
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Подпункт "а" пункта 5 Правил N 505 предусматривает два альтернативных способа коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, как прямо следует из абзаца третьего подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, применение к потребителю способа коммерческого учета ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров возможно тогда, когда контейнер или контейнеры для накопления ТКО эксплуатируются исключительно данным потребителем и установлены в конкретном месте накопления твердых коммунальных отходов, непосредственно эксплуатируемом данным потребителем.
Истец, осуществляя функции регионального оператора по обращению с ТКО, не определяет места (контейнерные площадки) для накопления ТКО, так как организация и определение мест накопления ТКО относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального, городского округа и осуществляется органом местного самоуправления, в данном случае на территории города Надыма - Администрацией муниципального образования Надымский район.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения юридических лиц, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа установлены Постановлением Правительства ЯНАО от 24.12.2018 N 1349-П "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (за исключением организаций, финансируемых из окружного и местного бюджетов)".
Исходя из чего, были произведены начисления стоимости услуг по обращению с ТКО и выставлены универсальные передаточные акты и счета на оплату.
За период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в отношении предпринимателя при расчете размера платы за оказание услуг по обращению с ТКО был правомерно и обоснованно применен способ коммерческого учета ТКО - расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
Принимая во внимание изложенное выше, отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в размере 249 291 руб. 96 коп.
Довод подателя жалобы о заключении договора на оказание услуг с ИП Мендель Н.Г. не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку у ИП Мендель Н.Г. отсутствует лицензия на право осуществления деятельности сбора, транспортирования, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, следовательно у него не имеется возможности по осуществлению услуг по обращению с ТКО.
Ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг истец просил взыскать с ответчика неустойку за период с 13.01.2020 по 27.08.2020 в размере 18 581 руб. 84 коп. и неустойку в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты долга, начиная с 28.08.2020 и по день ее оплаты.
В соответствии со статьями 329, 330, 332 ГК РФ исполнение обязательств может быть обеспечено неустойкой (штрафом, пеней), которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограничена.
Согласно пункту 18 договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, принимая во внимание характер сложившихся между сторонами правоотношений, требование о взыскании пени заявлено правомерно.
Проверив расчет неустойки, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным, в связи с чем требование о взыскании неустойки в сумме 18 581 руб. 84 коп. как и требование о взыскании неустойки по день фактической уплаты долга подлежит удовлетворению.
Отклоняя доводы подателя жалобы в отношении несоблюдения претензионного порядка урегулирования спора, суд апелляционной инстанции обращает внимание общества на следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Процессуальными последствиями несоблюдения установленного законом или договором досудебного порядка урегулирования спора являются: оставление искового заявления без движения, возвращение арбитражным судом искового заявления на стадии рассмотрения вопроса о принятии его к производству; оставление иска без рассмотрения, если указанные обстоятельства будут установлены после его принятия к производству (часть 1 статьи 128, пункт 5 части 1 статьи 129, пункт 2 части 1 статьи 148 АПК РФ).
В целях подтверждения соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, истцом представлена претензия от 10.02.2020 N И-ПД-ЕРИЦ-НД-2020-0984, список внутренних почтовых отправлений от 05.03.2020 о направлении претензии в адрес ИП Суханкиной И.З.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 главы II "Процессуальные вопросы" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ, претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
При этом претензионный порядок не должен являться препятствием для защиты лицом своих нарушенных прав в судебном порядке, в связи с чем при решении вопроса о возможности оставления иска без рассмотрения суду, исходя из указанных выше целей претензионного порядка, необходимо учитывать перспективы возможного досудебного урегулирования спора.
Из приведенных положений следует, что установление обязательности досудебной стадии призвано обеспечить более оперативное, менее формализованное и затратное (в сравнении с судебным процессом) разрешение спора.
Формальные препятствия для признания соблюденным претензионного порядка урегулирования спора не должны автоматически влечь оставление искового заявления без рассмотрения, суд должен исходить из реальной возможности урегулирования конфликта между сторонами в таком порядке.
В рассматриваемом случае, как следует из отзыва на исковое заявление, апелляционной жалобы, ИП Суханкиной И.З. не проявила намерений на мирное (внесудебное) урегулирование, имеет возражение относительно существа заявленных требований, в связи с чем оставление иска без рассмотрение привело бы к затягиванию разрешение спора.
При таких обстоятельствах, довод ответчика о несоблюдении претензионного порядка отклоняется судом апелляционной инстанции как не имеющий правового значения для разрешения настоящего дела.
Таким образом, подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы апелляционной жалобы не основаны на доказательственной базе или нормах права, не влияют на обоснованность и законность судебного акта, не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Суханкиной Ирины Зинуровны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.01.2021 по делу N А81-7132/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-7132/2020
Истец: ООО "Инновационные технологии"
Ответчик: ИП Суханкина Ирина Зинуровна