Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 августа 2021 г. N Ф08-6922/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А63-2969/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 17.05.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Сомова Е.Г., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., при участии в судебном заседании представителя инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Пятигорску Ставропольского края - Хлыстунова В.А. (доверенность от 12.10.2020 N 04-12/535), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Пятигорский ипподром", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Пятигорску Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2020 по делу N А63-2969/2019,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Ставропольского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "Пятигорский ипподром" (далее - заявитель, общество) с заявлением, с учетом уточнений, о признании недействительным предписания (далее - предписание) инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края (далее - заинтересованное лица, инспекция, налоговый орган) от 22.01.2019 N 1 (т. 2 л.д. 136, т. 3 л.д. 7-8).
Решением суда от 17.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2019, заявление общества удовлетворено, признано недействительным предписание инспекции от 22.01.2019 N 1; с инспекции в пользу общества взыскано 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание инспекции не отвечает принципам законности и исполнимости.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.11.2019 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении дела, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2020, заявленные обществом требования удовлетворены, признано недействительным предписание инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Пятигорску Ставропольского края от 22.01.2019 N 1 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, а также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Решение суда мотивировано тем, что поскольку из пункта 1 предписания не следует, с кем именно обществу следует заключить соглашения и в связи с отсутствием в материалах дела надлежащих доказательства, свидетельствующих о принятии ставок обществом на спортивные мероприятия, проводимые указанными организациями, то указанный пункт оспариваемого предписания и все остальные пункты предписания являются неопределенными. Так же, в рассматриваемом же случае нарушение выразилось в незаключении обществом соглашений за предшествующие периоды, и не может быть устранено путем заключения таких соглашений в настоящий момент, поскольку действовать такое соглашение будет с даты его заключения. Следовательно, судом первой инстанции сделан вывод о неисполнимости оспариваемого предписания.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда от 21.12.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании представитель инспекции апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в жалобе, просил отменить решение суда.
Кроме того, инспекцией поданы дополнения к апелляционной жалобе с приложением документов на 86 листах в подтверждение своих доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Названные дополнения к апелляционной жалобе с документами, поступили нарочно 26.04.2021, размещены в КАД-арбитр электронное дело, подшиты к материалам дела и описаны в соответствии с положениями Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Арбитражным судом апелляционной инстанции дополнительные доказательства принимаются, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" следует, что при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
Так, в частности, к числу уважительных причин относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
При этом, признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение (протокольное либо в виде отдельного документа), в котором указываются мотивы для этого. Аналогичный порядок действует и при отказе в приобщении дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны обстоятельства дела, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Протокольным определением дополнительные документы от инспекции приобщены к материалам дела, им дана надлежащая оценка.
Так же, обществом 28.04.2021 по средствам КАД-арбитр подано ходатайство с просьбой не рассматривать в судебном заседании 12.05.2021 поступившие дополнения к апелляционной жалобе с документами от 23.04.2021, размещенными в КАД-арбитр 26.04.2021, поскольку указанные документы в адрес общества не поступали. При этом, ходатайство об ознакомлении с указанными документами не последовало.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению изложенное ходатайство общества, как необоснованный, кроме того факт направления дополнения к апелляционной жалобе с документами от 23.04.2021 подтверждается сведениями из электронного документооборота между налоговым органом и налогоплательщиком при информировании налогоплательщика в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи от 23.04.2021.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии представителя общества, надлежащим образом извещенного о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Общество имеет бессрочную лицензию от 26.06.2009 N 3 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Инспекцией на основании распоряжения от 12.12.2018 N 01-75/144 проведена внеплановая выездная проверка общества, в ходе которой установлено, что в нарушение подпункта "о" пункта 4 Положения N 1130, статьи 6.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) общество не заключило соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых оно принимало ставки; не определило базу расчетов целевых отчислений; не уплатило целевые отчисления от азартных игр на основании таких соглашений, направляемых на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта.
Инспекцией по результатам проверки составлен акт от 22.01.2019 N 1 и выдано обществу предписание от 22.01.2019 N 1 о необходимости в срок до 22.01.2019 устранить выявленные нарушения, а именно:
1. Заключить соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых общество принимало ставки;
2. Определить базу расчета целевых отчислений на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта;
3. Произвести уплату целевых отчислений на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта;
4. Представить общероссийским спортивным федерациям, профессиональным спортивным лигам информацию о принятых ставках в отношении спортивных мероприятий, организованных соответствующими общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, о выплаченных выигрышах, а также об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных суммах целевых отчислений;
5. Представить Союзу "Первая саморегулируемая ассоциация букмекеров" сведения о выполнении требований, предусмотренных статьей 6.2 Закона N 244-ФЗ, с учетом информации о рассчитанных и уплаченных целевых взносах.
Считая названное предписание незаконным общество в соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции, указал, что судом первой инстанции выполнены указания суда кассационной инстанции.
Так же суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 65, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а так же положения пункта 31 статьи 12, части 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Закон N 99-ФЗ) указал, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2-10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля за конкретным видом деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предусмотрены основания внеплановой выездной проверки лицензиата, к которым в том числе относится наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Согласно материалам дела, проверка общества проводилась на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 12.12.2018 N 01-75/144, подписанного заместителем начальника инспекции Леоновой А.М. Из пункта 6 указанного распоряжения усматривается, что целью проведения проверки явилось установление выполнения обществом лицензионных требований, установленных подпунктом "о" пункта 4 Положения N 1130 во исполнение пункта 6 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 21.09.2018 N ОГ-П12-162пр. Срок проведения проверки установлен с 18.12.2018 по 22.01.2019.
Согласно пункту 6 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 21.09.2018 N ОГ-П12-162пр, следует, что ФНС России (М.В. Мишустину) совместно с Минспортом России необходимо провести внеплановые проверки организаторов азартных игр в букмекерских конторах, не заключивших договоры с общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, являющимися организаторами спортивных мероприятий, и, соответственно, не уплативших целевые отчисления от азартных игр. Доклад в Правительство Российской Федерации с предложениями о применении мер ответственности к указанным организаторам азартных игр необходимо представить до 01.11.2018. (т. 6 л.д. 41-42).
Суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии достаточных оснований для проведения инспекцией внеплановой проверки в отношении общества, поскольку на момент составления вышеуказанного распоряжения о проведении проверки в отношении общества от 12.12.2018, акта проверки от 22.01.2019, оспариваемого предписания от 22.01.2019, основание проведения внеплановой проверки - протокол совещания от 21.09.2018 N ОГ-П12-162пр - утратило свою актуальность и не могло обосновывать проверочные мероприятия, осуществляемые после срока (до 18.11.2018), установленного в данном протоколе.
Так же, суд первой инстанции, сославшись на положения пунктов 2, 3 части 2 статьи 10 и части 5 статьи 10, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон N 294 -ФЗ) указал, что в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами.
Суд первой инстанции указал, что аналоговым органом нарушены положений пункта 5 части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ, поскольку указание в названном распоряжении в качестве правового основания проведения проверки статьи 19 Закона N 99-ФЗ и Закона N 294-ФЗ недостаточно, так как при отсутствии в распоряжении от 12.12.20.18 точных правовых оснований проведения внеплановой выездной проверки, не представляется возможным определить необходимость ее согласования с органом прокуратуры.
Суд первой инстанции указал, что ввиду не указания в пункте 9 распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки конкретных правовых оснований ее проведения, инспекцией был нарушен принцип защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, закрепленный в части 3 статьи 3 Закона N 294-ФЗ, что повлекло нарушение прав общества предусмотренных пунктами 2, 2.1., 3 статьи 21 названного Закона. Так же, несмотря на то, что нарушение налоговым органом при вынесении распоряжения N 01 -75/144 положений пункта 5 части 2 статьи 14 закона N 294-ФЗ не относятся в силу статьи 20 названного Закона к грубым нарушениям требований Закона N 294-ФЗ, влекущим недействительность результатов проверки, это не исключат нарушение прав общества при проведении проверки на основании такого распоряжения.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что согласно части 18 статьи 10 Закона N 294-ФЗ в случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.
Материалы дела содержат письма налогового органа в адрес "Ассоциации тотализаторов" от 10.12.2018 N 15-20/021704 и в адрес Союза "Первая СРО Букмекеров" от 10.12.2018 N 15-20/021705, которыми указанные саморегулируемые организации уведомлены о предстоящем проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества. В качестве доказательства направления указанных писем в адрес саморегулируемых организаций, местом нахождения которых является город Москва, представлен список заказных отправлений от 11.12.2018 N 15-20/021725. Распоряжением о проведении проверки установлен срок ее проведения с 18.12.2018 по 22.01.2019.
Уведомления о проведении проверки, направленные инспекцией 11.12.2018.
Судом первой инстанции сделан вывод, что указанное извещение не могло обеспечить возможность участия или присутствия представителей саморегулируемых организаций при проведении внеплановой выездной проверки общества, в нарушение части 18 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, поскольку не могут свидетельствовать о заблаговременном направлении данной корреспонденции, с учетом территориальной удаленности саморегулируемых организаций.
Кроме того, при оценке довода налогового органа об осуществлении приема ставок обществом на исход спортивных событий (мероприятий), организованных общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами в материалы дела представлены копии фотографий чеков и мониторов компьютеров, а также данные общества с ограниченной ответственностью "Такском" суд первой инстанции указал, что данные материалы были направлены управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю письмом от 31.10.2018 N 14-42/033271@ территориальным налоговым органам для использования при осуществлении лицензионного контроля за деятельностью организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на предмет соблюдения лицензионных требований (т. 1, л. д. 120-136), копии с фотографий мониторов компьютеров содержат указание на информацию предположительно о внесенных ставках и о проводимом спортивном событии, при этом какие-либо идентифицирующие признаки принадлежности информации на фото мониторов к деятельности общества отсутствуют, на копиях фотографий кассовых чеков отражена информация о принадлежности кассового оборудования обществу, о приеме ставки и ее размер, адрес места расчетов. При этом информация о том, на какое спортивное событие и от кого принята ставка, в чеке отсутствует (т. 1, л. д. 123, 125).
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, сделал вывод о том, что по отраженным в кассовых чеках ставках сделанных именно на спортивные события, по информации о которых содержат фотографии мониторов компьютера, определенно не представляется возможным. Так же, представленные в подтверждение указанного довода инспекции данные общества с ограниченной ответственностью "Такском" отражают сведения о поступлении денежных средств (ставок) без указания назначения (цели) платежа, только фиксируют денежные поступления, то есть содержат информацию аналогичную информации кассового чека.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что некоторые из представленных чеков датированы декабрем 2018 года (т. 1, л. д. 132, 135), в том время как письмо управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю о направлении материалов, в том числе указанных чеков, территориальным налоговым органам для использования при осуществлении лицензионного контроля датировано октябрем 2018 года.
При таких обстоятельствах, поскольку в материалы дела представлены копии указанных фотографий (их оригиналы не обозревались судом), не содержащие при этом дату и время производства снимков, невозможность точного определения в рамках какого контрольного мероприятия, кем и где они совершены, суд первой инстанции критически оценил представленные налоговым органом документы и не принял их в качестве доказательств принятия обществом ставок на исход спортивных событий (мероприятий), организованных общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами.
Суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 17 Закона N 294-ФЗ указал, что поскольку из пункта 1 предписания не следует, с кем именно обществу следует заключить соглашения, то пункт 1 оспариваемого предписания, в котором обществу указано на необходимость заключить соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых общество принимало ставки является неисполнимым. При этом сылка в нем на общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортивные лиги, организующие спортивные мероприятия, в отношении которых общество принимало ставки, не вносит конкретики, поскольку в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, свидетельствующие о принятии ставок обществом на спортивные мероприятия, проводимые указанными организациями, что делает указанный пункт оспариваемого предписания неопределенным.
Так же суд первой инстанции указал, что из материалов дела не усматривается, в чем выразилось использование обществом символики и наименования спортивных мероприятий, к какому роду и виду они относятся, являются ли организации их проводившие субъектами профессионального спора по смыслу статьи 6.2 Закона N 244-ФЗ.
Так же суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ указал, что в рассматриваемом же случае нарушение выразилось в незаключении обществом соглашений за предшествующие периоды, и не может быть устранено путем заключения таких соглашений в настоящий момент, поскольку действовать такое соглашение будет с даты его заключения, поскольку предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится не только в связи с выявлением при проведении проверки нарушений законодательства, но и в целях их устранения. Предписание выдается для устранения уже имеющего место нарушения (состоявшегося события), которое подлежит устранению, и может быть устранено в принципе.
Суд первой инстанции вделал вывод о том, что неисполнимость первого пункта предписания влечет неисполнимость и остальных его пунктов оспариваемого предписания, поскольку последующие пункты предписания вытекают из первого пункта и взаимосвязаны с ним, и соответственно удовлетворил требования заявителя, признав недействительным предписание инспекции.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции не в полной мере учтены следующие обстоятельства.
Общество имеет бессрочную лицензию от 26.06.2009 N 3 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Согласно пункту 31 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.
В соответствии с распоряжением от 12.12.2018 N 01-75/144 инспекция провела внеплановую выездную проверку общества, в ходе которой установила, что в нарушение подпункта "о" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N ИЗО (далее -Положение N 1130), статьи 6.2 Закона N 244-ФЗ общество не заключило соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых оно принимало ставки; не определило базу расчетов целевых отчислений; не уплатило целевые отчисления от азартных игр на основании таких соглашений, направляемых на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 22.01.2019 N 1 и выдано обществу оспариваемое предписание от 22.01.2019 N 1 о необходимости в срок до 22.01.2019 устранить выявленные нарушения.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям является основанием проведения внеплановой проверки. Перечень сведений, подлежащих включению в распоряжение (приказ) о проведении проверки, определен в пункте 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ. К ним относятся, в частности, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Подлежит отклонению довод общества и вывод суда первой инстанции о том, что его права были нарушены указанием в пунктах 9 и 10 распоряжения инспекции от 12.12.2018 N 01-75/144 о правовых основаниях проведения проверки лишь в объеме: статья 19 Закона N 99-ФЗ, Закон N 294-ФЗ, Положение N 1130, чем лишили общество предположить о необходимости согласования планируемой проверки с органами прокуратуры, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 18 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, в случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки).
Проведение внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 5 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, не требует согласования с органами прокуратуры.
Согласно пункту 6 Распоряжения проверка проводится с целью: установления выполнения лицензионных требований, установленных подпунктом "о" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N ИЗО во исполнение пункта 6 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 21.09.2018 г. N ОГ-П12-162пр (далее - протокол совещания). Протокол совещания является основанием для проведения проверки в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
В пункте 9 Распоряжения указаны правовые основания проведения проверки:
- статья 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В пункте 10 Распоряжения указаны обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверке:
- "Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1130;
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 3 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, пункту 5 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, внеплановая выездная проверка лицензиата проводится на основании приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации ити Правительства Российской Федерации.
Распоряжение 12.12.2018 г. направлено Инспекцией Обществу с письмом от 12.12.2018 г. исх. N 15-20/021880, и получено Обществом 20.12.2018 г.
В соответствии с пунктом 18 статьи 10 Закона N 294-ФЗ "Ассоциации конно-спортивных тотализаторов" и Союз "Первая Саморегулируемая организация букмекеров" были уведомлены о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Пятигорский ипподром" письмами от 10.12.2018 г. N 15-20/021704 и N 15-20/021705.
В материалах дела имеется представленное письмо инспекции от 10.12.2018 N 15-20/021705 (том 1 л. д. 85), содержащее уведомление Союза "Первая саморегулируемая организация" о проведении в отношении общества внеплановой выездной проверки, а также перечень заказных писем от 11.12.2018 N 15-20/021725 (том 1 л. д. 86) о направлении данного письма адресату с отметкой отделения почтовой связи.
Кроме того, в материалах дела имеется представленное письмо Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 31.10.2018 N 14-42/033271 @ (том 1 л. д. 120) и приложенные к нему документы об осуществлении обществом приема ставок на результаты спортивных мероприятий, организуемые общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия (том 1, л. д. 121 - 143).
Заявлений о фальсификации представленных налоговым органом документов в подтверждение принятия обществом ставок и несообщения об этом в установленном законом порядке, от Общества не поступало а так же из материалов дела следует, что из электронной информации, представленной на бумажном носителе видны показатели, позволяющие идентифицировать как организацию, принявшую ставку, так и время, и место принятой ставки.
В соответствии с представленным налоговым органом кассовом чеке (т. 1 л.д. 123) содержится наименование организации, на чье имя зарегистрирована контрольно-кассовая техника (ООО "Пятигорский ипподром"), вид операции (прием ставок), размер ставки (100 рублей), дату (22.06.2018), время (11 часов 27 минут). Также в материалах дела имеется письмо ООО "Такском" от 19.12.2018 N 10742-ЮРУ (т. 1 л.д. 91), адресованное инспекции, и содержащее ответ на вопрос о происхождении спорных документов.
Обществом не представлено в ФНС России всех фискальных документов при осуществлении лицензируемой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание N 1 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 22.01.2019 г. было издано по результатам выявленных нарушений в ходе внеплановой выездной проверки (Акт проверки от 22.01.2019 г. N 1.). Все пять пунктов предписания содержат в себе обязанность ООО "Пятигорский ипподром" исполнения в установленный срок, т.е. до 22.02.2019 г:
Во исполнение пункта 1 - заключить соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигам л, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых оно принимало ставки, о чем указано в акте проверки N 1 от 22.01.2019 г. на странице 4 на официальные спортивные события (мероприятия): "Гандбол, Летняя Спартакиада Женщины до 21 года, Самарская обл. до 21(ж) - Волгоградская обл. до 21(ж)" 22.06.2018 г. в сумме 100 рублей; "Волейбол, Россия Лига Про, Кузбасс Кемерово-про - Локомотив Новосибирск-про" 22.06.2018 г. в сумме 100 рублей; "Волейбол, Россия Лига Про, Изумруд Красноярск-про -Саяны Зеленогорск-про" 22.06.2018 г. в сумме 100 рублей; "Волейбол, Россия Лига Про, Зенит Хабаровск-про - Изумруд Благовещенск-про" 11.12.2018 г. в сумме 100 рублей; "Волейбол, Россия Молодежная лига Женщин, Динамо Краснодар-мл (ж) - Локомотив Калинин-мл (ж)" 11.12.2018 в сумме 100 рублей, о чем указано на странице 4 акта проверки N1 от 22.01.2019 г.
Согласно подпункту "О" п. 4 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N ИЗО "О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах", лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, является, в том числе, соблюдение лицензиатом, оказывающим в букмекерской конторе услуги по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше, требований, установленных статьей 6.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований обязаны: вести в букмекерских конторах и тотализаторах учет участников азартных игр, от которых принимаются ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования, и представлять с соблюдением законодательства Российской Федерации в области персональных данных данные такого учета в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, при осуществлении им этого надзора. Порядок ведения учета и представления данных, их объем и содержание устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", организатор азартных игр в букмекерской конторе, заключающий пари на спортивные мероприятия, обязан заключать соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых он принимает ставки, и на основании таких соглашений осуществлять целевые отчисления от азартных игр (далее - целевые отчисления), направляемые на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта. Порядок заключения таких соглашений, обязательные условия таких соглашений, включающие порядок направления соответствующих целевых отчислений, примерная форма таких соглашений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта).
Согласно частям 5, 8 ст. 6.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не позднее двадцати дней со дня окончания квартала, в котором возникла база расчета целевых отчислений, организатор азартных игр в букмекерской конторе представляв общероссийским спортивным федерациям, профессиональным спортивным лигам информацию о принятых ставках в отношении спортивных мероприятий, организованных соответствующими общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, о выплаченных выигрышах, а также об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных сумм целевых отчислений. Саморегулируемая организация организаторов азартных игр в букмекерских конторах ежеквартально не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором возникла база расчета целевых отчисление, представляет в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и уполномоченный федеральный орган исполнительной власп, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартньсх игр, по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта:
1) перечень заключенных членами саморегулируемой организации организаторе IB азартных игр в букмекерских конторах соглашений об использовании символики, наименований спортивных мероприятий;
2) информацию о принятых ставках в отношении спортивных мероприятий, организованных общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, о выплаченных выигрышах;
3) информацию об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных сумм целевых отчислений.
В соответствии с информацией, полученной из УФНС России по Ставропольскому краю от 13.08.2018 N 14-42/024726@ (Приложение N 5 акта проверки) ООО "Пятигорский ипподром" в 2018 году принимало ставки на исход спортивных событий (мероприятий), организованных общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, а именно:
1. в пункте приема ставок букмекерской конторы (далее - ППСБК) по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лоо, ул. Декабристов, д.69 (Этаж 2 комнаты N N 21-24,33,34) 22.06.2018 в 11 час.27 мин. принята ставка на официальное спортивное событие (мероприятие) "Гандбол, Летняя Спартакиада Женщины до 21 года, Самарская обл. до 21 (ж) - Волгоградская обл. до 21 (ж)" в сумме 100 рублей (Приложение N 6 акта проверки);
2. в ППСБК по адресу: Ставропольский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, ул. Циолковского, д. 12/2, (Подвал, комнаты N N 2-6) 22.06.2018 в 09 час.36 мин. принята ставка на официальное спортивное событие (мероприятие) "Волейбол, Россия Лига Про, Кузбасс Кемерово-про - Локомотив Новосибирск-про" в сумме 100 рублей (Приложение N 6 акта проверки);
3. в ППСБК по адресу: Ставропольский край, г. Сочи, Лазаревский район, и. Дагомыс, ул. Фестивальная, д. 16 (Этаж 1, комнаты N N 3,7,8) 22.06.2018 в 12 час.18 мин. принята ставка на официальное спортивное событие (мероприятие) "Волейбол, Россия Лига Про, Изумруд Красноярск-про - Саяны Зеленогорск-про" в сумме 100 рублей (Приложение N 6 акта проверки);
4. в ППСБК по адресу: Ставропольский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, ул. Циолковского, д. 12/2, (Подвал, комнаты N N 2-6) 11.12.2018 в 13 час.06 мин. принята ставка на официальное спортивное событие (мероприятие) "Волейбол, Россия Лига Про, Зенит Хабаровск-про - Изумруд Благовещенск-про" от гр. Пилояна Акоба, ID:20177030 в сумме 100 рублей (Приложение N 6 акта проверки);
5. в ППСБК по адресу: Ставропольский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Дагомыс, ул. Фестивальная, д.1б (Этаж 1, комнаты N N 3,7,8) 11.12.2018 в 13 час.29 мин. принята ставка на официальное спортивное событие (мероприятие) "Волейбол, Россия Молодежная лига Женщин, Динамо Краснодар-мл (ж) - Локомотив Калинин-мл (ж)" от гр. Пилояна Акоба, ID:20177030 в сумме 100 рублей (Приложение N 6 акта проверки).
В период с 01.01.2018 по 18.12.2018 ООО "Пятигорский ипподром" соглашений об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия не заключало, базу расчета целевых отчислений не определяло.
Так, по пункту 1 принятия ставки на официальное спортивное событие (мероприятие) "Гандбол, Летняя Спартакиада Женщины до 21 года, Самарская обл. до 21 (ж) -Волгоградская обл. до 21 (ж)" в сумме 100 рублей. Летняя Спартакиада по гандболу среди женщин до 21 года проводилась на основании Положения о спортивных соревнованиях IV летней Спартакиады молодежи России 2018 года (далее - Спартакиада, Положение), утвержденного заместителем Министра спорта Российской Федерации 21 декабря 2017 г.
Положение определяет порядок проведения IV летней Спартакиады молодежи России 2018 года. Согласно п. 1.1.1. Положения IV летняя Спартакиада молодежи России 2018 года (далее - Спартакиада) проводится в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года N 1722-р "О проведении Всероссийской спартакиады между субъектами Российской Федерации по летним и зимним видам спорта среди различных групп и категорий населения".
В соответствии с п. 1.4 Положения спортивные соревнования Спартакиады проводятся по различным видам спорта, в том числе по гандболу.
Согласно п. 3.1. Положения общее руководство организацией Спартакиады осуществляют Минспорт России, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр подготовки спортивного резерва" (далее - ФГБУ ФЦПСР), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и общероссийские спортивные федерации по видам спорта при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России)
Понятие и статус общероссийских спортивных федераций определены Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 названного федерального закона общероссийская спортивная федерация представляет собой общероссийскую общественную организацию которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закона N 329-ФЗ создание, деятельность, реорганизация и ликвидация общероссийских спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных данным федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 329-ФЗ по одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 329-ФЗ приказом Министерства спорта Российской Федерации от 1 августа 2014 г. N 662 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 2014 г., регистрационный 33458) утвержден Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации.
На основании положений части 1 статьи 16 Закона N 329-ФЗ общероссийские спортивные федерации наделены, в частности, правом организовывать и проводить по соответствующему виду спорта чемпионаты, первенства и кубки России, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Устава Общероссийской общественной организации "Федерация гандбола России" (далее - Устав, ФГР) ФГР с момента государственной регистрации является юридическим лицом. Государственная регистрация ФГР и получения ею статуса общероссийской спортивной федерации производится в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Общероссийская общественная организация "Федерация гандбола России" аккредитована в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 06.04.2018 N 314.
Сведения о наличии аккредитации у ФГР содержатся в реестре общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций, опубликованном на сайте Министерства спора Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Устава ФГР организует и проводит в рамках ФГР всероссийские и международные спортивные соревнования на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 29 Устава ФГР организует и координирует официальные спортивные соревнования по гандболу, проводящиеся на территории Российской Федерации: Чемпионаты и Первенства России, Кубки России, турниры и т.д. ФГР вправе организовывать отдельные неофициальные спортивные соревнования, иные спортивные мероприятия.
Информация о матче IV летней Спартакиады молодежи России 2018 года но гандболу Самарская обл. до 21 (ж) - Волгоградская обл. до 21 (ж)" содержится на официальном сайте ФГР (http//rushandball.ru/spartakiada2018_women).
Из вышеизложенного следует, что матч по гандболу Самарская обл. до 21 (ж) -Волгоградская обл. до 21 (ж)" состоялся в рамках IV летней Спартакиады молодежи России 2018 года, являлся спортивным событием, организованным общероссийской спортивной федерацией, а именно Общероссийской общественной организацией "Федерация гандбола России".
При таких обстоятельствах, ООО "Пятигорский ипподром" в 2018 году принимая ставки на исход спортивных событий (мероприятий), обязано было заключить соглашение с субъектом профессионального спорта, а именно с Общероссийской общественной организацией "Федерация гандбола России", ИНН7704016264.
Пункт 2 принятия ставки на официальное спортивное событие (мероприятиг) "Волейбол, Россия Лига Про, Кузбасс Кемерово-про - Локомотив Новосибирск-про" в сумме 100 рублей., п. 3 принятия ставки на официальное спортивное событие (мероприятие) "Волейбол, Россия Лига Про, Изумруд Красноярск-про - Саяны Зеленогорск-про" в сумме 100 рублей., п. 4 принятия ставки на официальное спортивное событие (мероприятие) "Волейбол, Россия Лига Про, Зенит Хабаровск-про - Изумрзд Благовещенск-про" от гр. Пилояна Акоба, Ш:20177030 в сумме 100 рублей.
Спортивные события по волейболу были организованы лигой профессиональных турниров (ЛИГА ПРО).
Пункт 5 принятия ставки на официальное спортивное событие (мероприятие) "Волейбол, Россия Молодежная лига Женщин, Динамо Краснодар-мл (ж) - Локомотив Калинин-мл (ж)" от гр. Пилояна Акоба, Ш:20177030 в сумме 100 рублей (Приложение N 6 акта проверки).
В соответствии с п. 3.1.1. Устава Общественной организации "Всероссийская федерация волейбола" (далее - Устав, ВФВ) имеет право организовывать и проводить официальные всероссийские соревнования и другие мероприятия по волейболу, в том числе чемпионаты, первенства, кубки России, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях.
Согласно п. 1 Положения о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по волейболу на 2018 год, утвержденных Президентом Общественной организации "Всероссийская федерация волейбола" Молодежная лига по волейболу является всероссийским спортивным соревнованием (Приложение 9 -Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по волейболу на 2018 год).
Общественная организация "Всероссийская федерация волейбола" аккредитована в соответствии с приказом Министерства спорта Российское Федерации от 28.10.2015 N 991. Сведения о наличии аккредитации у ВФВ содержатся в реестре общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федерации, опубликованном на сайте Министерства спора Российской Федерации.
Информация о матче "Волейбол, Россия Молодежная лига Женщин, Динамо Краснодар-мл (ж) - Локомотив Калинин-мл (ж)" содержится на официальном сайте ВФВ (http//www.volley.ru).
Таким образом, матч Чемпионата России, Молодежная лига Женщины, Динамо Краснодар-мл (ж) - Локомотив Калинин-мл (ж)" является спортивным событием, организованным общероссийской спортивной федерацией, а именно Общественной организацией "Всероссийская федерация волейбола".
Следовательно, ООО "Пятигорский ипподром" в 2018 году принимая ставки на исход спортивных событий (мероприятий), обязано было заключить соглашение с субъектом профессионального спорта, а именно с Общественной организацией "Всероссийская федерация волейбола", ИНН7704036180.
При таких обстоятельствах ООО "Пятигорский ипподром" как организатор азартных игр в букмекерской конторе, заключающий пари на спортивные мероприятия, обязан самостоятельно определять субъекты профессионального спорта, а именно общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортивные лиги, организующие спортивные мероприятия, в отношении которых он принимает ставки и заключать с ними соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий, и на основании таких соглашений осуществлять целевые отчисления от азартных игр (далее - целевые отчисления), направляемые на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта.
Во исполнение пункта 2 предписания от 22.01.2019 - определить базу расчета целевых отчислений в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6.2 Закона N 244-ФЗ База расчета целевых отчислений определяется организатором азартных игр в букмекерской конторе в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (постановление от 31.03.2017 N 386). Согласно положениям "Правил определения организатором азартных в букмекерской конторе базы расчета целевых отчислений от азартных игр" база расчета целевых отчислений формируется по итогам заключения организатором соглашения об использовании символики и наименований спортивных мероприятий с субъектами профессионального спорта - общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта и профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых организатор принимает ставки; база расчета целевых отчислений определяется организатором самостоятельно и ежеквартально; базой расчета целевых отчислений являются доходы, полученные в течение квартала организатором от деятельности по организации и проведению азартных игр в части принятия ставок в отношении спортивных мероприятий, организованных субъектом профессионального спорта, на основании соглашения об использовании символики и наименований спортивных мероприятий. При этом под доходами признается положительная разница между суммой ставок, сделанных участниками азартных игр в отношении спортивных мероприятий, организованных субъектом профессионального спорта, по которым наступил результат азартной игры, и выплаченных им выигрышей; организатор определяет базу расчета целевых отчислений не позднее 7 дней со дня окончания квартала, в котором возникла база расчета целевых отчислений в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами.
Во исполнение пункта 3 предписания от 22.01.2019 - произвести уплата целевых отчислений на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта. Согласно пункту 3 статьи 6.2 Закона N 244-ФЗ целевые отчисления по каждому соглашению, заключенному в соответствии с настоящей статьей, устанавливаются в размере пяти процентов от базы расчета целевых отчислений, определяемой в соответствии с частью 2 настоящей статьи в отношении использования символики, наименований спортивных соревнований, указанных в данном соглашении, и рассчитываются самостоятельно каждым организатором азартных игр в букмекерской конторе. При этом общий объем целевых отчислений по всем заключенным организатором азартных игр в букмекерской конторе соглашениям не может составлять менее пятнадцати миллионов рублей.
Во исполнение пункта 4 предписания от 22.01.2019 - представить общероссийским спортивным федерациям, профессиональным спортивным лигам информация о принятых ставках в отношении спортивных мероприятий, организованных соответствующими общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, о выплаченных выигрышах, а также об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных суммах целевых отчислений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.2 Закона N 244-ФЗ не позднее двадцати дней со дня окончания квартала, в котором возникла база расчета целевых отчислений, организатор азартных игр в букмекерской конторе представляет общероссийским спортивным федерациям, профессиональным спортивным лигам информацию о принятых ставках, интерактивных ставках в отношении спортивных соревнований, организованных общероссийскими спортивными федерациями, профессиональных спортивных соревнований, организованных профессиональными спортивными лигами, о выплаченных выигрышах, а также об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных сумм целевых отчислений.
Во исполнение пункта 5 предписания N 1 от 22.01.2019 - представить Союзу "Первая СРО букмекеров" сведения о выполнении требований, предусмотренных статьей 6.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", с учетом информации о рассчитанных и уплаченных целевых отчислениях. Согласно пункту 7 статьи 6.2 Закона N 244-ФЗ организатор азартных игр в букмекерской конторе в сроки, установленные частью 5 настоящей статьи (не позднее двадцати дней со дня окончания квартала, в котором возникла база расчета целевых отчислений), представляет саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах сведения о выполнении требований, предусмотренных настоящей статьей, в порядке и по форме, которые установлены саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Пятигорский ипподром" не исполнило Предписание N 1 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 22.01.2019 г.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что предписание N 1 от 22.01.2019 г. вынесено налоговым органом законно и обосновано, поскольку в пунктах 9 и 10 спорного распоряжения инспекции указаны правовые основания проведения проверки, при этом права и охраняемые законом интересы общества инспекцией не были нарушены общим указанием на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводилась проверка, в материалах дела имеются достаточные доказательства уведомления общества о проведении внеплановой выездной проверки, содержащиеся в материалах дела доказательства, в полном объеме подтверждают состав вменяемого обществу правонарушения.
Кроме того, следует признать необоснованным вывод суда первой инстанции о неисполнимости предписания, так как из пункта 1 предписания не следует, с кем именно обществу следует заключить соглашения. Ссылка в нем на общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортивные лиги, организующие спортивные мероприятия, в отношении которых общество принимало ставки, не вносит конкретики, поскольку в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, свидетельствующие о принятии ставок обществом на спортивные мероприятия, проводимые указанными организациями, что делает указанный пункт оспариваемого предписания неопределенным, поскольку законность предписания проверялась на момент его вынесения, собранные налоговым органом доказательства подтверждают принятие ставок обществом в 2018 году на исход спортивных событий (мероприятий), организованных общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, а так же обжалуемое предписание явилось, в том числе следствием непредставления обществом в ФНС России всех фискальных документов при осуществлении лицензируемой деятельности.
Следовательно, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, что обусловило неправомерность удовлетворения заявленных обществом требований по спорному предписанию.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2020 по делу N А63-2969/2019 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Пятигорский ипподром" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2969/2019
Истец: ООО "ПЯТИГОРСКИЙ ИППОДРОМ"
Ответчик: ИФНС России по г. Пятигорску
Третье лицо: ИФНС России по г. Пятигорску
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6922/2021
17.05.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2473/19
21.12.2020 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2969/19
25.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9717/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9717/19
22.07.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2473/19
17.04.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2969/19