Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 августа 2021 г. N Ф05-19897/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А40-217563/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГСК "Эльбрус"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2021 по делу N А40-217563/2020
по заявлению: Гаражно-строительного кооператива "Эльбрус"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по г. Москве
о признании недействительными решения, поручения
в присутствии:
от заявителя: |
Котлов В.В. по дов. от 23.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Шепилов С.С. по дов. от 09.03.2021, Фильченкова Д.Н. по дов. от 18.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 25.02.2021, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований Гаражно-строительного кооператива "Эльбрус" (заявитель, Кооператив) о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по г. Москве (налоговый орган, Инспекция) от 06.12.2019 N 39 и поручения от 06.12.2019 N 39/ОК о проведении плановой проверки полноты учета выручки денежных средств в кассу предприятия (индивидуального предпринимателя) заявителя за период с 01.06.2019 по 03.12.2019, о признании незаконной плановой проверки, проведенной налоговым органом в отношении заявителя в период с 06.12.2019 по 31.12.2019 на основании указанных выше решения и поручения, а также ее результатов, оформленных Актом от 29.11.2019.
Не согласившись с принятым судом решением, Кооператив обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что суд надлежащей оценки доводам кооператива не дал, применил не подлежащие применению нормы права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Представители Инспекции в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела, в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок проводится с учетом всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников, все проверки проводятся на плановой основе, ГСК "Эльбрус" был включен в План проверок "По контролю и надзору за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, полнотой учета выручки денежных средств" (далее - План) на декабрь 2019 г. В соответствии с Планом вынесено Поручение от 06.12.2019 N 39/ОК на проведение проверки ГСК "Эльбрус".
Сотрудниками отдела оперативного контроля Инспекции на основании Поручения N 39/ОК от 06 декабря 2019 г. Заместителя начальника ИФНС России N 19 по г. Москве Советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Ф.А. Косова, проведена проверка по вопросу полноты учета выручки в кассу ГСК "Эльбрус" за период с 01.06.2019 по 03.12.2019.
Проверка проведена в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с данными единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 06.12.2019 лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ГСК "Эльбрус", являлся Председатель правления Мельников М.В.
В соответствии с п. 23 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н (далее - Административный регламент) ГСК "Эльбрус" предъявлено поручение N 39/ОК от 06 декабря 2019 г. Факт предъявления поручения удостоверяется подписью Председателя правления ГСК "Эльбрус" ИНН 7719114909 Мельников М.В. 06.12.2019.
По результатам проверки составлен Акт проверки полноты учета выручки денежных средств в кассу Организации N 40/12/19 от 31.12.2019 (далее - Акт проверки), в котором зафиксированы нарушения требований ст. 1.2, ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N54-ФЗ) выразившиеся в неприменении ГСК "Эльбрус" контрольно-кассовой техники, а также требований пп. 4. Г, 4.2, 4.3, 4.6 и 4.7 п. 4, пп. 5.1 и 5.3 п. 5 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", выразившееся в неоприходовании в кассу ГСК "Эльбрус" наличных денежных средств, полученных организацией при осуществлении наличных денежных расчетов.
Полагая, что принятое налоговым органом решение и поручение подлежат признанию недействительными, а проведенная проверка и ее результаты, в том числе акт от 29.12.2019 незаконными как нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере иной экономической деятельности, ГСК "Эльбрус" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу, что оспариваемый акт и действия Инспекции соответствуют закону и не нарушают прав заявителя.
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ, контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами. При осуществлении контроля и надзора налоговые органы:
- ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, проводят анализ данных;
- осуществляют наблюдение за применением контрольно-кассовой техники;
- проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки);
- проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией й индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке,
- контрольные закупки;
- запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе. через кабинет контрольно-кассовой техники. При этом датой получения запроса налогового органа о предоставлении пояснений, справок, сведений и документов считается день размещения такого запроса в кабинете контрольно-кассовой техники либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом;
- получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники;
- получают беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
- приводят проверку правильности учета наличных денег при применении контрольно-кассовой техники;
- выносят предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
- взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности при осуществлении функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
ГСК "Эльбрус" ИНН 7719114909 был включен в План проверок "По контролю и надзору за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, полнотой учета выручки денежных средств" (далее - План) на декабрь 2019 г. В соответствии с Планом вынесено Поручение от 06.12.2019 г N 39/ОК на проведение проверки ГСК "Эльбрус".
Согласно подпунктам 3, 4 пункта 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 Ж 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), положения Федерального закона N 294-ФЗ не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и налогового контроля.
Организация и проведение мероприятий по контролю за применением контрольно-кассовой техники, проводимых в рамках проверок полноты учета выручки, под действие Федерального закона N 294-ФЗ не подпадает.
Сферой регулирования Федерального закона N 54-ФЗ являются денежные расчеты, независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги).
Сферой регулирования Федерального закона N 294-ФЗ являются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" вопрос применения контрольно-кассовой техники относится к сфере общественных отношений в области торговли и финансов, правилам государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Данная правовая позиция сохраняет свою юридическую силу при толкований норм Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
Таким образом, действие Федерального закона N 294-ФЗ не распространяется на проводимые проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федераций от 22.06.2010 N 1130/10.
Проверка полноты учета выручки в отношении ГСК "Эльбрус" проведена с соблюдением сроком, установленных п. 19, 51 Административного регламента. Акт проверки составлен 31.12.2019. Срок проведения проверки не превысил 20 рабочих дней с даты предъявления ГСК "Эльбрус" Поручения N 39/ОК.
В соответствии с данными единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 06.12.2019 лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ГСК "Эльбрус" ИНН 7719114909, являлся Председатель правления Мельников М.В.
В соответствии с п. 23 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н (далее - Административный регламент) ГСК "Эльбрус" ИНН 7719114909 предъявлено поручение N. 39/ОК от 06 декабря 2019 г. Факт предъявления поручения удостоверяется подписью, Председателя правления ГСК "Эльбрус" ИНН 7719114909 Мельников М.В. 06.12.2019.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, что содержатся в исковом заявлении налогоплательщика, и направлены на переоценку доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении суда, которую поддерживает апелляционный суд.
Срок на обращение в суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.02.2021 по делу N А40-217563/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217563/2020
Истец: ГАРАЖНО-СТОЯНОЧНЫЙ КООПЕРАТИВ "ЭЛЬБРУС", ГСК "ЭЛЬБРУС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 19 ПО Г. МОСКВЕ