г. Москва |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А40-217563/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (заинтересованного лица): Фильченкова Д.Н., по доверенности от 18.12.2020;
рассмотрев 24 августа 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Гаражно-строительного кооператива "Эльбрус"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.02.2021,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021
по заявлению Гаражно-строительного кооператива "Эльбрус"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по г. Москве
о признании недействительными решения, поручения,
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный кооператив "Эльбрус" (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по г. Москве (далее - ответчик, инспекция) от 06.12.2019 N 39 и поручения от 06.12.2019 N 39/ОК о проведении плановой проверки полноты учета выручки денежных средств в кассу предприятия (индивидуального предпринимателя) ГСК "ЭЛЬБРУС" за период с 01.06.2019 по 03.12.2019, о признании незаконной плановой проверки, проведенной ИФНС РФ N 19 по г. Москве в отношении ГСК "ЭЛЬБРУС" в период с 06.12.2019 по 31.12.2019 на основании указанных выше решения и поручения, а также ее результатов, оформленных Актом от 29.11.2019.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.02.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Гаражно-строительный кооператив "Эльбрус", просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права, и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт.
В материалы дела от инспекции поступил отзыв, по доводам кассационной жалобы возражает, просит оставить обжалуемые решение и постановление судов без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы отзыва, дал пояснения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами, в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок проводится с учетом всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников, все проверки проводятся на плановой основе, ГСК "Эльбрус" был включен в План проверок "По контролю и надзору за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, полнотой учета выручки денежных средств" (далее - План) на декабрь 2019 г. В соответствии с Планом вынесено Поручение от 06.12.2019 N 39/ОК на проведение проверки ГСК "Эльбрус".
Сотрудниками отдела оперативного контроля Инспекции на основании Поручения N 39/ОК от 06 декабря 2019 г. Заместителя начальника ИФНС России N 19 по г. Москве Советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Ф.А. Косова, проведена проверка по вопросу полноты учета выручки в кассу ГСК "Эльбрус" за период с 01.06.2019 по 03.12.2019.
Проверка проведена в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с данными единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 06.12.2019 лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ГСК "Эльбрус", являлся Председатель правления Мельников М.В.
В соответствии с п. 23 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н (далее - Административный регламент) ГСК "Эльбрус" предъявлено поручение N 39/ОК от 06 декабря 2019 г. Факт предъявления поручения удостоверяется подписью Председателя правления ГСК "Эльбрус" ИНН 7719114909 Мельников М.В. 06.12.2019.
По результатам проверки составлен Акт проверки полноты учета выручки денежных средств в кассу Организации N 40/12/19 от 31.12.2019 (далее - Акт проверки), в котором зафиксированы нарушения требований ст. 1.2, ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) выразившиеся в неприменении ГСК "Эльбрус" контрольно-кассовой техники, а также требований пп. 4.1, 4.2, 4.3, 4.6 и 4.7 п. 4, пп. 5.1 и 5.3 п. 5 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", выразившееся в неоприходовании в кассу ГСК "Эльбрус" наличных денежных средств, полученных организацией при осуществлении наличных денежных расчетов.
Полагая, что принятое налоговым органом решение и поручение подлежат признанию недействительными, а проведенная проверка и ее результаты, в том числе акт от 29.12.2019 незаконными как нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере иной экономической деятельности, ГСК "Эльбрус" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении спора, суды отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу, что оспариваемый акт и действия Инспекции соответствуют требованиям действующего законодательства по контролю за применением контрольно-кассовой техники, проверка проведена с соблюдением прав проверяемого лица и не нарушают прав заявителя.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Судами установлено, что ГСК "Эльбрус" (ИНН 7719114909) был включен в План проверок "По контролю и надзору за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, полнотой учета выручки денежных средств" (далее - План) на декабрь 2019 г.
В соответствии с Планом вынесены Решение N 39 от 06.12.2019 о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств и Поручение от 06.12.2019 N 39/ОК на проведение проверки ГСК "Эльбрус".
Согласно подпунктам 3, 4 пункта 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), положения Федерального закона N 294-ФЗ не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и налогового контроля.
Организация и проведение мероприятий по контролю за применением контрольно-кассовой техники, проводимых в рамках проверок полноты учета выручки, под действие Федерального закона N 294-ФЗ не подпадает.
Сферой регулирования Федерального закона N 54-ФЗ являются денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги).
Сферой регулирования Федерального закона N 294-ФЗ являются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" вопрос применения контрольно-кассовой техники относится к сфере общественных отношений в области торговли и финансов, правилам государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Данная правовая позиция сохраняет свою юридическую силу при толковании норм Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
Таким образом, проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки относятся к мероприятиям финансового контроля.
Действие Федерального закона N 294-ФЗ не распространяется на проводимые проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, судами правомерно отмечена законность проводимой проверки.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении положений статей 198, 200, 201 АПК РФ, положений Федерального Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
Таким образом, доводы кассационной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.02.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу N А40-217563/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" вопрос применения контрольно-кассовой техники относится к сфере общественных отношений в области торговли и финансов, правилам государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Данная правовая позиция сохраняет свою юридическую силу при толковании норм Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
...
Действие Федерального закона N 294-ФЗ не распространяется на проводимые проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
...
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении положений статей 198, 200, 201 АПК РФ, положений Федерального Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 августа 2021 г. N Ф05-19897/21 по делу N А40-217563/2020