7 ноября 2011 г. |
А11-4229/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ковровский механический завод" (601909, Владимирская область, г.Ковров, ул. Социалистическая, 26, ИНН 3305004397, ОГРН 103332200458)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.09.2011 по делу N А11-4229/2011,
принятое судьей Кульпиной М.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Ковровский механический завод" о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Ковровский механический завод" - Королевой В.Н. по доверенности от 22.09.2011 N 15-662/122 сроком действия до 31.12.2011;
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области - Шемякина И.В. по доверенности от 27.07.2011 N 103 сроком действия до 31.12.2011.
и установил:
открытое акционерное общество "Ковровский механический завод" (далее - ОАО "Ковровский механический завод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (далее - Управление), выразившегося в нерассмотрении по существу его заявки о выкупе земельного участка площадью 62 047 кв.метров, кадастровый номер 33:07:000301:7, расположенного по адресу: Владимирская область, Ковровский район, относительно ориентира квартал 37 Мелеховского лесничества лесхоза, расположенного в границах участка. Одновременно Общество просило суд обязать Управление принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и направлении проекта договора купли-продажи с предложением о заключении.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 09.09.2011 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Ковровский механический завод" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Общество считает, что оно своевременно обратилось в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов, следовательно, является несостоятельным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока для обращения в суд. Дело подлежало рассмотрению по существу с принятием решения об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления в судебном заседании указал на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 62 047 кв.м кадастровый номер 33:07:000301:7, по адресу: Владимирская область, Ковровский район, относительно ориентира квартал 37 Мелеховского лесничества лесхоза, расположенного в границах участка.
Земельный участок находится в постоянном бессрочном пользовании заявителя, что подтверждено документально (постановление главы администрации Ковровского района от 03.04.2003 N 167; постановление главы местной администрации Ковровского района от 28.12.1992 N 220; Свидетельство о праве собственности на землю).
10.12.2009 в Территориальное управление поступила заявка Общества от 07.12.2009 на приватизацию этого земельного участка.
Письмом от 06.04.2010 N 2322-05 Территориальное управление направило в адрес Общества копию письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 02.04.2010 и возвратило в адрес Общества комплект документов на доработку.
Письмом от 06.05.2010 N 15-664/64 Общество направило в уполномоченный орган дополнительные документы.
В декабре 2010 года Территориальное управление предложило Обществу представить дополнительные документы, которые были направлены 31.01.2011 письмом от 26.01.2011 N 15-664/17.
Письмом от 18.02.2011 Общество дополнительно направило в Территориальное управление кадастровый паспорт на земельный участок.
Посчитав, что при наличии всех необходимых документов Управление проявляет незаконное бездействие по нерассмотрению по существу заявки и непринятию решения о передаче в собственность земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 36 Земельного кодекса Российской Федерации, 198, 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что Общество пропустило установленный законом срок на подачу заявления в арбитражный суд в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Моментом, с которого начинается исчисление трёхмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В суде первой инстанции уполномоченный орган заявлял ходатайство об отказе Обществу в удовлетворении требований ввиду пропуска им предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд. При этом уполномоченный орган полагает, что срок для обращения в суд следует исчислять с 10 января 2010 года, когда истек предусмотренный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок для принятия решения о передаче испрашиваемого земельного участка в собственность.
Вместе с тем, такой подход уполномоченного органа и суда первой инстанции является неверным, поскольку из объяснений сторон и материалов дела однозначно установлено, что Общество просило признать незаконным не вообще бездействие уполномоченного органа по нерассмотрению его заявки, а именно бездействие по нерассмотрению по существу его заявки о приватизации земельного участка и непринятию решения при предоставлении всех необходимых документов.
Работа по заявке Общества проводилась непрерывно, начиная с декабря 2009 года, Окончательный комплект документов, необходимый для рассмотрения по существу указанной заявки, направлялся Обществом в адрес Управления 18.02.2011 письмом от 18.02.2011 N 15-664/52.
Следовательно, Территориальное управление обязано было принять решение о предоставлении Обществу земельного участка на праве собственности в срок до 18.03.2011 и направить ему проект договора купли-продажи земельного участка в срок не позднее 18.04.2011.
Исходя из смысла вышеуказанных правовых норм, об оспариваемом бездействии Обществу стало известно с 18.03.2011. Именно с этого момента начинается исчисление предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обжалование в судебном порядке соответствующего бездействия органа государственной власти.
С заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области 08.06.2011, то есть в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Поскольку Общество не пропустило срок для обращения в суд с настоящим заявлением, отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев по существу заявленные Обществом требования, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что они являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" указанное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного вышеназванным постановлением, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, осуществляет юридические действия по защите интересов Российской Федерации в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
Пунктом 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, предусмотрено, что территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 01.02.2005 N 37, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Владимирской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, в установленном порядке принимает решение о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами из федеральной собственности.
Таким образом, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, учитывая приведенные выше правовые нормы, суд апелляционной инстанции признает наличие у Управления соответствующей компетенции и полномочий по вопросу распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в который входит и копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
В силу части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Таким образом, одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса и статья 36 Земельного кодекса регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
Пунктом 2 статьи 3 Закона предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Кодекса (наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства в их совокупности, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что Общество устранило выявленные недостатки и представило все предусмотренные законодательством документы, необходимые для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Последующее истребование дополнительных документов Территориальным управлением противоречит нормам действующего законодательства.
Основания для непринятия решения о предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования у уполномоченного органа отсутствовали.
Принимая во внимание все вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое бездействие совершено уполномоченным органом, оно не соответствует Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создает препятствия для исполнения предусмотренной законодательством обязанности переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции в целях восстановления нарушенного права Общества считает необходимым обязать Территориальное управление в месячный срок со дня вступления в законную силу постановления суда принять решение о предоставлении Обществу в собственность земельного участка площадью 62 047 кв.метров, кадастровый номер 33:07:000301:7, расположенного по адресу: Владимирская область, Ковровский район, относительно ориентира квартал 37 Мелеховского лесничества лесхоза, расположенного в границах участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить его открытому акционерному обществу "Ковровский механический завод" с предложением о заключении соответствующего договора.
Неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Владимирской области подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные Обществом по делу судебные расходы в размере 3000 (три тысячи) рублей подлежат взысканию с Управления.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.09.2011 по делу N А11-4229/2011 отменить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области по непринятию решения в отношении заявки открытого акционерного общества "Ковровский механический завод" о передаче в собственность земельного участка площадью 62 047 кв.метров, кадастровый номер 33:07:000301:7, расположенного по адресу: Владимирская область, Ковровский район, относительно ориентира квартал 37 Мелеховского лесничества лесхоза, расположенного в границах участка, как не соответствующее Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в месячный срок со дня вступления в законную силу постановления суда принять решение о предоставлении в собственность земельного участка площадью 62 047 кв.метров, кадастровый номер 33:07:000301:7, расположенного по адресу: Владимирская область, Ковровский район, относительно ориентира квартал 37 Мелеховского лесничества лесхоза, расположенного в границах участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить его открытому акционерному обществу "Ковровский механический завод" с предложением о заключении соответствующего договора.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в пользу открытого акционерного общества "Ковровский механический завод" судебные расходы в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А.Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4229/2011
Истец: ОАО "Ковровский механический завод"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области